УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Авторы публикации

Рубрика

Уголовное право

Просмотры

64

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 15 (165), Апрель ‘24

Дата публикации 20.04.2024

Поделиться

В данной статье рассматривается ряд статей уголовного кодекса Китайской Народной Республики, их специфика. Представлена проекция становления законодательства от 80-х годов до современного положения. Описаны преступления, совершаемые должностными лицами.

В рамках сравнительного правоведения изучаются различные государства с юридической точки зрения, а также отличительные особенности их законодательства. В данной статье хотелось бы подробнее рассмотреть динамически развивающуюся восточную страну, и как же именно в ней менялось со временем уголовное право.

Китайская Народная Республика - крупнейшая цивилизация на Востоке со своей древней аутентичной культурой. На протяжении веков её содержательные характеристики практически не изменились. Самая явная - это жесткая, авторитарная государственность, которая не позволяет отдельным территориям и социальным группам существовать отдельно. Естественно это накладывает значимый отпечаток на представления китайцев о власти и праве.

Уголовный кодекс Китайской Народной Республики, принятый в 1979 году, не содержал положений об уголовной ответственности за совершение преступлений должностными лицами. Как развивалось экономическое развитие Китая, так и данные преступления стали проявляться теперь и в экономической сфере. Соответственно стали возникать вопросы о том, могут ли должностные лица рассматриваться как субъекты преступлений и привлекаться к уголовной ответственности. Данные вопросы и на сегодняшний день являются предметом активных обсуждений и споров среди законодателей и учёных.

В 1980-х годах в Китае был явный рост контрабанды, который не обошёлся без прямого влияния должностных лиц. Так 22 февраля 1987 года был принят Закон «О таможне», который установил правовые основы уголовной ответственности должностных лиц. В статье 47 данного Закона говорится о том, что если предприятия, учреждения, государственные органы, общественные объединения занимаются преступной деятельностью, а именно контрабандой, то правоохранительные органы привлекают к уголовной ответственности не только руководителей, но и лиц, имеющих прямую ответственность. На организацию в такой ситуации налагается штраф. Помимо этого, статьи 5 и 9 «Дополнительных правил о наказании за преступления, связанные с контрабандой», которые были приняты 21 января 1988 года на 24 заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 6 созыва, дополнительно установили, что должностные лица всё-таки могут быть субъектами преступлений, связанных с контрабандой. После этого в Уголовный кодекс КНР также было внесено 11 дополнений, устанавливающих нормы уголовной ответственности в отношении 60 видов преступлений, которые совершили должностные лица.

Исходя из судебной практикой, которая указана в «Разъяснениях по некоторым вопросам применения законодательства в отношении рассмотрения уголовных дел о преступлениях организаций» Китая, вышеуказанная деятельность должностных лиц – это не основание для привлечения к уголовной ответственности, однако считается преступлением, которое совершило якобы физическое лицо. Этому есть объяснение, не совсем понятное для нас. Такое положение трактуется так, что физическое лицо для того, чтобы совершать многочисленные преступления создает компанию, предприятие, учреждение [1 с. 67]. И уже у данных организаций, после их создания, основной деятельностью становится совершение преступлений [2 с. 20]. Тогда данное физическое лицо пользуется именем организации для совершения преступления или нарушает закон о доходе частного лица [3 с. 81]. Хочется обратить внимание на то, что не все преступления должностных лиц доходят до суда. Часто встречаются преступления, совершенные юридическими лицами, которые по итогу разрешаются коллективами организаций или же их руководителями, это касается только совершения преступления должностным лицом организации.

В китайской системе существуют свои принципы наказания. Рассмотрим их подробнее. К примеру, статья 31 УК КНР 1997 года определила принципы наказания, а также привлечения к уголовной ответственности должностных лиц: при совершении преступления организацией в отношении нее налагается штраф, а также в отношении руководителей, имеющих прямую ответственность, и на иных должностных лиц. Если Особенная часть Уголовного кодекса Китая и другие законы имеют другие положения, то применяются именно эти положения. Таким образом мы видим «двойную систему наказаний» в УК КНР за преступления, совершаемые должностными лицами. В другой ситуации, если положения Особенной части Уголовного кодекса Китая или других законов указывают лишь персональный состав, которые несут прямую ответственность, то в соответствии с общими положениями осуществляется лишь одно наказание. Например, статья 107 УК КНР о поддержании преступной деятельности против государственной безопасности.

Данная система немного отличается от российской и может на первый взгляд показаться сложной для восприятия. Поэтому и существует сравнительная практика, для изучения опыта ряда стран и анализирования законодательства. В УК РФ должностное преступление – это преступление, совершаемое должностным лицом и обусловленное злоупотреблением служебного положения, нарушающее деятельность государственного или муниципального аппарата, в УК КНР данное понятие отдельно не сформулировано, но смысл носит аналогичный. В Уголовном Кодексе России существует 30 глава, которая посвящена должностным преступлениям, затрагивающим государственную власть, государственную и муниципальную службу.

В заключение стоит отметить, что Общая часть УК КНР схожа с советским уголовным правом, в то время как его Особенная часть носит индивидуальный характер: современная и охватывает основные проявления преступности. Особенная часть в полной мере проявляется желание Китая искоренить коррупцию и взяточничество.

Список литературы

  1. Лоу Юньшен. Преступления юридических лиц. Пекин, 1996
  2. Чэнь Синлиан. Преступления организаций// «Вестник Института политико-юридических управленческих кадров провинции Хэнань» (Чжэнчжоу). 2003
  3. Ли Банйоу. Определение преступлений, совершаемых организациями// «Обзор юридической науки», 1998
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее