ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ

Авторы публикации

Рубрика

Образование

Просмотры

125

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (174), Июнь ‘24

Дата публикации 21.06.2024

Поделиться

1. Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний учащихся об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ литературы, изобразительного искусства, музыки. 
2. Интеграция активизирует познавательный интерес, учитывает способности и возможности каждого ребенка. Устанавливает связь с учителями-предметниками, способствует использованию опыта детей и их знаний в других областях, превращая эту работу в творческий процесс, способствующий нравственно-эстетическому воспитанию.

Сегодня школа стремительно меняется. Ускорение темпов развития – вот главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в образовании. В современных условиях обучения в триаде – обучение, развитие и воспитание – на первое место выходит воспитание, причём его важнейший компонент – нравственное воспитание.

 

Возникает необходимость обновления подходов к обучению литературе и русскому языку как основной предпосылки для формирования нравственных ценностей у учащихся.

 

Для решения этой проблемы требуется не просто расширить круг задач в обучении школьника, а обеспечить его общекультурное, личностное, нравственно-эстетическое и познавательное развитие.

 

Раскрытию потенциала ученика способствуют интересные и эффективные формы организации деятельности учащихся, необычные творческие задания, использование внутрипредметной и межпредметной интеграции.

 

Каждый учитель размышляет о том, как организовать и создать живой диалог между учеником и учителем, какими методами и приёмами раскрыть художественное произведение и духовный мир современного школьника, красоту слова. С этой целью много внимания уделяется развитию речи на уроках русского языка и литературы.

 

Слово урок в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова [1: с. 350] раскрывается в словарной статье в четырех значениях. Переносное (четвёртое) значение объясняется так: «Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего».

 

Вот этот вывод для будущего можно сделать только во взаимодействии литературы, истории, изобразительного искусства и музыки. Такой урок будет иметь метафорические смыслы: уроки жизни, уроки русской классики, уроки культурной речи, уроки нравственности, уроки памяти, уроки истории и т. д. Следовательно, духовно-нравственное, эстетическое развитие личности школьника невозможно без межпредметного подхода.

 

Известно, что интегрированное обучение сегодня является одним из основных направлений в современном образовании и приобретает все большую значимость. Интеграция является приоритетным направлением современного образования, необходимым условием формирования у учащихся целостного представления о мире. Интеграция охватывает разные области как в базовом, так и в дополнительном образовании.

 

Мир, окружающий детей, познается в многообразии и единстве. Использование различных видов работ на интегрированных уроках позволяет говорить о развивающейся эффективности таких уроков, как литература и живопись, литература и музыка, литература – живопись – музыка.

 

Для проведения таких уроков в системе дополнительного образования, формирующих нравственно-эстетические качества личности, может служить школьная библиотека, способствующая формированию информационной культуры личности учащегося. Вспомним слова Д.С. Лихачева, обращенные к библиотекарям: «Вы главные лица в государстве, потому что от вас зависит образование страны, ее культура. Без общей культуры не может быть подъема нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы…» [2: с. 205].

 

Любовь к России родила великих писателей, художников, композиторов, чудные образы в литературе. Поэт К.Ш. Кулиев писал:

 

Рождаются великие творенья

Не потому ли, что порою где-то

Обычным удивляются явленьям

Ученые, художники, поэты.

 

Интегрированные уроки помогают слиянию литературы, живописи, музыки, приобщают учащихся к прекрасному, воспитывают эстетически и нравственно, формируют творческое отношение к окружающему миру. Такой урок будет синтезировать в себе познавательные и воспитательные возможности учебных предметов, и, соответственно, области знаний.

 

Литература и живопись – два вида искусства, которые всегда рядом. «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат», – писал Леонардо да Винчи [4: с. 153].

 

Для повышения качества обучения школьников предполагается необходимость использовать различные виды искусства на уроках русского языка посредством деятельностного подхода в обучении.

 

Использование произведений музыки, живописи, литературы на одном уроке, причем не только на уроках развития речи, но и на уроках изучения языковой теории, способствует решению следующих задач: изучаемая тема обретает прочный ассоциативный, зрительно-слуховой образ и надолго закрепляется в памяти ученика.

 

Каждый урок с применением произведений искусств имеет нетрадиционное название, сюжетно-смысловой центр.

 

Например, урок «Род имён существительных» назывался «Букет огоньков на полене», урок «Морфологический разбор имени прилагательного» – «Волшебные кружева».

 

На таких уроках особое внимание уделяется работе по развитию речи. Главная цель – максимально способствовать речевому развитию учащихся. Классик педагогики Чернышов сказал: «Открыть уста детей ключом искусства» [5: с. 56].

 

С целью выяснить стилистическую роль имени прилагательного, ученики анализировали произведения И.А. Бунина и И.С. Тургенева, рассматривали картину А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Урок с названием «Сказочная ночь» сопровождался прослушиванием «Ноктюрна №2» Ф. Шопена.

 

На уроке была создана ситуация, способная формировать эстетическое восприятие живописи, а музыка помогла выразить эмоциональное отношение к добрым поступкам.

 

Результативность данного интегрированного урока показали творческие работы на тему «Шепот засыпающих звезд».

 

Необычная обстановка на уроке способствует раскрытию собственного таланта ученика. На уроках русского языка очень эффективно использовать следующие виды работ:

1. Музыкальный диктант проводится с целью развивать не только творческую активность, но и работу воображения, развивает устную и письменную речь, способствует сосредоточиться.

Ученики слушают небольшой по объёму музыкальный отрывок из знакомой им песни. По заданию учителя ученики на слух выписывают существительные, обозначают их род; выписывают глаголы II спряжения, а из всего текста – грамматические основы и т.д.

Музыка помогает выразить эмоциональное отношение к людям, способствует развитию самостоятельного оценочно-эстетического восприятия.

2. «Кроссворд по ассоциациям» – развивать интерес к явлениям природы, желание различать краски и настроение окружающего мира. Ученики внимательно слушают отрывок из музыкального произведения Н.А. Римского-Корсакова «Полёт шмеля».

Задание: Какие образы возникли у вас при прослушивании музыки? Запишите их в виде кроссворда так, чтобы получилось слово «весна»: (Ветер, Капель, Солнце, Настроение, Апрель).

Затем предложить задание лингвистического характера: дать лексическое толкование записанных слов, определить морфологические признаки, разобрать по составу и т. д.

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, в обществе, в окружающем их мире.

 

С целью расширить мир читательского восприятия у учащихся по творчеству писателя, воспитывать чувство любви к поэзии, к живописи и музыке, можно провести урок в 5 классе.

Литература – живопись – музыка. Описание картины.

 

На проекционной доске демонстрируются слайды с фрагментами из «Сказки о царе Салтане …» А.С. Пушкина, затем на доске проецируется картина М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь». После предварительной беседы по описанию картины записывается план к сочинению, опорные слова и словосочетания. При прослушивании оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане …» учащиеся пишут сочинение.

 

Такое «путешествие по сказке» помогает различать виды портрета, функции пейзажа в литературном произведении, учит понимать поступки героев, их эмоциональное состояние: учащиеся различают краски, повышают уровень нравственного воспитания, понимают противостояние добра и зла, побуждают добрые чувства.

 

Аналогичный сценарий можно в классе после изучения романа в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

 

При прослушивании оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» продемонстрировать на проекционной доске художника Д.А. Белюкина «Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

 

Написать творческую работу «Мое понимание чувства долга и порядочности».

 

Освоение таких нравственных понятий, как добро, правда, честность, справедливость, долг, честь и другие обогащают лексику учащихся, способствуют восприятию не только национальных, но и общественных ценностей.

 

В 7 классе после изучения повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» на уроке литературы написать сочинение – рассуждение с демонстрацией картины Куинджи «Лунная ночь на Днепре» при прослушивании народной песни «Ой ты степь моя широкая …». Форму работы предложить по выбору учащихся: ассоциативное описание степи, описание «Ночи на Днепре».

 

Учащиеся сравнивают словесный пейзаж, видят и чувствуют, как мастерски умеет Гоголь живописать словом то, что дано на картине.

 

Цель такого урока – создать условия для накопления учащимися понимания значимости природы как источника жизни и опыта решения жизненных задач в соответствии с нравственными вопросами. После проведения интегрированного урока наблюдается положительная динамика в отношении к предмету, к сформированности нравственных знаний. На всех этапах урока создается ситуация успеха, у учащихся повышается уверенность в своих словах.

 

Виды работ на грани нескольких видов искусств способствуют росту познавательных интересов и формированию взаимоотношений в ученическом коллективе.

Например, литература – живопись.

Рисование слова.

 

Предлагается ученикам выбрать слово из художественного произведения и выписать слова-соседи, содержащие краски и насыщающие ими это слово. Затем на альбомном листе красками рисуют это слово и обосновывают, почему именно так нарисовали это слово.

 

Или: напишите ваше любимое слово, которому вы бы хотели поставить памятник. Как он будет выглядеть. Сначала описать словесно, затем попробовать нарисовать этот памятник красками.

Музыка – литература.

 

Развивать интерес к родной природе, желание беречь ее и заботиться о ней могут способствовать разнообразные виды работ.

Задание: попробуйте написать музыку к спектаклю «Осень» при прослушивании А. Вивальди «Времена года. Осень» Какие слова подскажут вам звуки осенней мелодии?

Шелест, шум, шуршание, шевелись, шаловливо, щекотал, шепот, шорох, шушуканье…

К спектаклю «Весна» (А. Вивальди «Времена года. Весна»)

Звон, звонкий, перезвон, закружатся, засвистят…

 

Описать образными определениями, дополняющими существительные и другие части речи особым цветом, настроением, звуками и запахами. И тогда занятие превратится в урок-праздник, прославляющий красоту человеческих творений, любовь к родной природе, поэзии, музыке. Различные формы интегрированных уроков формируют нравственные, эстетические, интеллектуальные, культурные качества личности, так как учатся видеть и понимать в природе – объект (понятия, форма, причинно-следственные связи); в изобразительном искусстве – рисунок (форма, величина, цвет, композиция); в музыке – мелодия (ритм, гармония, динамика).

 

Хочется отметить развивающие возможности интегрированного урока. Во-первых, он позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики – принцип системности обучения. Во-вторых, создаёт оптимальные условия для развития мышления. В-третьих, способствует развитию системного мировоззрения, гармонии личности учащихся.

 

После наших уроков учащиеся станут добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то такие уроки станут поистине уроками «нравственного прозрения». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.

 

Исключительная творческая самоотдача учителя, готовность творчески работать вместе с классом, большая эмоциональность, умение захватить, увлечь своих учеников позволяет провести сюжетные уроки с применением интеграции в пространстве школьной библиотеки. Библиотека помогает юному читателю учиться самостоятельно приобретать знания, то есть учит уметь учиться всю жизнь… Школьная библиотека понятие многогранное, и в первую очередь, – это сердце школы, центр ее душевной, нравственной, эстетической и общественной жизни.

Список литературы

  1. Косилина И.В Взаимодействие музыки с другими видами искусств в системе гуманитарно-эстетического образования. / И.В. Косилина. – М.: МИОО, 2010. – 144 с.
  2. Неменская Л.А. Преподавание учебного предмета изобразительного искусства в 2011/2012 году. Методическое письмо. / Л.А. Неменская, Т.А. Мухина – М.: МИОО, 2010. – 146 с.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. – 750 с.
  4. Преподавание образовательной области «Искусство» Методическое письмо. М.: МИОО, 2010 – 256 с.
  5. Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2010/2011 году. Методическое письмо / Ответственный редактор Л.А. Неменская, редактор Т.А. Мухина. – М.: МИОО, 2010. – 128 с.
  6. Старовойтова О.Р. Справочник школьного библиотекаря под редакцией Столярова. / О.Р. Старовойтова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 205 с.
  7. Шелковникова Л.Ф. Традиции и новации в области школьного гуманитарного образования. / Л.Ф. Шелковникова. – Б.: АКИПКРО, 2003. – 150 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее