Учёт возрастных особенностей в организации процесса формирования патриотических ценностей подростков

Учёт возрастных особенностей в организации процесса формирования патриотических ценностей подростков

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

64

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Дата публикации 17.01.2022

Поделиться

Cтатья посвящена изучению учета возрастных особенностей в организации процесса формирования патриотических ценностей подростков. Патриотическое воспитание подростков – это сложный процесс, который ориентирован на формирование ценностей, способных отразить уровень патриотизма. Актуальность исследования обусловлена тем, что в воспитательном отношении именно подростковый возраст считается самым кризисным и трудным.

Подростковый возраст – это тот самый период, в котором у ребенка формируется характер, самооценка, происходит выбор жизненного пути. На этом этапе он становится личностью. Важно, чтобы в возрасте от 12 до 16 лет, на который приходится самый пик кризиса переходного возраста, у ребенка было правильное окружение, прививались базовые ценности. Одной из них является патриотическое воспитание, формирующее у подростков любовь к Родине, сохраняющее культурные традиции.

Патриотическое воспитание подростков – сложная нравственно-личностная характеристика, включающая целенаправленный процесс формирования ценностных ориентаций, отражающих уровень патриотических чувств и способность осуществлять эффективную деятельность по усвоению и распространению родной культуры [1].

Актуальность исследования учета возрастных особенностей в организации процесса формирования патриотических ценностей подростков обусловлена тем, что в воспитательном отношении именно подростковый возраст считается самым кризисным и трудным.

Чтобы глубоко раскрыть интересующий нас вопрос, рассмотрим особенности подросткового периода.

Как считает Л.С. Выготский, психологический возраст основан на следующих составляющих: деятельность человека; отношения с окружающим миром; место в социально-психологической системе.

Л.С. Выготский считает, что подростковому периоду характерны и такие черты, как обозначение социальной позиции, становление нравственности, выбор моральных принципов, а также характерна и потеря детского мироощущения, безответственного отношения к жизни [3].

Д.И. Фильдштейн считает, что психические процессы в подростковом возрасте стремительно развиваются. Возрастает любопытство, пытливость ума, жажда к знаниям и получению новой информации, что дает толчок к развитию абстрактного и творческого мышления [2].

Таким образом, внимание детей в возрасте от 12 до 16 лет становится преднамеренным, а период формирования произвольной памяти завершается. Избирательное, целенаправленное, анализирующее становится и восприятие подростков. Другими словами, именно в этом возрасте наиболее эффективно формирование когнитивной составляющей патриотизма.

Также резко изменяется психическая активность. Этому способствует два ряда происходящих процессов в ментальности детей. Л.С. Выготский обозначил эти ряды процессов:

- первый ряд - натуральный - процессы биологического созревания организма, включая половое созревание;

- второй ряд - социальный - процессы общения, воспитания, социализации в широком смысле слова [2].

Как отмечает ученый психолог А.А. Реан, в начале полового созревания, когда появляются новые гормоны в крови, влияющие на центральную нервную систему, активного физического развития, увеличивается уровень активности, физические и психические возможности детей также возрастают. Все это создает и формирует благоприятные условия для появления у подростков ощущения взрослости и самостоятельности. Следовательно, чувство взрослости, осознанности и самостоятельности – это главная особенность подростков [4].

Как показывает практика, уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого фактически он еще не достиг. Активно развивающуюся потребность быть и считаться взрослым подросток осуществляет через стремление расширить сферу самостоятельности. Но на данном этапе взросления ребенку невозможно быть полностью самостоятельным. И очень важно уметь сгладить кризис, возникающий в результате противоречий между появившимся ощущением самостоятельности и психологическими возможностями подростка. И правильно разрешив этот кризис можно рассчитывать на дальнейшее психическое развитие.

Сценарное развитие ситуации, в которой находится подросток, заключается в следующем. Для самостоятельного решения подростку необходимо уже быть независимым от мнения окружающих. Но выработать механизмы личностного саморегулирования достаточно трудно. Именно поэтому необходимо обрести внутреннюю уверенность в себе, быть осознанным, иметь чувство собственного достоинства.

Ценности и взгляды подросткового общества не всегда равны ценностям взрослых, а это очень часто становится причиной конфликтов и недопонимания. И подростки стремятся идентифицировать себя с группой.

Необходимо отметить, что ценности таких групп не всегда соответствуют ценностям патриотизма, а напротив, даже могут нести в себе ценности нацизма и фашизма. Сознание подростков в таком случае будет иметь деструктивную направленность. Поэтому важно, чтобы в таком столь восприимчивом возрасте у подростковых групп было правильное направление, осознанный и рациональный наставник, ведь референтные личности влияют на самооценку детей и мировоззрение как основу патриотического сознания.

Окружающая среда, информационная среда формирует патриотическое сознание подростков, нравственные убеждения и идеалы. Именно в такой возрастной период закладываются и развиваются моральные чувства патриотизма, интернационализма, ответственности и др.

Подростки в возрасте от 12 до 14 лет не всегда способны дать правильную оценку той информации, которая идет к ним из СМИ и Интернета. Что же касается старших подростков, то они более способны к правильной оценке информации. Важно помнить еще и о том, что любая информация из окружающей среды часто воспринимается подростками в качестве примера отношения к Родине и своему народу.

Знания и информация, получаемые в школе, из интернета, старших товарищей, родителей, становятся основой для формирования ценностных и качественных характеристик личности. Уже к 16 годам учащиеся начинают вступать в три стадии самоопределения: личностное; гражданское; профессиональное.

И здесь патриотизм не только чувство, но и осознанная гражданская позиция. Понимается и принимается и понятие родины, и понятие государства.

Итак, в подростковом возрасте:

- складываются социальные и психологические причины для формирования чувства патриотизма;

- зарождается стремление к этнической идентичности, которая является формированием национального самосознания и патриотизма;

На процесс национальной и этнической идентичности влияют окружающая и информационная среда, которая не всегда несет в себе положительный характер.

Следовательно, подростковый возраст - самый чувствительный период, в котором формируется самосознание, Я-концепция личности, в частности национального самосознания и патриотизма.

Если в период самоидентификации подросток попадает в «группу риска», что не позволяет ему справиться с кризисом переходного возраста, то этническая стратификация не приведет к истинному патриотизму.

Основная суть подросткового возраста – это его переход от детства к взрослости. Каждая сторона развития перестраивается, формируются психологические новообразования. Исходя из этого процесса преобразования, определяется работа по патриотическому воспитанию [3].

Выделяют следующие функции процесса патриотического воспитания подростков: информационная; диагностическая; коммуникативная; перспективная; регулирующая.

Патриотизм подростка, изучаемый в данном контексте как характеристика личности, определяет развитие человека в процессе специально организованного патриотического воспитания и патриотической деятельности.

Список литературы

  1. Багрецов Д.Н., Ширшов В.Д.Патриотизм: современные вызовы и перспективы // Педагогическое образование в России. 2016. № 5. С. 63-70.
  2. Васильева Ю.В. Особенности воспитания патриотизма у подростков/ Киберленинка, 2018
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 2018. - 580 с.
  4. Реан А.А. Воспитание подростков/ А.А. Реан. – М: Психология, 2019
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее