РАЗВИТИЕ СЛОВОТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ЛИМЕРИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РИФМОКАРТ

РАЗВИТИЕ СЛОВОТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ЛИМЕРИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РИФМОКАРТ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

6

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (150), Январь ‘24

Дата публикации 07.01.2024

Поделиться

Первоначальным этапом в образовании ребенка является ступень дошкольного образования. Данным период жизни ребенка является базой длядальнейшего становления личности. В век информационно-компьютерных технологий развитие речи детей стало представлять собой одну из актуальных проблем в сфере ообразования, в частности связная речь дошкольников. Становление и развитие связной речи, её сущность рассматривается во многих психологических исследованиях (А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин.

 

Первоначальным этапом в образовании ребенка является ступень дошкольного образования. Данным период жизни ребенка является базой длядальнейшего становления личности. В век информационно-компьютерных технологий развитие речи детей стало представлять собой одну из актуальных проблем в сфере ообразования, в частности связная речь дошкольников. Становление и развитие связной речи, её сущность рассматривается во многих психологических исследованиях (А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования как самостоятельная образовательная область выделена область «Речевое развитие», включающая в себя обогащение активного словаря, развития связной грамматически правильной диалогической и монологической речи дошкольников. Е. А. Смирнова, О. С. Ушакова и другие полагают, что речевое развитие и подготовка детей к школе невозможны без формирования грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей старшего дошкольного возраста.

В качестве основного приема обучения используется образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только - что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов.

Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность и в процессе свободного общения.

В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей.

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать для развития речи детей. Для того, чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным. Одной из таких технологий является словотворчество. Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление изучали как у нас в стране (Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова. Существует множество ТРИЗ технологий и игр для работы с дошкольниками.

Одна из таких называется –Лимерик.

Как известно, всё новое-это хорошо забытое старое. Тема словотворчества давно используется в работе с дошкольниками, со временем «обрастая» новыми технологиями. Так, добавив технологию ТРИЗ, мы получаем новую, видоизменённую методику. Новизна ДАНОГО приема заключается в том, что для развития речи детей старшего дошкольного возраста используются РИФМОКАРТЫ. Рифмокарта представляет собой алгоритм составления лимерика. Может быть в виде рисунка, текста или даже графического изображения. Данное нововведение преследует решение таких задач, как 

  • способствовать активному вовлечению в совместную деятельность всех участников образовательного процесса;
  • разработать план. Познакомить с моделью построения лимериков на основе рифм карты;
  • активизировать речь детей, обогащать словарный запас, использовать образные слова и выражения, развивать выразительность речи;
  • воспитывать интерес к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества;
  • осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения речевой активности ребенка.

Ведь, как известно, такая форма монологического текста как стихотворение, способствует тому, что у детей воспитывается способность чувствовать художественную выразительность слова.

Исследователями становления детской речи и особенностей её развития, установлено, что нормально развивающиеся дети в 3-5 лет имеют естественную потребность в стихосложении. Ведь весёлое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это и есть «словесная игрушка». И в то же время детская поэзия – это особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. Здесь можно дать волю воображению: совместить несовместимое, сопоставить несопоставимое.

Тем не менее, специалисты и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Одним из инновационных методов, помогающих решить данные проблемы, является метод лимерика. Сравнительно недавно педагоги стали применять лимерик для активизации познавательной активности и развития речи детей.

Лимерик - это короткое стихотворение состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812–1888). Среди русских переводчиков наиболее известны такие писатели, как Самуил Маршак и Корней Чуковский.

Лимерик –это часть своеобразного фольклора, сродни частушкам. Частушки-это забавные народные песенки. Также и лимерики схожи по своей структуре с авторскими стихотворениями, такими, как «Путаница» К.И.Чуковского:

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными грибами…

Лимерик состоит из пяти строчек, а рифмуются они следующим образом:

Первая, довольно длинная строка, обычно описывается, кто и где жил да был; вторая, тоже довольно длинная строка, знакомит с какой-то интересной особенностью героя; третья и четвертая строки – короткие, они повествуют о неожиданных, а подчас невероятных событиях; пятая строка – довольно длинная и самая смешная (иногда она похожа на первую). Рифма в лимериках строго фиксирована: первая и вторая строки рифмуются с пятой строкой, а третья – с четвертой (схема – аабба).

Для комфортного процесса при составлении лимерика мы предлагаем использование рифмокарты. Рифмокрада представляет собой поле с отдельно взятыми элементами и на первоначальном этапе используется для игровых заданий и упражнений. Так, игры «Найди лишнее», «Складные картинки», «Расставь по местам» являются первоначальным звеном в цепочке по составлению лимерика.

По содержанию лимерик строится по следующей модели:

1 строчка («ветвь) - Объект (Кто? Что?)

2 строчка («ветвь) - Сравнение или указание на свойство объекта (какой?)

3 строчка («ветвь) («ветвь) - Действие или взаимодействие с другими объектами (где?)

4 строчка(«ветвь) - (с кем общался? что делал?)

5 строчка – Вывод (утверждение или мораль)

Использование метода лимерика в работе по развитию звуковой аналитико-синтетической активности помогает решить следующие задачи:

-формировать чувствительность к слову;

-упражнять детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются;

-упражнять детей самостоятельно подбирать рифмованные слова;

-закреплять умение детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию;

 -знакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы;

-формировать умение создавать варианты рифмованных текстов,

упражнений в согласовании слов в рифмовках;

- формирования интереса к самостоятельному словотворчеству.

Основная форма работы - игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности. Нам помогают в этом рифмокарты.

Предварительная работа по составлению лимериков может включать следующую систему заданий:

1.Работа с рифмокартами: нахождение главного слова (картинки), ознакомление с последовательностью действий; подбор картинки-рифмы; составление самостоятельного звена.

2. Договаривание последнего слова в чистоговорках, что позволяет автоматизировать звук в речи у плохо говорящих, а также при инклюзивном образовании.

Са-са-са – укусила в нос оса.

Су-су-су – мы увидели лису.

Се-се-се – скачет белка в колесе.

Со-со-со – укатилось колесо.

В ходе работы необходимо обратить внимание на то, что ударение в последнем слове падает на последний слог. Проговаривать рифмовки следует так, чтобы дети почувствовали ритмический рисунок. Рифмовки можно прохлопать, протопать и т.д.

3. Придумывание чистоговорок детьми с опорой на рифмокарту.

Идет работа по активизации и актуализации активного словаря, развитие мышления, логики, анализа и синтеза слов

3. Договаривание хором рифмующихся слов в стихотворении.

Работа ведется на основе загадок-складок.

Умываюсь утром рано я водою из-под … (крана).

Вот потеха, так потеха: вторит все за нами … (эхо).

Тому, кто не умеет петь, на ухо наступил… (медведь).

Сильно плачут все вокруг, если мама чистит… (лук).

4. Работа над понятием рифма с использованием рифмокарт.

Когда ребенок прошел все этапы работы над звучащим словом, он подходит к самостоятельному словотворчеству. Но для этого необходим высокий уровень сформированности словаря.  Поэтому первые опыты составления лимериков проходят по рифмокарте, которую дети уже усвоили. Лимерики и стихотворения, написанные детьми, в дальнейшем можно использовать на ознакомлении с окружающим миром, с художественной литературой, развитии речи, ОБЖ, ПДД для повышения интереса детей.

Эффективность метода лимерик заключается в самовыражении детей, через сочинение собственных стихов; изученный на занятиях материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению.

Лимерик помогает развить речь и мышление.

Лимерик облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. Используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Лимерик - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить лимерики и оценивать их).

Лимерик является игровым приемом.

Метод лимерика - открывает новые возможности; помогает оптимизировать работу педагогов:

использование лимерика не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход;

способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий;

является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала;

носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Таким образом, выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности по методу лимерика с использованием рифм карты, способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе.

Список литературы

  1. Известия Уральского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2006. № 41. С. 128-136. Формы работы над лимериками Грачева В.Ю. В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 19-21.
  2. Кулеш У.В. В сборнике: Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. Сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции. Сер. "Родная словесность в школе и вузе" Тверской государственный университет; Ответственный редактор: Т.В. Бабушкина, редактор выпуска: Е.Г. Милюгина. 2013. С. 207-211.
  3. Лимерик как стихотворная форма: история, структура, перевод Хетагурова Е.А. В сборнике: Учитель, учебник, ученик. Материалы VII международной научно-практической конференции: Сборник статей. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2014. С. 356-361.
  4. Соболева Н.В. Лимерик Элварда Лира: проблема интерпретиции
  5. Сытина, О. И. Сочинение лимериков как путь развития детского литературного творчества К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников / О. И. Сытина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 296-297. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47396/ (дата обращения: 03.02.2022).
  6. Филиппова Ю.В. Словотворчество детей и родителей В сборнике: Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования. Сборник статей по материалам IV Всероссийской заочной научно-практической конференции. Под редакцией Т.В. Кружилиной, Т.Ф. Ореховой. 2019. С. 400-404.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее