Проблема злоупотребления правом далеко не новая и, к сожалению, в обозримом будущем вряд ли полностью разрешимая. Преступные деяния в форме злоупотребления должностными полномочиями являются латентными, то есть в большой степени неизвестными правоохранительным органам. Число возбужденных уголовных дел относительно количества действительных случаем злоупотребления полномочиями крайне мала, ещё меньше этих дел в итоге отправляется в суд, при этом процент обвинительных приговоров также мал.
Актуальным исследование данного вопроса делает также то, что в настоящее время старые методы борьбы с злоупотреблениями не приносят необходимых плодов, поэтому необходимо искать новые виды борьбы с данным явлением.
В этой связи логичными представляются научные изыскания, направленные на изучение отдельных аспектов злоупотребления должностными полномочиями. Одним из таких важнейших аспектов являются объективные признаки указанного преступного деяния.
Специалисты в настоящее время не пришли к единому мнению о том, чем же является объект преступного деяния. Часть авторов трактует данный термин как общественные отношения, на которые посягает преступник при совершении им уголовно наказуемого деяния. Другие авторы относят к объекту преступления субъективные права потерпевших в них лиц. Третья группа исследователей считает, что при преступлении страдают в первую очередь общественные блага и ценности. С советского времени преобладает первая позиция, приверженцы которой относят к объекту преступления общественные отношения, нарушаемые им [5, с. 18].
Видовым объектом данного преступного деяния следует понимать отношения по поводу государственного управления, которые существуют в российском обществе, и так или иначе связанные с государственной или муниципальной службы. Указанные отношения должны помогать государственным органам и органам местного самоуправления обеспечивать собственную деятельность.
Основной объект — это нормальное функционирование органов государственной власти. То есть это общественные отношения, на которые в первую очередь направлен умысел преступника. При этом во вторую очередь умысел может быть направлен и на другие отношения, которые входят в дополнительный объект. В качестве дополнительного объекта выступают конституционные права человека и гражданина, охраняемые законом экономические и иные интересы граждан, организаций и государства [3, с. 159].
Нужно отметить, в то же время, что общественные интересы можно определять довольно расширенно, так, под ними можно понимать потребности членов общества в безопасности и нормальном развитии. При этом одна из сторон общественной безопасности и развития – это нормальная деятельность должностных лиц, которые действуют в соответствии с нормативно-правовыми актами и составляют из себя государственный организм, обеспечивающий необходимое состояние общества.
Поэтому, по нашему мнению, некорректно выделять диаметрально противоположные точки зрения о том, что является объектом злоупотребления должностными полномочиями интересы государства или интересы общества. Истина находится посередине: государство инструмент для осуществления суверенной воли общества, что непосредственно подчеркивается уже упомянутой Конституцией Российской Федерацией, определяющей меру свободы и ответственности государства перед обществом.
Факультативным объектом злоупотребления должностными полномочиями являются права и законные интересы граждан или организаций. А именно гарантированное государством юридическое дозволение, выражающееся в стремлениях субъектов пользоваться конкретным социальным благом. Возможно причинение вреда жизни, здоровью граждан, чужой собственности [4, с. 272].
Объект преступления, предусмотренного частью 1 статьи 285 Уголовного кодекса, целесообразно устанавливать для разграничения от других преступлений, в частности, от преступлений против интересов службы в коммерческих организациях. Однако ответственность несут не все работники государственного аппарата, а лишь те, на кого возложены должностные полномочия, т.е. права и обязанности, которыми оно наделено для осуществления функций представителя власти либо выполнения организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций [7, с. 79].
Также важно понимать, что анализируемое нами преступное деяние имеет материальный состав, то есть в нём обязательно должны наступить опасные для общества последствия. То есть с объективной стороны анализируемое преступление имеет следующие элементы:
1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;
2) наступление общественно опасных последствий;
3) наличие причинной связи между использованием должностным лицом своих служебных полномочий и общественно опасными последствиями, указанными в законе [6, с. 86].
Данное преступление также может быть совершено с помощью активных действий, и без таковых, так, например, путем бездействия совершается саботаж государственным чиновником своих обязанностей, например, когда рассмотрение какого-либо дела затягивается с тем, чтобы защитить какие-то свои корыстные интересы.
Суду, который планирует вынести приговор по анализируемой нами в данном и работе статья Уголовного кодекса, долженствует не только чётко понимать, какие права и интересы, и каких лиц нарушены, но и определить, насколько существенным было указанное нарушение [2].
Также можно выделить такой обязательный признак анализируемого нами преступного деяния, а именно объективной его стороны, как связь между этим деянием и общественно опасными последствиями данного деяния. Связь должна быть причинно-следственный, то есть чётко связывающей указанные два элемента между собой.
Итак, подводя итог, можно признать, что объектом преступления, которые мы анализируем в данной работе, являются общественные отношения, от которых зависит нормальная деятельность государственных и муниципальных органов, а также защита прав и свобод физических и юридических лиц, а также публично-правовых образований.
С объективной стороны злоупотребление должностными полномочиями характеризуется обязательным наличием следующей совокупности: использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; наступление общественно опасных последствий; наличие причинной связи между указанными в законе общественно опасными последствиями и использование должностным лицом своих служебных полномочий.
Список литературы
- Уголовный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
- О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 // Бюллетень Верховного суда РФ. – № 12. – Декабрь. – 2009.
- Бриллиантов А. В. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / А. В. Бриллиантов. – М., 2016. – C. 159-168.
- Изосимов С. В., Стравинскас С. В. Конструирование объективных и субъективных признаков составов злоупотребления и превышения должностных полномочий (ст. 285, 286 УК РФ) / С. В. Изосимов, С. В. Стравинкас // Юридическая техника. – 2013. – № 7-2. – С. 271–281.
- Объект преступления : учебное пособие / А. Н. Попов, Л. С. Аистова. – СПб, 2014. – 314 с.
- Скрипченко Н. Ю., Ситников А. В. Существенный вред как признак должностных преступлений / Н. Ю. Скрипченко, А. В. Скрипченко // Уголовное право. – 2017. – № 1. – С. 85–92.
- Утина М. И. Объективные признаки злоупотребления должностными полномочиями / М. И. Утина // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2018. – № 4 (45). – С. 78–84.