По данным современных исследователей различные формы детского аутизма встречается в 4 - 26 случаях из 10000, что составляет 0,04 - 0,26% от общей детской популяции. В то же время, отмечается тенденция к увеличению частоты данного нарушения развития. В связи с этим, достаточно остро стоит вопрос о возможностях социализации детей с расстройствами аутистического спектра.
Без специализированной помощи до 95-97% детей с расстройствами аутистического спектра становятся тяжелыми психическими инвалидами. В тоже время, в случае раннего начала коррекционной работы с помощью адекватных методов, создания специальных условий, удается повысить уровень жизни ребенка с расстройствами аутистического спектра и его семьи, добиться существенного повышения уровня социальной адаптации и снижения процента инвалидизации детей.
Расстройства аутистического спектра – спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.
Проблемой нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра занимались целый ряд исследователей, такие как Е.Р.Баенская, К. Гилберг, М.М. Либлин, С.А. Морозов, С.С. Морозова, О.С. Никольская, Т. Питерс, Л. Каннер и др., и, и все авторы подчеркивали, что одним из главных нарушений, препятствующих успешной адаптации детей, является нарушения в коммуникативной деятельности, выражающиеся в виде отставания или отсутствия экспрессивной речи, отсутствия целенаправленности и мотива к общению и ряда других специфических черт.
Слово «коммуникация» происходит от латинского «communication», которое означает «сообщение, связь». В лингвистическом словаре данный термин определяется как передача содержания высказывания посредством языка[5].
Внедрение идей инклюзивного и интегрированного образования в практику общеобразовательных школ позволяет предоставлять равные возможности получения образования детям с РАС наряду с нормально развивающимися сверстниками при создании в учреждении специализированных условий обучения [1].
К.С. Лебединская отмечала, что ранний детский аутизм – это патология нервной системы «... при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром и прежде всего с человеком. Отсутствие общения, возникающее с раннего детства, искажает ход всего психического развития ребенка, грубо препятствует его социальной адаптации[4]. Без своевременной диагностики и адекватной клинико-психолого- педагогической коррекции значительная часть таких детей становится не обучаемой и не приспособленной к жизни в обществе. И, наоборот, при ранней диагностике, своевременном начале коррекции большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко – и развивать их потенциальную одаренность в различных областях знаний» [2].
В связи с этим остро стоит вопрос о методах, методиках, приемах оказания коррекционной помощи при формировании общения у детей с расстройствами аутистического спектра.
Цель исследования: изучить особенности коммуникативных навыкову детей с расстройством аутистического спектра, обосновать и составить коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра в условиях автономного класса.
Объект исследования: коррекционная помощь в развитии коммуникативной сферы младших школьников с РАС.
Предмет исследования: особенности формирования коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра в условиях автономного класса.
Гипотеза: формирование коммуникативных навыков у младших школьников с РАС может быть эффективным при условии разработки и внедрения дифференцированной системы психолого-педагогической коррекции, учитывающей особенности и уровень сформированности этих умений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать специальную и научную литературу по проблеме формирования коммуникативных умений и навыков детей с расстройством аутистического спектра в условиях автономного класса.
2. Составить и применить диагностическую программу, направленную на изучение особенностей коммуникативных умений и навыков детей с расстройством аутистического спектра. Проанализировать полученные результаты констатирующего этапа эксперименты, сделать выводы.
3. На основе полученных результатов диагностики составить, обосновать и реализовать коррекционно-развивающую программу, направленную на формирование коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра в условиях автономного класса.
4. Обосновать эффективность коррекционно-развивающей программы, проведя контрольный этап эксперимента.
Методы исследования:
I. Теоретические: анализ психолого-педагогической, специальной и научной литературы, классификация, обобщение теоретического материала.
II. Эмпирические: проведение исследования в единстве трех этапов формирующего эксперимента; методы количественной и качественной обработки данных.
III. Методы презентации данных.
Учитывая цели и задачи исследования, были выбраны следующие методики, позволяющие выявить уровень сформированности коммуникативной деятельности у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Используемые методики представлены в Таблице 1
п/п |
Автор, название методики |
Цель методики |
Диагностируемые показатели |
Содержание |
Возраст |
1
|
Методика исследования уровня невербального компонента. М. Сандберг |
Выявление и оценка уровня невербального компонента в коммуникативной деятельности |
Проявления эмоциональной сферы в коммуникативной деятельности |
Проводится опрос родителей, а также ведётся наблюдение за ребёнком в течении различных видов деятельности |
5-11 |
12 |
Методика исследования уровня активной речи. М. Сандберг |
Выявление и оценка уровня развития активной речи |
Развитие активной речи |
Ребёнку предъявляются определённые картинки и задания, связанные с повторением звуков |
5-11 |
13 |
Методика исследования проявлений моторной сферы. Н.В. Нищева, М. Сандберг |
Выявление и оценка уровня развития моторной сферы |
Проявления моторной сферы в коммуникативной деятельности |
ребёнку предъявляется задания, связанные с повторением определённых поз и движений |
от 3 лет |
Экспериментальная выборка будет включать в себя пятерых детей в возрасте 9-10 лет (из них 3 девочки и 2 мальчика) с РАС.
Диагностическая программа была изменена: увеличено время выполнения заданий, были упрощены формулировки инструкций, использованы специальные способы поддержки: визуальное расписание, система поощрений, таймер ожидания.
Таким образом, нарушение коммуникативного поведения является первым признаком аутизма. Аутизм — это задержка речевого развития, при котором отсутствует желание идти на контакт; происходит дефицит общения, интересы ограничены, недостаток невербального общения. Одним из главных нарушений, которые препятствуют успешной адаптации при детском аутизме, является недостаток коммуникативных навыков[3].
Таким образом, все вышеперечисленное позволяет нам сделать вывод, что если у детей с РАС под влиянием психолого-педагогического воздействия улучшиться коммуникация, то это повысит успешность их адаптации к условиям образовательного пространства. Следовательно, выше представленные методики помогут выявить у детей с РАС особенности формирования коммуникативных навыков.
Список литературы
- Алмазова, О.В. Наблюдение за поведенческими реакциями детей как метод определения клинико-психологической группы аутизма Текст. / О.В. Алмазова, СЛ. Мазалова // Специальное образование: Научно-методический журнал Екатеринбург, 2002 - №1 - с.47-54
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет воспитания Текст.: в 2т. / Б. Г. Ананьев // Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1980. - т.2. - с 10-25
- Выготский, Л. С. Проблемы развития психики Текст.: в 6 т. / Л. С. Выготский // Собр. соч., М .: Педагогика, 1983. - т. 3. - 368 с.
- Кидрон, А. А. Коммуникативная способность и ее совершенствование Текст.: автореф. канд. дис. / А. А. Кидрон Л., 1981.-22 с.
- Климась, Д. Г. Эмоциональная регуляция у детей с расстройствами аути-стического спектра в 6-10 лет Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук / Д. Г. Климась М.: Изд-во МГУ, 2008 - 30 с.