Вопросы патриотического воспитания в России и опыт зарубежной системы образования (на примере США и ФРГ)

Вопросы патриотического воспитания в России и опыт зарубежной системы образования (на примере США и ФРГ)

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

4

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (151), Январь ‘24

Дата публикации 09.01.2024

Поделиться

В данной статье рассматривается вопрос патриотического воспитания в России и опыт зарубежной системы образования, на примере США и ФРГ. Автор анализирует различные подходы к патриотическому воспитанию в этих странах и делает выводы о преимуществах и недостатках каждой системы. В контексте современной России, где патриотическое воспитание является одной из приоритетных задач, автор сравнивает подходы России, США и ФРГ к данной теме.

В настоящее время актуальной проблемой является формирование патриотических ценностей среди молодежи в европейских и российских системах образования. Российский патриотизм имеет давнюю историю, начиная с древнерусской литературы ХI-ХII веков. Он развивался в системе государственно-патриотического воспитания XVIII века и работы русских педагогов и просветителей ХIX-XX веков. Вне зависимости от изменений в обществе, основные особенности российского патриотизма всегда оставались постоянными: любовь к родине, осознание патриотического долга, уважение к другим народам, готовность служить Родине. Однако, социальное значение понятия «патриотизм» в России стало менее значимым из-за появления многопартийной системы, в которой идеи патриотизма стало легко извращать[2]. Но для большинства россиян патриотизм все еще сохранил свое первоначальное, положительное значение - гордость за свою страну, ее историю и стремление делать ее счастливее и лучше.

Президент Российской Федерации В. В. Путин считает формирование патриотических ценностей и приоритет национальных ценностей, при уважении к ценностям других цивилизаций, важной задачей воспитания[4]. Таким образом, без патриотизма, национальной гордости и достоинства русский народ потеряет способность к великим свершениям.

В современной российской действительности происходит переосмысление понятий патриотических ценностей. Процесс формирования новых ценностей происходит активно и быстрее впитывается молодым поколением, чем старшим. Однако, педагоги, воспитатели и организаторы педагогического процесса потеряли устоявшуюся систему ценностей и идеалов, на которых основывалось их сознание и образ жизни[1]. Резкие социальные перемены перевернули все прежние нормы и правила. Новое поколение не принимает идеалы и ценности предыдущего поколения, что приводит к хаотичному состоянию в системе воспитания в стране, особенно в патриотической составляющей.

Российская педагогика имеет положительный опыт решения этой проблемы. Однако, процесс патриотического воспитания не может осуществляться сам по себе. Учителя и работники образования отмечают запущенность воспитательной работы. В программе развития образования в России говорится о том, что гражданско-патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений государственной политики[4]. Основные цели воспитания включают развитие любви к России и ее народу, уважение к соотечественникам, любовь к малой родине, дружбу народов России, уважение к традициям и культурам разных народов, любовь к родному языку, культуре и истории, а также формирование национального самосознания.

Отсутствие концепции, разработанной с учетом последних изменений в обществе, является основным препятствием в воспитании патриотически настроенного молодого поколения. Для создания такой концепции необходима интеграция знаний, накопленных в области формирования личности, межнациональных отношений и гражданско-патриотического сознания[3]. Анализ отечественного и зарубежного опыта воспитания в духе взаимоуважения способствует более глубокому изучению проблемы формирования патриотических ценностей.

В Западной Европе процесс формирования национального и европейского самосознания у молодежи протекает противоречиво. В разных странах акценты патриотического воспитания по-разному расставлены. В США стремятся формировать ответственность каждого человека за судьбу демократического общества, в то время как в Европе акцент делается на обучении правам человека. Глобальная концепция образования, которая внедряется в западноевропейские и американские учебные заведения, включает в себя учение межнациональному уважению[6].

Процесс формирования национального и европейского самосознания у молодежи в Западной Европе проходит с внутренними противоречиями. Подходы к патриотическому воспитанию различаются в разных странах. В США акцент делается на формирование ответственности каждого человека за будущее демократического общества, тогда как в Европе уделяется больше внимания обучению правам человека. Общая концепция образования, которая внедряется в учебные заведения Западной Европы и США, включает учение о межнациональном уважении.

Таким образом, необходимо интегрировать знания и опыт в области патриотического воспитания для формирования национального и европейского самосознания молодежи. Европейский союз и Совет Европы прилагают значительные усилия для воспитания активной гражданской позиции у молодежи не только в их странах, но и в масштабах всей Европы и мира. Интенсивный обмен студентами и преподавателями между вузами стран Европейского союза способствует интернационализации населения[8].

Однако государственные органы не всегда эффективно борются с расистской агитацией. Очень интересны этносоциальные условия в американском обществе и опыт целенаправленной работы по воспитанию патриотизма и уважения к религиозным группам. В России характерной особенностью межэтнической социализации является сосуществование множества народов на территории единого государства, что сформировало общую духовную жизнь и культуру, и воспринимается гражданами России (не только русскими) как общая Родина и страна мирного сосуществования различных конфессий.

Разрушение системы патриотического и интернационального воспитания, пересмотр ценностей в обществе, изменение педагогических традиций осложняют процесс воспитания молодежи. Негативные тенденции в молодежной среде включают ухудшение здоровья, размытие духовных ценностей и ориентиров, а также высокий уровень преступности и наркотизации. Роль семьи в воспитании молодого поколения снижается, отрыв воспитательного процесса от образовательных учреждений приводит к отсутствию преемственности и взаимосвязи между разными сферами обучения патриотизму у молодежи.

В целом, необходимо разрабатывать и внедрять комплексные программы патриотического воспитания, учитывая специфику каждого общества и страны. Это поможет воспитать у молодежи гражданскую позицию, активный интерес к обществу и стране, формирование понятия о любви к Родине и ответственности за ее будущее.

Она часто ищет врага во внешнем мире, выражая свою негативную энергию через национализм и ксенофобию. Это приводит к росту напряженности и конфликтов в обществе. Молодежь становится уязвимой перед манипуляцией экстремистских групп, которые используют идеологию национализма и религиозного фанатизма для мобилизации молодежи и достижения своих политических целей.

Важно понимать, что религиозные ценности не должны стать единственной опорой для молодежи и тем самым заменить позитивные общечеловеческие ценности[3]. Вместо этого необходимо стремиться к более комплексному образованию и воспитанию, которые включают в себя привитие патриотических ценностей, развитие критического мышления и осознание значимости межкультурной коммуникации.

Государство и образовательные учреждения должны принять активную роль в формировании патриотических ценностей у молодежи. Важно обеспечить профессионализм педагогов и создать условия для развития их способностей к духовному росту и воспитанию[5]. Развитие инициативы и творчества молодежи также играет важную роль в формировании патриотических ценностей.

Кроме того, необходимо разработать и реализовать различные программы и проекты, которые будут способствовать развитию гражданского общества, стимулировать активность молодежи в коммунальных, общественных и политических делах. Это поможет молодежи не только найти свою внешнюю опору, но и активно участвовать в формировании и изменении общегосударственных ценностей.

В целом, необходимо стремиться к созданию общества, в котором приняты позитивные общечеловеческие ценности, а религиозные ценности становятся дополнительной опорой для людей, вместо того чтобы стать единственной источником идентичности и мотивации.

Вступление в самостоятельную жизнь резко снижает уровень жизни молодого человека в любой стране. Разрешение проблем социального порядка, ликвидации последствий безработицы, является первоочередным в любом демократическом обществе. Основная цель процесса воспитания - создание единого воспитательного пространства в обществе для дальнейшего развития процессов его гуманизации и демократизации. Только при таком условии воспитание будет способствовать формированию гармоничной шкалы моральных ценностей личности, поможет найти оптимальные пути личного успеха, любви и служения Родине, терпимости и уважения к окружающим[2].

Особой задачей современного воспитания в Германии, включающей в себя концепцию "гражданского образования". Согласно этой концепции, государство - это, проще говоря, объединение людей, заключивших "контракт", чтобы иметь возможность жить в мире и свободе. Высшей ценностью в таком государстве является благополучие человека, который имеет возможность свободно выражать свое мнение, строить свою жизнь в соответствии с собственными представлениями в рамках мирного сосуществования и справедливо поступать со своими согражданами[8]. В рамках такой концепции государства школа - это либерально-нейтральный институт, который должен быть абсолютно нейтральным по отношению к различным представлениям учеников о жизни. В школе не прививаются какие-то конкретные представления о "хорошей жизни", а формируются навыки прояснения собственных ценностей и их толерантного донесения[7].

Можно выделить "гражданское образование", которые дополняют друг друга: Гражданское обучение через выступление и переговоры (дебаты, диалог, методы компромисса) и Гражданское обучение, ориентированное на формирование жизненной среды( проблемная задача, проект и т.д).

Таким образом, воспитание и в России и в ФРГ - это процесс целенаправленного, сознательно организованного и развивающегося взаимодействия между составляющими его элементами. Ответственность за воспитание личности в соответствии с социальными нормами и духовными ценностями общества возлагаются на все общество, а не на отдельные образовательно-воспитательные институты. Как уникальное педагогическое явление, обладающее способностью интегрировать множество разнообразных форм поведения, воспитательный процесс в демократическом обществе дает возможность выработки стратегий воспитательного влияния на общество через решение задач педагогического обеспечения, социальной защиты личности, что стимулирует общественный прогресс и процветание.

Проблема патриотических ценностей - одна из важнейших в современной педагогической науке.

Список литературы

  1. Россия на рубеже тысячелетий // Независимая газета. 1999. 12 декабря.
  2. Сиземская И. Н., Гессен С. И.: Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным // Педагогика. 2002. №4. С.44-47.
  3. Гасанов З. Т. Проблема воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2001. №4. С.24-30
  4. Федеральная целевая программа молодежь России (на 2001-2005). Постановление правительства РФ от 16.02.01 // Официальные документы в образовании. 2001. №9. С.40-44.
  5. Артюхова И. С. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999. №4. С. 117-120.
  6. Примеры национального воспитания: США. Концепция патриотического воспитания в России: историческая память и гражданское самосознание. - М.: Институт национальной стратегии, 2014. - С.16-25.
  7. Seyedali Ahrari1 ,Jamilah Bt. Othman1, Md. Salleh Hassan1 , Bahaman Abu Samah1 & Jeffrey D’Silva1. Understanding Meaning and Characteristics of Civic Development in Higher Education. Institute for Social Science Studies, Universiti Putra Malaysia,pp.50-60/
  8. Carretero, M., Haste, H. & Bermudez, A. (2016). Civic Education. In L., Corno& E.M. Anderman (Eds.) (2016) Handbook of Educational Psychology, 3rd Edition, Chapter 22 London: Routledge Publishers., pp. 295-308.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее