Интерактивное обучение — это особая форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс осуществляется таким образом, что практически все учащиеся участвуют в познавательном процессе, у них есть возможность понять и поразмыслить над тем, что они знают и думают.
Совместная деятельность учеников в процессе обучения, освоение учебных материалов означает, что каждый вносит свой личный вклад и имеет возможность обмениваться знаниями, идеями и видами деятельности. Это происходит в атмосфере доброй воли и взаимной поддержки, что позволяет ученикам не только приобретать новые знания, но и развивать свои коммуникативные навыки: умение прислушиваться к мнению других, взвешивать и оценивать различные точки зрения, а также участвовать в интерактивных формах обучения [1, c. 10].
Существует несколько интерактивных методов обучения, которые активно используются на курсах истории. Это: "мозговой штурм", дискуссия, ролевые и деловые игры, метод "Синквейн", "три предложения" и другие.
Рассмотрим некоторые из них.
Мозговой штурм — это метод генерирования идей и решений во время работы в группе.
Цель метода: проведение групповых дискуссий для решения проблем.
Для проведения мозгового штурма команда делится на две группы: генератор идей и аналитик.
Генератор идей должен предложить как можно больше решений обсуждаемой проблемы за короткий промежуток времени.
Вторая группа - аналитики, получают список вариантов от первой группы и рассматривают каждое предложение без добавления какого-либо нового контента, выбирая наиболее разумный и подходящий. Идея, набравшая наибольшее количество голосов, и есть решение.
Во время мозгового штурма учитель вкратце обрисовывает суть проблемы и правила. Фиксирует идеи, высказанные участниками, держится в стороне от дискуссии.
При изучении уроков по истории необходимо создавать проблемные ситуации. Создавая проблемную ситуацию, предлагать найти выход из нее, используя метод мозгового штурма. Одной из форм обучения, которая может развить способность логически, очевидно отстаивать свою точку зрения, навык в определенной позиции, является метод дискуссии.
Дискуссия — это особая форма диалога, организуемая принимающей стороной, когда участники имеют разные мнения по какому-либо вопросу, основанные на их знаниях и опыте [2, с. 35].
Цель: решать групповые задачи или влиять на мнения и установки участников процесса обучения.
На уроках истории существуют различные формы обсуждения и диалога:
- Круглый стол (разные позиции - свободное выражение мнений);
- Группа экспертов (групповое обсуждение, затем выражение мнений группы)
- Форум (группа и аудитория обмениваются мнениями);
- Семинар (официальное представление подготовленных комментариев, отчет по этому вопросу);
- Дебаты (выдвинуть двоичную позицию по вопросу: доказать-опровергнуть);
- «Судебное заседание» (обсуждение спорных судебных процедур - слушание дел);
- "Аквариум" учитель делит класс на три группы. Обычно они расположены по кругу в виде аквариума. Во время обсуждения первая группа говорит, вторая группа слушает, а третья группа замечает ошибки, дополняет и исправляет [3, с. 39].
Следующий интерактивный метод, используемый на курсах истории, — это ролевые игры.
Ролевая игра — это ситуация, в которой участники играют нехарактерную роль и действуют необычным образом.
Ролевые игры дают вам возможность представить себя в различных ситуациях и формировать свое поведение на основе ролей, которые играют учащиеся.
Положительные аспекты ролевых игр на уроке истории:
1. В процессе подготовки и в самой игре углубляются исторические знания учащихся и расширяется круг источников понимания истории.
2. Приобретенные знания становятся эмоциональными, потому что студенты играли роль участников прошлых событий.
3. Работа в игровой форме создает определенную эмоцию и активизирует психологическую деятельность учеников.
4. Создается непринужденная атмосфера, свобода мысли, а мнения учителей и учеников становятся равнозначными, потому что учитель оказывается зрителем.
5. Командная работа позволяет обучать деловому общению и предоставлять опыт публичных выступлений.
6. Ролевые игры позволяют учащимся, не обладающим хорошими знаниями, отличаться от других и преодолеть свой внутренний страх перед комментариями учителей и одноклассников.
Какую роль могут играть учащиеся на уроках истории?
1. Реальный человек (король, лидер восстания, полководец, политик и т.д.).
2. Вымышленный персонаж, типичный представитель эпохи (фермер, феодал, воин, купец и т.д.).
Ролевые игры можно использовать на всех этапах курса истории.
Используйте несколько приемов ролевых игр на уроке истории.
1. "Кто я?”. Студент, одетый в костюм определенного персонажа, рассказал о нем. Студенты догадываются, кто он такой. Например, урок "Религия древних греков". "...Благодаря мне дома людей становятся светлыми в самые темные ночи. Я помог им преодолеть зимний холод. Почему царь богов так жестоко наказал меня" (Прометей)
Поэма Гомера "Илиада". "...Завтра мой поединок с Гектором, предводителем троянцев. Я готов сражаться. Если бы только стрела или копье моего врага не попали мне в пяту" (Ахилл).
2. "Интервью" - студенты задают вопросы представителям другой исторической эпохи. Например: Вопрос рыцарю: насколько тяжелы доспехи? Что получил победитель? и другие.
Во время игры дети учатся, запоминают что-то новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас идей и концепций, развивают воображение.
Так, говоря об использовании интерактивных методов обучения в образовательном процессе, необходимо отметить, что наиболее эффективными и популярными признаются такие методы как:
-метод презентации, включающий как использование в учебном процессе форм самопрезентации, так и презентации проектов; метод презентации в настоящее время рассматривается как один из наиболее востребуемых виртуального пространства) в контексте формирования электронного портфолио будущего специалиста;
-метод деловых игр, позволяющий использовать процесс контекстного моделирования профессионального поля для формирования общекультурных и профессиональных компетенций на ранних этапах профессиональной самореализации;
-метод моделирования, который предусматривает своеобразное задавание необходимых параметров учебному процессу для решения конкретной учебной задачи или совокупности задач; -метод тренингов, который является производным метода моделирования и позволяет в процессе многократного продуцирования пути творческого решения задач закреплять необходимый навык или совершенствовать уровень нужной компетенции;
-метод «кейс-стади» – метод проблемных профессионально-ориентированных ситуаций, которые разрабатываются на основе реально возникающих фактов в условиях осуществления будущей профессии; методологическая особенность данного интерактивного метода, выступающая как важнейшее условие определения его концепции, стала фактором широкого применения в различных образовательных, научных и исследовательских областях [1, с. 82; 2; 3]
Использование компьютерных технологий и информационных технологий значительно повысило эффективность процесса обучения благодаря его персонализации, обратной связи и повышению наглядности. С помощью курсов истории то, что невозможно сделать с помощью традиционных технологий, позволяет нам внедрять информационные технологии различными способами. Они позволяют манипулировать большими объемами информации и работать на чрезвычайно высоких скоростях, реализуют возможность лучшего усвоения материалов, оптимизируют процесс обучения и повышают мотивацию учеников к учебной деятельности.
Таким образом, использование интерактивных методов обучения в практике преподавания истории помогает повысить интеллектуальную активность учащихся, тем самым повышая эффективность учебной программы. Даже у самых пассивных учеников есть желание и рвение участвовать в активных мероприятиях. Это позволяет развить в учениках в навыки неординарного мышления и творческих методов решения решаемых проблем.
Список литературы
- Губина, Н. В. Объективные предпосылки поиска инновационных методов и технологий контроля обученности иностранному языку в высшей школе / Н. В. Губина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2019. – № 8. – С. 97-102.
- Дмитриева, Е. Л. Применение интерактивных методов в образовательном процессе высшей школы / Е. Л. Дмитриева, О. А. Тиняков, Е. Н. Бурдастых, Н. С. Малышева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2019. - № 1 (29), 2014. - С. 239-249.