ОГРАНИЧЕНИЯ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ И ИНУЮ ПРИНОСЯЩУЮ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ОГРАНИЧЕНИЯ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ И ИНУЮ ПРИНОСЯЩУЮ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

39

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 45 (195), Ноябрь ‘24

Дата публикации 14.11.2024

Поделиться

Некоммерческий сектор занимает важное место в жизни современного общества. Некоммерческие организации становятся все более популярными.  Некоммерческая организация создается не для того, чтобы получать прибыль и делить ее между учредителями, а для достижения различных общественно полезных целей. Статья посвящена анализу и оценке ограничений, налагаемых на некоммерческие организации в сфере предпринимательской и другой приносящей доход деятельности.

Некоммерческие организации можно выделить в особый вид юридических лиц, которые созданы гражданами, или организациями, объединенными на добровольной основе с целью осуществления социальных, благотворительных, культурных, образовательных, политических и просветительских функций. Такие организации занимаются различной социально значимой деятельностью, например, охраной физического и ментального здоровья населения, социализацией отдельных групп населения, популяризацией различных видов спорта, защитой прав и интересов социально мало защищённых слоев населения и общественных организаций, в том числе оказанием юридической помощи и другой деятельностью, которая направлена на пользу обществу. Чаще всего эти организации и объединения используют волонтерский труд и ведут деятельность за счет сбора средств со своих членов и/или неравнодушного населения.

В соответствии с п. 1 ст. 24 ФЗ о некоммерческих организациях НКО может осуществлять любые виды деятельности, которые не запрещены законодательством и соответствуют определенным в уставе организации целям. При этом, согласно абз. второму указанного пункта такой перечень видов деятельности для бюджетных и казенных учреждений является исчерпывающим.

Таким образом, в отношении «основной» деятельности некоммерческих организаций их правоспособность ограничивается, за исключением указанных учреждений, целями деятельности, закрепленными в учредительных документах (уставе), что позволяет говорить об определенной свободе выбора конкретных видов деятельности.

В отношении так называемой «коммерческой» деятельности следует обратить внимание на расхождение положения ФЗ «О некоммерческих организациях» и ГК РФ. Так, п. 4 ст. 50 ГК РФ указывает на возможность осуществления некоммерческой организацией «приносящей доход деятельности», если такая возможность предусмотрена их уставом, при этом соответствует и служит целям, ради которых и была создана конкретная некоммерческая организация.

Таким образом, действующая редакция ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает возможность осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности исключительно в установленных ей пределах.

Приведенные выше положения законов, если их рассматривать отстраненно от конкретной ситуации, позволяют выделить два возможных толкования данной нормы:

  1. указанные в уставных документах виды деятельности и цель создания некоммерческой организации ограничивают осуществление как предпринимательской, так и иной приносящей доход деятельности;
  2. перечисленные в норме виды и цель деятельности организации относятся исключительно к иной приносящей доход деятельности, так как содержание понятия «предпринимательская деятельность» раскрывается в ГК РФ.

Во многих отношениях решение о том, какой из вышеперечисленных подходов является более подходящим, связано с разграничением предпринимательской деятельности и других видов деятельности, приносящих доход. Поскольку в литературе существуют различные позиции по этому вопросу, здесь мы ограничимся лишь общими положениями. Различие между предпринимательской и другими видами деятельности, приносящими доход, должно проводиться на основе обязанностей участников такой деятельности. Другие характеристики (например, возможный несистематический характер других видов деятельности, приносящих доход) являются более дискуссионными, но здесь будет упомянута только общая направленность предпринимательской деятельности.

Как представляется, именно с дополнением ФЗ «О некоммерческих организациях» положениями о казенных и бюджетных учреждениях связано уточнение п. 2 ст. 24 того же закона указанием на соответствие иной приносящей доход деятельности целям, ради которых создана организация.

Указанное выше изменение положений ГК РФ следует считать юридико-технической ошибкой, не учитывающей логику внесения изменений в специальный закон, нормами которого и следует руководствоваться при возникновении каких-либо коллизий. Из пояснительной записки к законопроекту, в результате которого и были внесены соответствующие изменения в ГК РФ, уточнение причин изменения положений п. 3 и 4 ст. 50 ГК РФ не выявлено.

В любом случае положения ГК РФ не следует рассматривать как устанавливающие дополнительные ограничения правоспособности НКО относительно положений ФЗ о некоммерческих организациях, так как возможно рассмотрение предпринимательской деятельности как разновидности деятельности, приносящей доход. Отметим также, что в учредительных документах, исходя из судебной практики, должно содержаться указание на конкретные виды предпринимательской деятельности - общее указание на осуществление такой деятельности признается противоречащим ст. 24 ФЗ о некоммерческих организациях.

Современная ситуация развития характеризуется неуклонным ростом роли и значения НКО как в России, так и в мире в целом, НКО оказывают значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства.

 

В соответствии с п. 4 статьи 50 ГК РФ некоммерческая организация правоспособна заниматься предпринимательской деятельностью, но только если эта деятельность не является основным видом НКО и направлена на достижение поставленной цели организации (например, благотворительные фонды, которые осуществляют сбор денежных средств на лечение, реабилитацию и иную медицинскую помощь нуждающимся или гаражные кооперативы, осуществляющие сбор взносов для поддержания принадлежащего им объекта строения в надлежащем состоянии и пр.).

 

В структуре российских некоммерческих организаций по организационно-правовым формам за 2018 год преобладающее число относится к общественным организациям.

 

Осуществление предпринимательской деятельности НКО основывается на следующих подходах:

  • в соответствии со ст. 246 Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ)[1] все НКО являются плательщиками налога на прибыль, но средства, которые поступают таким организациям в целях их содержания и ведения текущей деятельности, при определении доходов в целях исчисления налога на прибыль не учитывается согласно ст. 251 НК РФ;
  • в НК РФ регламентирован особый порядок при налогообложении на прибыль НКО, в случае если такая организация получает целевое финансирование в форме грантов;
  • проблема в определении вида деятельности НКО, которая может быть отнесена к коммерческому виду работ, возникает только при налогообложении полученной прибыли, так как НКО за счет применения налоговых льгот, предоставляется иной правовой режим в налогообложении, который имеет действие только на основную некоммерческую деятельность НКО.

В результате НКО обязаны уплачивать и налог на прибыль, и НДС, но обязанность по уплате этих налогов возникает только в случае осуществления предпринимательской деятельности, поскольку в соответствии со статьями 149 и 251 Налогового кодекса РФ в случае целевого финансирования или целевого получения средств на осуществление юридической деятельности НКО налоги перечислять не нужно.

 

Различные налоговые льготы для некоммерческих организаций, наряду с разрешением на ведение коммерческой деятельности, стали предметом злоупотребления со стороны НКО, поскольку они воспользовались налоговыми льготами или получили незаконные налоговые льготы для осуществления предпринимательской деятельности, которая подрывает их первоначальную деятельность.

 

Поэтому законодательством определены ограничения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций:

  • в соответствии со ст. ст. 14, 24 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»[2] установлен прямой запрет для саморегулируемых организаций;
  • в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»[3] установлено, что адвокатская деятельность не является предпринимательской;
  • в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»[4] установлено ограничение (не запрет) предпринимательской деятельности для политических партий. Допустимыми видами приносящей доход деятельности для политических партий могут являться: издательская, просветительская, рекламная, сдача в аренду собственного имущества.

Таким образом, осуществление приносящей доход деятельности некоммерческими организациями должно соответствовать следующим принципам:

  • получение дохода не должно быть основной целью деятельности НКО;
  • получение дохода и направление его должно служить только для достижения главных целей организации, ради которых она созданы.

Способы ограничения предпринимательской деятельности некоммерческими организациями регламентированы нормативно-правовой документаций, включая Федеральные законы и Налоговый кодекс РФ.

 

Таким образом на основании рассмотренного в статье можно сделать вывод, что НКО могут заниматься предпринимательской деятельностью только в ограниченном объеме в соответствии с целями и задачами некоммерческой организации. Конкретные виды разрешенной для осуществления предпринимательской деятельности не указаны в специальном ФЗ о некоммерческих организациях. Разрешительный подход не ограничивает НКО в осуществлении любого вида приносящей доход деятельности (не запрещенной законом). Границы приносящей доход деятельности НКО, которые ГК РФ называет «соответствием целям», представляются весьма условными, поскольку в ряде случаев определить это соответствие достаточно сложно. НКО могут включать в устав необоснованные виды предпринимательской или приносящей доход деятельности, что делает эту возможность может быть использована.

 

[1] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. ст. 3340

[2] Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 49. ст. 6076

[3] Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ред. от 08.08.2024) // Российская газета. № 100. 05.06.2002

[4] Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (ред. 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. ст. 2950

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. ст. 3340
  2. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 49. ст. 6076
  3. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ред. от 08.08.2024) // Российская газета. № 100. 05.06.2002
  4. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (ред. 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. ст. 2950
  5. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 08.08.2024) // «Российская газета». № 97. 06.05.2011
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее