ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ АВТОНОМНОГО КЛАССА

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ АВТОНОМНОГО КЛАССА

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

6

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 23 (68), Июнь ‘22

Дата публикации 01.06.2022

Поделиться

В статье рассматриваются особенности коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и раскрываются особенности коррекционно-воспитательной работы по формированию и развитию коммуникативных навыков. Также в статье описывается диагностический инструментарий по выявлению уровня коммуникативных способностей у детей с РАС.

По данным современных исследователей различные формы детского аутизма встречается в 4 - 26 случаях из 10000, что составляет 0,04 - 0,26% от общей детской популяции. В то же время, отмечается тенденция к увеличению частоты данного нарушения развития. В связи с этим, достаточно остро стоит вопрос о возможностях социализации детей с расстройствами аутистического спектра.  

Без специализированной помощи до 95-97% детей с расстройствами аутистического спектра становятся тяжелыми психическими инвалидами. В тоже время, в случае раннего начала коррекционной работы с помощью адекватных методов, создания специальных условий, удается повысить уровень жизни ребенка с расстройствами аутистического спектра и его семьи, добиться существенного повышения уровня социальной адаптации и снижения процента инвалидизации детей. 

Расстройства аутистического спектра – спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов. 

Проблемой нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра занимались целый ряд исследователей, такие как Е.Р.Баенская, К. Гилберг, М.М. Либлин, С.А. Морозов, С.С. Морозова, О.С. Никольская, Т. Питерс, Л. Каннер и др., и, и все авторы подчеркивали, что одним из главных нарушений, препятствующих успешной адаптации детей, является нарушения в коммуникативной деятельности, выражающиеся в виде отставания или отсутствия экспрессивной речи, отсутствия целенаправленности и мотива к общению и ряда других специфических черт. 

Слово «коммуникация» происходит от латинского «communication», которое означает «сообщение, связь». В лингвистическом словаре данный термин определяется как передача содержания высказывания посредством языка[5]. 

Внедрение идей инклюзивного и интегрированного образования в практику общеобразовательных школ позволяет предоставлять равные возможности получения образования детям с РАС наряду с нормально развивающимися сверстниками при создании в учреждении специализированных условий обучения [1]. 

К.С. Лебединская отмечала, что ранний детский аутизм – это патология нервной системы «... при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром и прежде всего с человеком. Отсутствие общения, возникающее с раннего детства, искажает ход всего психического развития ребенка, грубо препятствует его социальной адаптации[4]. Без своевременной диагностики и адекватной клинико-психолого- педагогической коррекции значительная часть таких детей становится не обучаемой и не приспособленной к жизни в обществе. И, наоборот, при ранней диагностике, своевременном начале коррекции большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко – и развивать их потенциальную одаренность в различных областях знаний» [2]. 

В связи с этим остро стоит вопрос о методах, методиках, приемах оказания коррекционной помощи при формировании общения у детей с расстройствами аутистического спектра. 

Цель исследования: изучить особенности коммуникативных навыкову детей с расстройством аутистического спектра, обосновать и составить коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра в условиях автономного класса. 

Объект исследования: коррекционная помощь в развитии коммуникативной сферы младших школьников с РАС. 

Предмет исследования: особенности формирования коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра в условиях автономного класса. 

Гипотеза: формирование коммуникативных навыков у младших школьников с РАС может быть эффективным при условии разработки и внедрения дифференцированной системы психолого-педагогической коррекции, учитывающей особенности и уровень сформированности этих умений. 

Задачи исследования: 

1. Проанализировать специальную и научную литературу по проблеме формирования коммуникативных умений и навыков детей с расстройством аутистического спектра в условиях автономного класса. 

2. Составить и применить диагностическую программу, направленную на изучение особенностей коммуникативных умений и навыков детей с расстройством аутистического спектра. Проанализировать полученные результаты констатирующего этапа эксперименты, сделать выводы. 

3. На основе полученных результатов диагностики составить, обосновать и реализовать коррекционно-развивающую программу, направленную на формирование коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра в условиях автономного класса. 

4. Обосновать эффективность коррекционно-развивающей программы, проведя контрольный этап эксперимента. 

Методы исследования: 

I. Теоретические: анализ психолого-педагогической, специальной и научной литературы, классификация, обобщение теоретического материала. 

II. Эмпирические: проведение исследования в единстве трех этапов формирующего эксперимента; методы количественной и качественной обработки данных. 

III. Методы презентации данных. 

Учитывая цели и задачи исследования, были выбраны следующие методики, позволяющие выявить уровень сформированности коммуникативной деятельности у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра. 

 

Используемые методики представлены в Таблице 1 

п/п

Автор, название методики

Цель методики

Диагностируемые показатели

Содержание

Возраст

1

 

Методика исследования уровня невербального компонента. М. Сандберг

Выявление и оценка уровня невербального компонента в коммуникативной деятельности 

Проявления эмоциональной сферы в коммуникативной деятельности

Проводится опрос родителей, а также ведётся наблюдение за ребёнком в течении различных видов деятельности

5-11

12

Методика исследования уровня активной речи. М. Сандберг

Выявление и оценка уровня развития активной речи 

Развитие активной речи

Ребёнку предъявляются определённые картинки и задания, связанные с повторением звуков 

5-11

13

Методика исследования проявлений моторной сферы. Н.В. Нищева, М. Сандберг

Выявление и оценка уровня развития моторной сферы

Проявления моторной сферы в коммуникативной деятельности

ребёнку предъявляется задания, связанные с повторением определённых поз и движений

от 3 лет

 

 

Экспериментальная выборка будет включать в себя пятерых детей в возрасте 9-10 лет (из них 3 девочки и 2 мальчика) с РАС. 

Диагностическая программа была изменена: увеличено время выполнения заданий, были упрощены формулировки инструкций, использованы специальные способы поддержки: визуальное расписание, система поощрений, таймер ожидания. 

Таким образом, нарушение коммуникативного поведения является первым признаком аутизма. Аутизм — это задержка речевого развития, при котором отсутствует желание идти на контакт; происходит дефицит общения, интересы ограничены, недостаток невербального общения. Одним из главных нарушений, которые препятствуют успешной адаптации при детском аутизме, является недостаток коммуникативных навыков[3]. 

Таким образом, все вышеперечисленное позволяет нам сделать вывод, что если у детей с РАС под влиянием психолого-педагогического воздействия улучшиться коммуникация, то это повысит успешность их адаптации к условиям образовательного пространства. Следовательно, выше представленные методики помогут выявить у детей с РАС особенности формирования коммуникативных навыков. 

Список литературы

  1. Алмазова, О.В. Наблюдение за поведенческими реакциями детей как метод определения клинико-психологической группы аутизма Текст. / О.В. Алмазова, СЛ. Мазалова // Специальное образование: Научно-методический журнал Екатеринбург, 2002 - №1 - с.47-54
  2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет воспитания Текст.: в 2т. / Б. Г. Ананьев // Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1980. - т.2. - с 10-25
  3. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики Текст.: в 6 т. / Л. С. Выготский // Собр. соч., М .: Педагогика, 1983. - т. 3. - 368 с.
  4. Кидрон, А. А. Коммуникативная способность и ее совершенствование Текст.: автореф. канд. дис. / А. А. Кидрон Л., 1981.-22 с.
  5. Климась, Д. Г. Эмоциональная регуляция у детей с расстройствами аути-стического спектра в 6-10 лет Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук / Д. Г. Климась М.: Изд-во МГУ, 2008 - 30 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее