РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ФФНР

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ФФНР

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (151), Январь ‘24

Дата публикации 09.01.2024

Поделиться

В данной статье дается характеристика фонематического анализа и синтеза, приводятся особенности их формирования у детей с ФФНР. Проведенное исследование направлено на то, чтобы пролить свет на особенности развития фонематического анализа и синтеза у детей 5,5–6 лет с ФФНР. Важность этого исследования обусловлена необходимостью развития речевой деятельности в дошкольном возрасте. В статье также рассматриваются средства, используемые педагогами в коррекционной работе.

Актуальность исследования определяется тем фактором, что средний дошкольный возраст – это период активного становления и развития всех сторонречи: фонетической, лексической, грамматической.

Дошкольный период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования. В это время формируется болеедифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения [3].

В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической  стороны  речи,  умение  воспроизводить  слова  различной  слоговой структуры и звук наполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, малоупотребительных и чаще всего незнакомых для них слов. При этом достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить это слово, и он быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.

Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой  фразовой  речью,  фонетически,  лексически  и  грамматически  правильно оформленной.

Значимость  разработки  этой  проблемы  определяется  несколькими  аспектами: во-первых, необходимостью социализации ребенка и его личностного развития;  во-вторых,  специальной  подготовкой  воспитателя  к  осуществлениюфункций развития речи и ее коррекции на ранних этапах возрастного развития ребенка.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи–  наиболее  распространенное  речевое  заключение при обследовании детей дошкольного возраста. Опыт учителей-логопедов показал, что количество детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи неуклонно растет. Данные свидетельствуют о проблеме, требующей немедленного и эффективного решения [2].

Анализ научной, методической литературы позволил сформулировать следующие  определения:  фонематический  анализ  представляет  собой  операциюмысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. Фонематический анализ может быть простым и сложным. Под фонематическим синтезом понимается мысленный процесс соединения частей в целое, в данном случае звуков в слоги, а слогов в слова.

Специалисты в области логопедии фонетико-фонематическое недоразвитие речи определяют как нарушение процессов формирования произношения у детей  с  различными  речевыми  расстройствами  из-за  дефектов  восприятия  произношения фонем. В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется  несколько  состояний:  трудности  в  анализе  нарушенных  в  произношениизвуков; при сформированной артикуляции не различение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове [2].

Таким образом, на формирование фонематического анализа и синтеза у детей с ЗПР вторично влияет низкий уровень развития речевого внимания.Преодоление нарушений развития фонематического анализа и синтеза требует целенаправленной логопедической работы в ходе специально организованной работы с использованием специальных коррекционных упражнений и заданий. На  основе  полученных  результатов,  был  составлен  коррекционный  комплекс, который позволял решить следующие проблемы: проблемы сформированности фонематического анализа: несформированность умений определять место звука  в  слове,  определять  место  звука  по отношению  к другим  звукам  слова, определять  последовательность  звуков  в  слове;  проблемы  сформированности фонематического синтеза: нарушения слияния звуков в слоги, а слогов в слова при нарушенной последовательности звуков. Данный комплекс предполагает дифференцированный подход к занятиям с детьми, в зависимости от уровня развития фонематического анализа, фонематического синтеза.

Список литературы

  1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. – М., 2004.
  2. Смирных С.П. Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция / С.П. Смирных // Дошкольная педагогика. – СПб., 2003.
  3. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми / Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева. – М., 2002.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary