Школьное детство как объект научных исследований

Школьное детство как объект научных исследований

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

12

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 32 (130), Август ‘23

Дата публикации 16.08.2023

Поделиться

В статье раскрываются психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Приводится возрастная периодизация и общая характеристика младшего школьного возраста. Описываются черты и особенности кризиса семи лет, психолого-педагогические доминанты развития в младшем школьном возрасте. Описываются трудности , которые младшие школьники могут испытывать в  процессе психологической адаптации к школе. Приводятся виды педагогической запущенности. Поднимается проблема становления отношений в детском коллективе и решающая роли общения в психическом развитии ребенка.

Детство определяется как социокультурный феномен, имеющий свою историю развития, и обладающий конкретно-историческим характером. В широком смысле слова «детство» — это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми. В более узком — совокупность ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.

Детство - период, в течение которого взрослое поколение активно воздействует на младшее, формируя его способности, навыки, умения. Детство - неотъемлемая часть образа жизни и культуры всего человечества, любого отдельно взятого государства и народа, особый период индивидуального становления каждого человека, важнейший этап жизненного пути, начало самореализации личности в конкретном социуме.

Многочисленные исследования в области гуманистической и социальной педагогики рассматривают детство как начальную и особую стадию индивидуального жизненного цикла, когда генетические часы обеспечивают наиболее интенсивный рост человеческого организма, а ближайшая социокультурная среда закладывает основные особенности психики и опыт последующего социального поведения человека, помогает или тормозит самораскрытие уникального творческого потенциала человеческой индивидуальности и личности.

Детство и ребенок стали объектом пристального внимания ученых лишь в ХХ веке. Об этом свидетельствует возникновение таких исследовательских областей, как культурно-историческая психология детского развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин); этнография детства (М. Мид), история детства (Ф. Ариес), экология детства (Ю. Бронфенбреннер). В словарях «детство» трактуется как «детский возраст» и «детские годы», как этап развития человека, предшествующий взрослости, этап интенсивного роста организма, формирования высших психических функций.

 

Феномен детства, естественно, глубоко изучает детская психология. Ее предметом является раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому. Одна из важных задач этой науки —определение, правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, и если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их следует компенсировать [3, c. 25]. Названные проблемы являются предметом исследования выдающихся детских психологов (А. Валлон, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже,А. Фрейд, С. Холл, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон), но вопросами детства в той или иной степени занимались и «взрослые» психологи (В.М. Бехтерев, П.Я. Гальперин, К. Коффка, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.М. Узнадзе, Дж. Уотсон, З. Фрейд, Э. Шпрангер, В. Штерн). Детство исследовали также Ф. Ариес, П.П. Блонский, Ф. Дольто, В.В. Зеньковский, И.А. Соколянский. Самое большое место в психологических исследованиях посвящено возрастной периодизации детства (Б.Г. Ана ньев, Д.Б. Брамлей, Дж. Биррен, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Ш. Бюлер, А. Гезелл, В.В. Давыдов, Дж. Коулмен, А.Н. Леонтьев, Г. Саливен, Э. Шпрангер, Э. Эриксон и др.).

Школьное детство - это период вторичной социализации, когда ребёнок, а затем и подросток усваивает культуру и социальную жизнь общества, в котором ему предстоит жить в качестве взрослого. Ребёнок с 6 — 8 до 16 — 18 лет ходит в школу, познаёт жизнь с различных сторон. Чувствует на себе ответственность (выполнение домашних заданий, посещение школы). Формируется его вкусы, развивается личность ребёнка.

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 7 до 11 лет. Это, тот период, когда проходит обучение в начальной школе, и определяется важнейшим моментом  в жизни ребенка - его поступлением в школу. Этот возраст считается самым ответственным и сложным для детей. [2, с.19 ]

Главное данной темы заключается в том, что этот период - самый необыкновенный в их жизни, который выделился из истории совсем недавно. С ребенком, который  поступает в школу, начинает происходить перестройка всей системы отношений его с реальностью. У него появляются всё новые, связанные со школой обязанности. Вступление в школьный коллектив имеет огромнейшее значение для формирования личности.

Меняется естественно и социальная ситуация развития, теперь она называется «ребенок - учитель», под этим подразумевается «ребенок - общество». В школе существует закон, одинаковый для всех,  воплощением этого закона является учитель, которого все должны понимать и слушаться.

Качество учебной деятельности  школьника и всё его поведение оценивается школой. Эта оценка оказывает влияние на характер его отношений с окружающими. Отношения «ребенок - учитель» проникает во все этапы жизни ребенка. Оно определяет и отношения «ребенок - родители» и «ребенок - сверстники».

Каждый ученик – оригинальная личность, однако психологами делаются попытки выделить и общие правила межличностного взаимодействия. Данная проблема приобретает особую важность в связи с личностно - ориентированной направленностью педагогического процесса в современной начальной школе, что предполагает более пристальное отношение к психологическому состоянию детей.

В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Мышление приводит к качественной перестройке памяти, восприятия, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Дети 7-8 лет обычно мыслят конкретными категориями. К концу данного возраста они должны научиться самостоятельно, делать выводы, сопоставлять, обобщать, находить отличия и общее, устанавливать простые закономерности.

Принимая во внимание важность школьного возраста для становления личности ребенка, для формирования его познавательной и коммуникативной сферы, как для успешности обучения, так и для развития его личности, эта работа направлена на рассмотрение психологических и естественно возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.[1, с. 25]

Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень — уже не дошкольник и еще не школьник.

К 7 годам возникает ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста. Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривляние) преходящи. В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний.

Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей есть основной момент при переходе от возраста к возрасту. При этом меняется и среда, т. е. отношение ребенка к среде. Иное начинает интересовать ребенка, иная деятельность возникает у него, и перестраивается сознание  ребенка, если сознание понимать как отношение ребенка к среде.

Изменение социального статуса: превращение дошкольника в школьника. При этом происходит противоречивое соединение определенной свободы выбора с четко организуемыми рамками поведения школьника. Не все дети к этому подготовлены, поэтому переход к школьному режиму у многих проходит болезненно, конфликтно. 

Психологическая перестройка в деятельности: если раньше главенствующая роль принадлежала игре, то теперь она переходит к учению, изменяющему мотивы поведения, дающему толчок к развитию познавательных интересов и нравственных представлений ребенка. Эта перестройка имеет несколько этапов: 

- первоначальное вхождение в новые условия школьной жизни; 

- вхождение в учебный процесс и новую систему отношений детского и взрослого коллектива; 

- появление начальных форм отношения к нормам и правилам школьной жизни. 

Успешное прохождение этих стадий дает возможность предупредить многие отклонения в нравственном развитии младших школьников. 

Учитель - самая авторитетная личность для младших школьников, особенно в первые два года обучения. Его оценки, суждения воспринимаются как истинные, не подлежащие проверке, контролю. С одной стороны, ребенок тянется к учителю, в котором видит (точнее, хотел бы видеть!) прежде всего справедливого, доброго, внимательного человека. С другой - он чувствует и даже понимает, что учитель - это человек, который много знает, должен быть требовательным, уметь поощрять и наказывать, создавать общую атмосферу жизни и деятельности коллектива. Поэтому одна часть детей видят в своем учителе прежде всего человеческое начало, а другая (гораздо более значительная) -именно педагогическое, «учительское» начало. Здесь многое определяется тем опытом, который накопил ребенок в детском саду. 

Слияние этих двух учительских ипостасей в единый образ рано или поздно происходит в сознании младших школьников, но у каждого ребенка по-своему, с преобладанием той или иной стороны. Исследования показали, что доминирование официального статуса учителя над человеческим характерно для представлений детей с отклонениями в поведении. Такие отклонения можно рассматривать как своеобразную реакцию на неудачи ребенка в учебе и других видах деятельности. Этот момент очень важно учитывать учителям начальных классов, не допускать, чтобы дети боялись их, не подавлять их своим авторитетом.  

Ведущая педагогическая идея в работе с младшими школьниками - формирование первоначальных детских убеждений, построенных на главных постулатах общечеловеческих ценностей, создание ситуации успеха в учебной деятельности.[2, с.21]

Непросто складываются отношения первоклассников и в коллективе. Здесь также очень важна роль учителя. Дети смотрят друг на друга его глазами. Оценивают поступки, проступки одноклассников теми мерками, которые предложил учитель. Если учитель постоянно хвалит ребенка, он делается объектом желаемого общения. К нему тянутся другие дети, с ним хотят сидеть за одной партой, дружить. Замечания, упреки, наказания делают ребенка отверженным в своем коллективе, превращают в объект нежелаемого общения. И в том, и в другом случае поведение и нравственное развитие младшего школьника оказывается в зоне психологического риска. 

Проблема становления отношений в детском коллективе очень важна во все периоды школьного детства. Американский психолог  Дэниел Гоулман писал: «До сих пор мы оставляли эмоциональное образование детей на волю случая, и последствия просто ужасны. Одно из возможных решений – формирование нового подхода к обучению и развитию целостной личности ученика – в балансе между умом и сердцем».[3, с.23]

Д.Гоулман утверждает: «… ключевая эмоциональная способность ребёнка – понимать ощущения другого человека и поступать так, чтобы дополнить эти чувства. Умение управлять эмоциями другого человека – основное в искусстве поддержания взаимоотношений. Настроенность на других людей требует более спокойного  внутреннего состояния по сравнению с ними. Таким образом, контроль над эмоциями другого человека – тонкое искусство сохранения взаимоотношений – требует зрелости двух других эмоциональных навыков: умения владеть собой и эмпатии.» [3, с. 200]

Только на этой основе способны формироваться и развиваться навыки взаимодействия с людьми. Слабые социальные компетенции ведут, как правило, к неспособности гармоничного существования в обществе или к постоянным неудачам в отношениях. Именно отсутствие таких навыков становится причиной того, что даже люди с блестящим умом не могут наладить взаимоотношения, так как их считают высокомерными, беспардонными или бездушными.  Развитые социальные компетенции  позволяют человеку задавать тон в любом общении, вдохновлять окружающих, получать удовольствие от близких отношений, располагать к себе других людей, убеждать и оказывать на них влияние. [3, с.201]   

Общение и самопознание – это две большие проблемы, которые уже давно волнуют умы человечества. В последние десятилетия интерес к ним во всем мире еще более обострился. И тому множество причин.[4, с.8]

Общение и самопознание тесно связаны друг с другом. Общение – наилучший путь для того, чтобы познать себя. А правильное представление о себе, конечно, в свою очередь, влияет на общение, помогая его углублению и упрочнению. В деловых контактах и в дружеских связях одинаково важно отдавать себе отчет в своих действиях, строго судить себя и верно оценивать.[4, с.10] 

Общение со взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного детства. Нет оснований говорить о том, что с возрастом ребенка роль общения усиливается или уменьшается. Правильнее сказать, что его значение становится все сложнее и глубже, по мере того как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и появляются все новые его способности. Основное и, быть может, наиболее яркое позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей.

Общение всегда тесно связано с деятельностью, и само может рассматриваться как особый вид деятельности. «Общение» и «коммуникативная деятельность» для нас синонимы. Для анализа общения можно использовать общепсихологические концепции деятельности. Мы воспользовались теорией деятельности, разработанной в советской психологии А. Н. Леонтьевым. [5, с.41] Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Мы выделяем среди них 3 функции: организации совместной деятельности, формирования развития межличностных отношений и познания людьми друг друга. 

Значение категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественную сущность человека и его личности, а также понять развитие психики ребенка как процесс, происходящий путем присвоения детьми общественно–исторического опыта человечества в контексте реального общения со взрослым, живым носителем этого опыта. 

Влияние общения на психическое развитие маленького ребенка происходит следующим образом: 

1) благодаря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения; 

2) благодаря обогащению взрослыми опыта детей; 

3) путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями; 

4) на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого; 

5) благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых; 

6) вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.

Детство рассматривается как начальная стадия индивидуального жизненного цикла, когда обеспечивается наиболее интенсивный рост человеческого организма. Социокультурная среда закладывает особенности психики и опыт последующего социального поведения человека, помогает или тормозит самораскрытие уникальной человеческой индивидуальности. Школа как образовательно-воспитательное пространство жизнедеятельности ребенка выполняет свою социальную роль в развитии подрастающего поколения, в приобщении его к культуре, к активной деятельности, если создана для этого благоприятная нравственнопсихологическая атмосфера. В образовательном пространстве школы выделяется множество сред, которые оказывают значительное влияние на социализацию школьника: материальная, природная, пространственнопредметная, культурная и др. Атмосфера школы как фактор развития ребенка включает: собственно школу; совокупность кружков, секций, студий, клубов; детские и юношеские общественные организации; трудовые объединения школьников. Среди причин, обусловливающих отчуждение ребенка от школы, выделяют: социально-психологические, психологические, педагогические. Формирование положительного отношения ребенка к учению и школе возможно при соблюдении в образовательном процессе ряда психологопедагогических условий. Школьник как объект образовательного процесса предстает как конкретный ребенок, характер и поведение которого отражает одновременно влияние трех факторов: онтогенеза, возраста и пола, а также социальной сферы. В силу этого каждый школьник, обладая только ему присущими качествами, обнаруживает целый ряд свойств, типичных для других учащихся. Типичные половозрастные характеристики ребенка обусловлены ведущими потребностями, ведущими новообразованиями, которые формируются в ведущих видах деятельности. Как субъект образовательного процесса учащийся предстает перед педагогами носителем определенных интересов, склонностей, способностей, неповторимых личностных свойств, которые выделяют его из среды сверстников. Исследователи подчеркивают, что освоение ребенком мира — колоссальный труд, многолетняя и самостоятельная работа. Исследуя процесс взаимодействия взрослых и детей, психологи отмечают, что хотя ребенку необходим взрослый в процессе освоения мира, и помощь взрослого может быть весьма полезна, существуют, тем не менее, опасности излишней опеки и т. п. Задача взрослого научиться отличать ситуации, не требующие его вмешательства, от ситуаций, их требующих. «Обычно взрослых губит неосознаваемое желание отобрать у детей часть их жизненно важных функций» [6, c. 273]. Это желание выражается в стремлении авторитарно подчинить детей своей воле, регламентировать их поведение в тех случаях, когда им жизненно важна свобода; нередко взрослый готов присоединиться к детям в их занятиях: игре, оборудовании «штаба» и т. п., но замечено, что постепенно он начинает себя вести как доминирующий старший ребенок, злоупотребляя возможностями взрослого человека, подавляет или полностью вытесняет их из игры. Важно осознание, что существуют ситуации в детской жизни, когда помощь взрослого необходима и ценна (когда дети сталкиваются с проблемами, для решения которых у них недостает ресурсов или если эти проблемы находятся вне их компетенции). Педагоги-гуманисты утверждают, что в основе воспитательной деятельности должна лежать идея абсолютной ценности детства, а в основе взаимоотношений педагога и ребенка как полноправного субъекта этих отношений — интересы и потребности ребенка. Таким образом, основополагающим принципом воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства является принцип уважения личности ребенка и его прав.

Список литературы

  1. Л,.С. Выготский. Психология развития ребенка. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с. — (Библиотека всемирной психологии).
  2. А.С. Белкин. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
  3. Дэниел Гоулман .Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ/ Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой; [науч.ред.Е.Ефимова].- 12-е изд. Переработанное и дополненное .- Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2022- 544с. (Psychologies).
  4. М.И. Лисина «Формирование личности ребенка в общении.»: Питер; СПб.; 2009
  5. А.Н.Леонтьев. Лекции по общей психологии, М. 2000
  6. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — С-Пб.: Изд-во «Питер», 1999.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее