На сегодняшний день проблема патриотического воспитания, обучающихся начальных классов является актуальной, в силу того, что современная школа стала очень мало внимания уделять этой ветви воспитания.
Понятие «патриотическое воспитание» целостное и многоаспектное. Оно состоит из слияния двух значимых понятий «воспитание» и «патриотизм».
Само понятие «патриотизм» очень неоднозначно. Многие российские и зарубежные авторы описывали это понятие. Большинство из них сходятся во мнении, что патриотизма – это истинная любовь к своей Родине, которая проявляется в нескольких основных аспектах:
1. уважение символов своей Родины (флаг и герб);
2. принятие ценностей своей Родины;
3. внутренняя готовность встать на защиту своей Родины.
Рассматривая работы, российских ученых П.А. Кашнова и С.П. Рокина, можно заметить, что они трактуют понятие «патриотизм», как личную любовь к своим близким и своей малой Родине. Также, в их работах находит свое отражение проблема патриотического воспитания в Российских школах. Подчеркивается, что в настоящее время патриотическому воспитанию в школе не уделяется должное внимание. Авторы предлагают ввести в российские школы уроки патриотического воспитания для учащихся начальной и средней школы. По мнению, ученых, это позволит повысить уровень патриотической воспитанности обучающихся. Занятия предлагается проводить в свободной форме (экскурсии, вебинары, интерактивные игры и многое другое) [1, с.231].
О необходимости введения уроков по патриотическому воспитанию в начальной и средней школе писали многие ученые, начиная с 20-ого века, в их числе Маслова Т.М., Я. А. Коменский, К.Д. Ушинский и другие.
В их работах ярко подчеркивается значимость патриотического воспитания для общего и целостного развития ребенка как значимой личности. Они подчеркивают, что именно «патриотизм» способен развить в ребенке все «спящие», но весьма значимые человеческие качества, такие как трудолюбие, доброта, миролюбие и честность. Именно патриотизм лежит в основе формирования личного мировоззрения ребенка, его отношения к своей Родине и другим людям. Я. А. Каменский подчеркивает, что воспитание патриотизма необходимо начинать как можно раньше, отличный базис для этого – начальная школа [2, с. 21]. Ведь дети в начальной школе очень активны, а их голова «свободна» и готова впитывать ценную и важную информацию.
Я.А. Каменский в своих работах по теме патриотического воспитания выделяет основную форму организации деятельности по формированию патриотической воспитанности младших школьников, а именно, патриотический клуб. По мнению ученого именно в клубе, ребенок полостью может погрузиться в атмосферу деятельности и сотрудничества, а именно с помощью разнообразных совместных форм деятельности ребенок сможет развивать у себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий компонент в области патриотизма. По словам Я.А. Коменского, именно в клубе ребенок чувствует себя свободным и значимым одновременно, «Он действует не по закону, а по зову сердца...».
Патриотизм – одна из главных черт сформированной личности. Как личностное качество, оно проявляется в любви к своей Родине, уважении символов Отечества, готовности встать на защиту своей Родины. Воспитание этих качеств начинается с самого детства, но основной фундамент закладывается в начальной школе. Именно поэтому, на сегодняшний день воспитание человека-патриота является общей целью образовательной системы Российской Федерации. Эта цель находит свое отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2019-2022 годы».
Федеральный государственный стандарт третьего поколения тоже включает в себе блок патриотической направленности. В нем отражены аспекты воспитания обучающегося начальных классов как духовно-нравственной личности. Так, к концу четвертого класса обучающийся должен овладеть такими качествами:
1. гуманизм;
2. толерантность;
3. умение оказать помощь ближнему в трудной ситуации [3, с. 49].
Также обучающемуся в этом юном возрасте должны быть привиты такие чувства как любовь к ближнему, любовь к своей Родине, готовность прийти на помощь товарищу.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема патриотического воспитания младших школьников была актуальна всегда и остается актуальной сегодня. Она требует внимательного изучения в рамках конкретной образовательной организации. Так как недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства в целом. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания обучающихся в Российской Федерации.
Список литературы
- Родина М. С. Воспитание гражданственности через развитие эмоционально-чувственной сферы / М. С. Родина // Народное образование РМ. — 2017. — № 3 — 6. — С. 126 — 135.
- Тоболкина И. Н. ФГОС нового поколения: локальный опыт системно-деятельного подхода к реализации программ обучения и воспитания / И. Н. Тоболкина // Одаренный ребенок. — 2020. — № 3. — С. 48 — 59.
- Следзевский И. В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия / И. В. Следзевский // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2020. — № 7. — С. 9 — 15