Цифровая трансформация бизнеса на базе компании «ПАО Ростелеком»

Цифровая трансформация бизнеса на базе компании «ПАО Ростелеком»

Авторы публикации

Рубрика

IT-Технологии

Просмотры

300

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 12 (110), Апрель ‘23

Дата публикации 28.03.2023

Поделиться

Рассмотрена цифровая трансформация «ПАО Ростелеком» в период 2018 -2023 гг. Трансформация была направлена на превращение Ростелекома в IT-компанию с расширением перечня цифровых услуг, созданием экосистемы решений вокруг клиентов. Также компания стала основным партнером государства в реализации «Цифровая экономика», а именно в двух ее направлениях: информационная инфраструктура и информационная безопасность.

Цифровая трансформация – это глубокое преобразование продуктов, бизнес и операционной модели организации с помощью прорывных технологий, таких как: блокчейн, интернет вещей, искусственный интеллект, дополненная реальность и др. Эти технологии оптимизируют эффективность и увеличивают производительность компаний, а также позволяют создать принципиально новые цепочки добавления ценности, придумать новые, более прибыльные и полезные клиенту продукты. Соответственно, растет прибыль компаний и инвестиционная привлекательность. На сегодняшний день потенциал развития экономики во многом обусловлен именно прорывными технологиями [1].

Процесс цифровой трансформации актуален для любой сферы нашей деятельности. Мобильное приложение налоговой службы, онлайн-банкинг, блокчейн-реестры в страховых компаниях, техподдержка клининговой компании в виде чат-бота, таргетированная реклама и медицинская диагностика использующие большие данные и искусственный интеллект, торговые маркетплейсы – все эти инновации являются далеко не полным набором примеров использования современных цифровых технологий.

Компаниям, которые не придали особую важность использованию этих технологий, становится все сложнее конкурировать с цифровой элитой. Так, например, яркий представитель цифровой экономики Uber поглотил практически все небольшие сервисы такси, а Airbnb приносит все больше убытков классическим моделям гостиничного бизнеса. В рамках данной статьи рассмотрим цифровую трансформацию «ПАО Ростелеком».

Ещё в 2018 году в компании «Ростелеком» была принята стратегия цифровой трансформации в период с 2018 по 2022 год, направленная на создание экосистем сервисов и услуг, улучшение качества клиентского сервиса, развитие человеческого капитала, модернизацию технологической платформы и повышение операционной эффективности. Стратегия предполагала интенсивное использование отечественных технологий как в развитии сетевой и информационной инфраструктуры, так и процессе создания новых продуктов и услуг. Стратегия предусматривала цифровую трансформацию из оператора услуг связи в ИТ-компанию, которая предоставляет цифровые сервисы для людей, бизнеса и государства [2].

Стратегия цифровой трансформации направлена на:

  1. Развитие экосистем продуктов, услуг и клиентского сервиса.
  • Экосистемы (продукты и сервисы) вокруг клиентов;
  • Высокие стандарты клиентского сервиса;
  • Создание и развитие партнерских платформ;
  • Масштабирование традиционного бизнеса.
  1. Модернизация технологической платформы.
  • Модернизация и централизация ИТ;
  • Развитие оптической и модернизация медной сети.
  1. Развитие человеческого капитала.
  • Наращивание цифровых компетенций;
  • Переобучение и внутренняя миграция персонала;
  • Новые подходы к развитию персонала и организации труда;
  • Совершенствование корпоративной культуры и моделей взаимодействия.
  1. Повышение эффективности.
  • Продолжение программы операционной эффективности;
  • Оптимизация недвижимости;
  • Улучшение системы принятия решений и бизнес-процессов.

Уже в первом полугодии 2018 года более половины выручки компании сформировали цифровые и контентные сервисы – доступ в интернет, платное ТВ, облачные решения и дата-центры, кибербезопасность и др. Внутри компании также произошли изменения: созданы команды и центры компетенций по новым цифровым технологиям, включая биометрию, кибербезопасность, интернет вещей, умный дом и другие направления. Изменив бизнес, компания кардинального обновила и свой образ. Вместо традиционного сине-оранжевого «уха» на новом логотипе изображена сложенная двухцветная лента, цвета которой меняются в зависимости от вида услуги. Задача нового бренда – отразить изменение подхода компании к продуктам и клиентам.

В общей сложности за 2018 год компания: представила первую рабочую версию Единой биометрической системы для интеграции в информационные системы банков и была назначена оператором Единой биометрической системы; совместно с Nokia и Фонд «Сколково» запустила первую в России открытую опытную зону сети 5G; обеспечила видеонаблюдение за ЕГЭ-2018 и голосованием; запустила приложения «Wink», «Цифровая скважина»; создала единую сеть передачи данных для Почты России; запустила сервис сбора и передачи показаний электросчетчиков в информационные системы энергосбытовой компании; завершила первый этап испытаний комплексов передачи данных с гибридной квантово-классической защитой [3].

В 2019 году компания: совместно с «Лукойл» запустила проект по дистанционному мониторингу и управлению нефтегазовым оборудованием; обеспечила видеонаблюдение за ЕГЭ-2019; совместно с Tele2 и Nokia завершила тестирование решений IoT для ЖКХ; совместно с «Криптософт» завершила тестовые испытания прототипа первого облачного сервиса по организации сверхзащищённых каналов передачи данных с использованием квантового распределения ключей шифрования; создала Центр по управлению технологическими партнерствами, основной задачей которого является организация взаимодействия с государственными органами власти для продвижения компании как координационного центра российских телекоммуникационных и ИТ-разработок; запустила услугу «М2М Контроль», которая позволяет дистанционно управлять сим-картами в устройствах и датчиках сети М2М и оптимизировать бизнес-процессы при работе с IoT устройствами; представила Solar MSS – экосистему сервисов кибербезопасности, решающих задачи по защите от киберугроз в процессе цифровой трансформации российских организаций; создала единую сеть передачи данных для «Росатом»; внедрила систему контроля за движением урожая зернобобовых культур; запустила налоговый мониторинг [3].

За 2020 год компания успела: перевести большую часть сотрудников на удаленный режим работы в связи с распространением COVID-19, а также принял комплекс мер, направленных на защиту интересов абонентов компании, которые в настоящее время вынужденно находятся дома (т.е. обеспечение бесперебойного предоставления услуг, бесплатное предоставление доступа к части контента в сервисе «Wink», сервису дистанционного образования «Ростелеком Лицей», совместно с «ЛитРес» сервису «Ростелеком Книги»); в компании разработали и осуществили комплекс организационно-технических мероприятий для устойчивой работы национальной телекоммуникационной инфраструктуры; совместно с «Банк ВТБ» открыли платформу, которая будет заниматься разработкой и монетизацией продуктов на основе обработки больших данных, в том числе с применением технологий искусственного интеллекта и машинного обучения; для организаций, специфика которых не позволяет перевести сотрудников на удаленную работу, «Ростелеком» предложил уникальное комплексное решение для высокоточного удаленного контроля температуры тела проходящих мимо людей с использованием тепловизоров; совместно с «РусГидро» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в области реализации проектов в сфере цифровой трансформации; совместно с Mail.ru Group занялась развитием голосового управления цифровыми сервисами, которое включает использование технологий искусственного интеллекта и интернета вещей; совместно с «КИ системы» создала компанию по развитию автоматизации работы скорой медицинской помощи; совместно с Фондом развития интернет-инициатив создала образовательную программу по подготовке лидеров цифровой трансформации для филиалов и корпоративного центра компании; образовательный ИТ-проект «Ростелекома» и Пенсионного фонда России (ПФР) по обучению старшего поколения компьютерной грамотности «Азбука интернета» завоевал награду международного конкурса Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) ООН 2020 года; совместно с Росстатом участвует в подготовке и проведении Всероссийской переписи населения.

С 2021 года по начало 2023 года компания провела работы по развертыванию, настройке и последующему тиражированию системы Asset Management для управления системным ПО.

Также цифровая трансформация затронула жизнь сотрудников компании. Вместе с ребрендингом компания объявила новые ключевые ценности, которым следует:

  • «Технологичность: ищем решение в технологиях».
  • «Человечность: работаем для людей».
  • «Простота: делаем сложное проще».
  • «Развитие: создаем будущее».

Список литературы

  1. Цифровая трансформация. Президент ПАО "Ростелеком" Михаил Осеевский о ребрендинге, 5G и телемедицине [Электронный ресурс]. ­–Режим доступа: https://www.dp.ru/a/2018/10/08/Cifrovaja_transformacija.
  2. Стратегия Ростелекома [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Стратегия_Ростелекома.
  3. Паспорт программы инновационного развития ПАО «Ростелеком» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.company.rt.ru/projects/startups%2FPIR/Паспорт_ПИР_2021-2025.pdf.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее