Актуальность исследования определяется тем фактором, что средний дошкольный возраст – это период активного становления и развития всех сторонречи: фонетической, лексической, грамматической.
Дошкольный период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования. В это время формируется болеедифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения [3].
В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звук наполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, малоупотребительных и чаще всего незнакомых для них слов. При этом достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить это слово, и он быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.
Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Значимость разработки этой проблемы определяется несколькими аспектами: во-первых, необходимостью социализации ребенка и его личностного развития; во-вторых, специальной подготовкой воспитателя к осуществлениюфункций развития речи и ее коррекции на ранних этапах возрастного развития ребенка.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи– наиболее распространенное речевое заключение при обследовании детей дошкольного возраста. Опыт учителей-логопедов показал, что количество детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи неуклонно растет. Данные свидетельствуют о проблеме, требующей немедленного и эффективного решения [2].
Анализ научной, методической литературы позволил сформулировать следующие определения: фонематический анализ представляет собой операциюмысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. Фонематический анализ может быть простым и сложным. Под фонематическим синтезом понимается мысленный процесс соединения частей в целое, в данном случае звуков в слоги, а слогов в слова.
Специалисты в области логопедии фонетико-фонематическое недоразвитие речи определяют как нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия произношения фонем. В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний: трудности в анализе нарушенных в произношениизвуков; при сформированной артикуляции не различение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове [2].
Таким образом, на формирование фонематического анализа и синтеза у детей с ЗПР вторично влияет низкий уровень развития речевого внимания.Преодоление нарушений развития фонематического анализа и синтеза требует целенаправленной логопедической работы в ходе специально организованной работы с использованием специальных коррекционных упражнений и заданий. На основе полученных результатов, был составлен коррекционный комплекс, который позволял решить следующие проблемы: проблемы сформированности фонематического анализа: несформированность умений определять место звука в слове, определять место звука по отношению к другим звукам слова, определять последовательность звуков в слове; проблемы сформированности фонематического синтеза: нарушения слияния звуков в слоги, а слогов в слова при нарушенной последовательности звуков. Данный комплекс предполагает дифференцированный подход к занятиям с детьми, в зависимости от уровня развития фонематического анализа, фонематического синтеза.
Список литературы
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. – М., 2004.
- Смирных С.П. Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция / С.П. Смирных // Дошкольная педагогика. – СПб., 2003.
- Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми / Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева. – М., 2002.