Результаты исследования. Понятие «контроля и ревизии в контрактной системе закупок» является относительно новым. Нет единого, законодательно зафиксированного определения контроля и ревизии подобных закупок, однако существует ряд дефиниций отечественных ученых. В таблице 1 приведены определения понятия «контроля в контрактной системе закупок» различных авторов.
Таблица 1
Определение термина «Контроль в контрактной системе закупок»
Определение | Автор |
Это мониторинг, который ориентирован, прежде всего, на оценку обоснованности закупок, а также совершенствование законодательной базы, регулирующей закупочную деятельность. | Л. В. Андреева |
Это деятельность Минэкономразвития РФ, органов местной администрации и исполнительной власти субъектов РФ, направленная на формирование сводного отчета по итогам каждого финансового года, в котором отражается активность субъекта по контрактным закупкам и их обоснованности. | А. А. Юдин, Т. В. Тарабукина |
Это анализ стратегически значимых расходов государства в рамках контрактных закупок, проводимый с целью контроля расходований бюджетных средств. | Ф. А. Тасалов |
Исходя из приведенных дефиниций ученых можно выделить ряд обобщающих признаков данного понятия. В первую очередь, контроль в контрактной системе закупок – это своего рода экспертиза, проводимая государственными уполномоченными органами с целью анализа обоснованности закупок от лица государства на основе контрактов. Контрактная основа подразумевает синтез государственных заказчиков и предпринимательского сообщества, действующих на основании ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» [1].
На современном этапе развития нашей страны прозрачность – главный принцип государственных закупок. Для их достижения необходим строгий контроль. Поэтому государственные закупки находятся под пристальным вниманием сразу нескольких органов. Немаловажную роль играет также общественный контроль, а также контроль, который заказчики обязаны осуществлять сами. Согласно статье 99 вышеупомянутого ФЗ №44 контроль за государственными закупками, осуществляется следующими органами:
- Федеральным органом исполнительной власти: Федеральная антимонопольная служба и её территориальные органы.
- Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации: Органы государственного финансового контроля субъектов.
- Органом местного самоуправления: Органы муниципального финансового контроля муниципальных районов или городских округов.
Контроль над государственными закупками на контрактной основе осуществляется, главным образом, через проверки. Они могут быть плановыми или внеплановыми. В случае плановых проверок, заказчик не может подвергаться им чаще, чем раз в полгода [2]. Однако, частота проверок может варьироваться в зависимости от проверяемого объекта: например, для закупочной комиссии или специализированной организации, проверка проводится не чаще, чем один раз на каждую закупочную процедуру. Внеплановые проверки, в свою очередь, не имеют установленной периодичности. Они проводятся только в случае поступления жалоб или сообщений о нарушениях от заинтересованных лиц или пострадавших.
Обоснованность покупок на контрактной основе осуществляется Минэкономразвития РФ. Кроме того, в систему контроля закупок интегрирована аудиторская деятельность, проводимая Счетной палатой и государственными аудиторскими органами субъектов федерации и муниципальных образований. Эти аудиторские органы дают оценку правильности закупочных процедур и достижение их целей, анализируя следующие показатели:
- Соблюдение правил и норм по качеству поставленных товаров/услуг и соблюдение сроков договоров.
- Эффективность и продуктивность расходования средств по действующим и планируемым контрактам.
- Нормативная правильность отражения закупочных операций.
Выявленные нарушения ведут к ответственности. В Российской Федерации лица, совершившие правонарушения в сфере государственных и муниципальных закупок на контрактной основе, могут быть привлечены к двум типам ответственности: уголовной и административной [3]. Уголовная ответственность применяется за наиболее серьезные нарушения, такие как:
- Сговор между участниками закупки для ограничения конкуренции (УК РФ Ст. 178).
- Злоупотребление должностными полномочиями при проведении закупок (УК РФ Ст. 200.4).
- Получение или дача взятки в связи с закупками (УК РФ Ст. 291).
Административная ответственность предусмотрена за менее тяжкие нарушения, например:
- Несоблюдение установленных сроков и порядка проведения закупок (КоАП РФ Ст. 7.30.)
- Нарушение требований к документации (КоАП РФ Ст. 7.29.3.)
- Неправомерные ограничения доступа к участию в закупках (КоАП РФ Ст. 7.31.)
Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов. Во-первых, установлено, что контроль в контрактной системе закупок является многоуровневым и многовекторным процессом. Он осуществляется как государственными органами, так и самими участниками закупоки. Во-вторых, было выявлено, что эффективность контроля напрямую зависит от своевременности и комплексного применения всех видов проверки. В заключение, можно утверждать, что совершенствование системы контроля в контрактной системе закупок является неотъемлемым условием для обеспечения прозрачности и эффективности государственных закупок.
Список литературы
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ [Электронный ресурс]: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
- Бикмаева Г.Н. Государственные закупки: понятие, проблемы, пути решения // Молодой ученый. 2022. № 42 (437). URL: https://moluch.ru/archive/437/95588/ (дата обращения: 01.06.2024 г.)
- Шешукова Т.Г. Система государственных закупок: понятие, влияние на экономику. Международный бухгалтерский учет. 2018. №21(5). С. 520-527