Проблемы правового регулирования института разрешительных процедур в предпринимательской деятельности

Проблемы правового регулирования института разрешительных процедур в предпринимательской деятельности

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

86

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 47 (92), Ноябрь ‘22

Дата публикации 18.11.2022

Поделиться

в настоящей статье затрагиваются вопросы проблем правового регулирования института разрешительных процедур в предпринимательской деятельности. Автор отмечает, что в нашей стране существует массив разобщенных нормативных правовых актов, которые устанавливают множество понятий, требований и т.д.

Предпринимательская деятельность представляет собой вид деятельности человека. Исходя из смысла статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательская деятельность обладает следующими признаками:

- осуществляется гражданами самостоятельно, то есть без чьего-либо указания. От трудовых правоотношений предпринимательская деятельность отличается тем, что предприниматель сам руководит организационными, финансовыми и иными процессами;

- постоянно присутствует риск материальных потерь (снижение доходов, убытки, закрытие деятельности, банкротство);

- осуществляется систематически и направлена на получение прибыли [1].

Предпринимательская деятельность – разноплановое явление, предмет исследования различных отраслей права: предпринимательского, гражданского, финансового, налогового, административного.

Большинство видов предпринимательской деятельности связано с получением каких-либо разрешительных документов. Разрешительные процедуры (или разрешительная деятельность) в административном праве определяются как совокупность правил, регламентирующих порядок производства, приобретения, пользования, сбыта, хранения, перевозки отдельных видов товаров, а также оказания различных услуг. Разрешительные процедуры определяют правосубъектность хозяйствующих субъектов, тем самым предоставляют юридическую возможность осуществления определенного вида деятельности, требующей специальных знаний, использующей новые технологии или сложное оборудование. Иными словами, разрешительные процедуры направлены на регулирование правоотношений, служат способом обеспечения безопасности общества и государства, охраняют здоровье населения и окружающую среду.

В отечественном законодательстве установлены различные виды разрешительной деятельности, среди них:

- лицензирование;

- аккредитация;

- сертифицирование;

- квоты и лимиты.

Для всех видов разрешительной деятельности характерны общие черты:

- осуществляются уполномоченными исполнительными органами государственной власти;

- наличие ограничительных норм, устанавливающих прямой или косвенный запрет;

- непрерывность и целенаправленность разрешительной деятельности;

- результатом разрешительной деятельности является принятие уполномоченным органом специального акта, предоставляющего право на осуществление деятельности (оказание услуг, выполнение работ, производство или реализацию товаров);

- осуществление административного надзора за ведением лицензируемой деятельности;

- применение административной ответственности за нарушение требований к порядку ведения лицензируемой деятельности.

Разрешительные процедуры представляют собой следующий этап в предпринимательской деятельности после регистрации в налоговом органе. Стоит учитывать, что получение разрешений (лицензия, аккредитация и т.д.) соотносится с выбранным индивидуальным предпринимателем кода экономической деятельности (ОКВЭД). В юридической науке есть два понимания места разрешительных процедур в предпринимательской деятельности:

  1. они неразрывны с регистрацией индивидуального предпринимателя в налоговом органе;
  2. применяются в зависимости от выбранного предпринимателем вида деятельности в заявительном порядке.

В любом случае происходит правовой процесс поэтапного включения предпринимателя в экономический оборот. При этом гражданская правоспособность, приобретаемая в результате институтализации, трансформируется в субъективные права и обязанности в ходе легализации, являющейся, таким образом, лишь одним из элементов легитимации предпринимательства [6, С. 125-130].

В каждой разрешительной деятельности действуют различные приказы, регламенты, положения, инструкции, которые утверждают порядки, перечень документов, формы отчетности. В подобных актах закрепляются порядок (процедура) осуществления определенных видов деятельности и требования к ним [9, С. 105-112].

Разрешительные процедуры регулируются большим блоком нормативных правовых актов. Среди них можно выделить Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». К примеру, Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» регулирует вопросы безопасности продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, устанавливает базовые понятия [2].

В своей совокупности нормативные правовые акты образуют самостоятельный правовой институт. Стоит отметить, что сегодня происходит изменение института разрешительных процедур: появляются новые виды лицензируемой деятельности, организации объединяются в саморегулируемые организации, совершенствуются методы оформления разрешительных документов. Вместе с тем, законодательство не закрепляет такие важные в административистике понятия, как разрешительная деятельность, административно-разрешительные процедуры и т.д.

В сфере стандартизации и сертификации продукции действует множество международных и российских стандартов. При этом предприниматели, которые предлагают рынку новый продукт, которого еще нет на рынке, либо вырабатывают его по собственной рецептуре, разрабатывают на продукцию технические условия или стандарт организации. В соответствии с действующим законодательством для выхода на рынок нужно необходимо получить сертификаты соответствия (безопасности) продукции. Проблема неоднозначности требований к выполнению проверки качества товаров сейчас проявляется между международными и российскими стандартами. Ситуация складывается так, что на уровне Евразийского экономического союза проводится постепенное принятие технических регламентов, действие которых касается всех государств, входящих в состав союзного объединения. Предполагается, что по мере принятия новых техрегламентов для конкретных категорий товаров национальные стандарты будут упраздняться, а требования техрегламентов таможенного союза будут становиться обязательными.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единый нормативный правовой акт, который бы устанавливал и регулировал разрешительные процедуры для хозяйствующих субъектов, что в свою очередь и является основной проблемой правового регулирования рассматриваемого института.

В свою очередь Минэкономразвития России был разработан проект Федерального закона «Об основах разрешительной деятельности в Российской Федерации», предусматривающий нормативное закрепление понятия «разрешительная деятельность», а также систематизацию и оптимизацию действующих разрешительных режимов. Это позволило бы упорядочить широкий круг общественно-экономических правоотношений, связанных с получением разрешений, а также снизить административные барьеры для бизнеса. Проект НПА был внесен в Государственную думу в 2017 году, однако, не был принят. По нашему мнению принятие единого нормативного правового акта, закрепляющего на законодательном уровне понятие «разрешительная деятельность» упростило бы работу субъектов предпринимательской деятельности.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 08.07.2021) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.
  2. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О техническом регулировании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Парламентская газета, № 1-2, 05.01.2003.
  3. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Парламентская газета, № 23, 13-19.05.2011.
  4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) // Российская газета, № 296, 31.12.2013.
  5. Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 (ред. от 04.07.2020) «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» // СЗ РФ, 14.12.2009, № 50, ст. 6096.
  6. Болотин В.С., Савилов М.Г. Институт лицензирования как объект правового регулирования нормами гражданского и административного законодательства // Среднерусский вестник общественных наук. – 2017. – №4. – С. 125-134.
  7. Савченко Е.А. Разрешение как способ правового регулирования и классификация видов разрешений в сфере связи // Актуальные проблемы российского права. – 2016. – №11 (72). – С. 63-71.Кутафина. 2015. №1. – С. 50-61.
  8. Старостин С.А. Современные проблемы правового регулирования административных процедур в предпринимательской деятельности // Вопросы правоприменения. - № 8 (141). – 2018. – С. 105-112.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее