Рассмотрение истории развития законодательства об осуществлении некоммерческими организациями предпринимательской и иной приносящей доход деятельности имеет несколько важных аспектов.
Во-первых, законодательство, регулирующее деятельность некоммерческих организаций, часто отражает изменяющуюся роль и важность этих организаций в обществе. Изучение истории позволяет понять, каким образом эти организации стали более самостоятельными, какие виды деятельности они осуществляют, и как менялись нормы и правила, регулирующие их деятельность.
Во-вторых, исторический анализ позволяет выявить препятствия и сложности, с которыми некоммерческие организации сталкиваются при осуществлении предпринимательской деятельности и приносящей доход деятельности. Это может помочь в разработке более эффективных политик и законов для содействия развитию некоммерческого сектора.
В-третьих, изучение истории законодательства о некоммерческих организациях может помочь понять, как законы и нормы были адаптированы к изменяющимся обстоятельствам и потребностям. Это актуально, так как сектор некоммерческих организаций постоянно развивается, и законодательство должно соответствовать этому развитию.
В целом, исследование истории законодательства об осуществлении предпринимательской и иной приносящей доход деятельности некоммерческими организациями позволяет лучше понять и адаптировать правовые нормы к изменяющейся реальности и обеспечивать более эффективное функционирование некоммерческого сектора в интересах общества.
Помимо рассмотрения истории вопроса, определенный исследовательский интерес представляет анализ зарубежного опыта осуществления некоммерческими организациями предпринимательской и иной приносящей доход деятельности [1].
Как правило, создание и функционирование некоммерческих и других юридических лиц (корпораций, партнерств, трастов и т.д.) в США регулируется отдельными штатами. Несколько штатов ограничивают цели, для которых могут создаваться некоммерческие корпорации. Другие разрешают регистрацию для любых законных целей. Вместе с тем общим отличием некоммерческой корпорации от коммерческой провозглашается ограничение на распределение («nondistribution constraint»), т.е. запрет на прибыль для участников и иных лиц, кто осуществляет контроль над НКО. При этом на федеральном уровне отсутствует отдельная организационно-правовая форма НКО [2].
В Соединенных Штатах основные критерии, по которым можно различить между коммерческим и некоммерческим статусом организации, определены в налоговом законодательстве с целью получения налоговых льгот. Одним из самых важных видов статуса является статус благотворительной организации, которая существует исключительно для одной или нескольких общественно полезных целей и не имеет права на распределение прибыли среди участников. Нарушение этих ограничений может привести к лишению НКО квалификации как благотворительной организации, а это в свою очередь влечет за собой потерю значительных налоговых льгот и налоговых обязательств.
Кроме того, на практике разрешено осуществление бизнес-деятельности, если она является существенной частью общей деятельности НКО, при условии, что прибыль, полученная от этой деятельности, направляется на поддержку заявленных некоммерческих целей организации. Важно отметить, что нет четких количественных ограничений на объем такой деятельности, не связанной напрямую с основной целью организации; важно лишь, чтобы полученная прибыль была использована для достижения указанных целей.
Таким образом, американский подход основан в первую очередь на использовании определенных тестов при предоставлении налоговых льгот, с помощью чего определяется некоммерческий характер деятельности организации, при этом экономическая активность НКО не ограничивается на уровне их правоспособности, а связывается с допустимостью получения налоговых льгот или привлечения к налоговой ответственности. Схожее регулирование предлагается в Канаде [3].
Исследователи из Европы отмечают, что существует значительное разнообразие в правовых регуляциях между разными странами в контексте нормативного урегулирования некоммерческих организаций. Важно отметить, что российское законодательство в большей степени соответствует европейским подходам к пониманию некоммерческих организаций. Это связано с тем, что в российском праве уделяется внимание не только ограничению на распределение прибыли, но и учитывается набор других аспектов, таких как цели организации и характер выполняемой деятельности. В результате, принцип нераспределения прибыли не остается единственным определяющим элементом в законодательстве.
В разных странах существует разнообразие подходов к определению некоммерческих организаций (НКО). Например, бельгийское законодательство требует, чтобы НКО имели бескорыстные цели и были запрещены от распределения прибыли. Во Франции, закон требует, чтобы у НКО были цели, отличные от прибыли. Чешское законодательство также указывает на необходимость иметь цели, не связанные с получением прибыли, и аналогичные правила действуют в Польше и Швейцарии. В этих странах считается, что некоммерческой организацией является та, которая преследует некоммерческие цели, несмотря на то, что ее деятельность может включать элементы предпринимательства.
Важно отметить, что в Бельгии НКО могут свободно заниматься коммерческой или промышленной деятельностью независимо от ее роли (основной или вспомогательной) и несмотря на отсутствие налоговых преференций для такой деятельности. Подобный подход также применяется во Франции и Италии. В Швейцарии, различие между коммерческими и некоммерческими целями НКО не зависит от того, занимается ли организация бизнесом или нет.
Шведская модель также оценивает, преследует ли организация экономические интересы своих членов через свою экономическую деятельность. При этом создание фонда с целью продвижения прямых экономических интересов не разрешено. Однако важно отметить, что критерий экономических интересов участников не трактуется слишком узко, и поэтому организации, такие как учреждения по уходу за детьми или организации, занимающиеся строительством и обслуживанием прогулочных судов, могут признаваться некоммерческими организациями в судебной практике [3].
Таким образом, из предоставленной информации можно сделать следующие выводы.
Существует разнообразие подходов к регулированию некоммерческих организаций (НКО) в разных странах, включая США, Канаду, Европейские страны. В США и Канаде, например, регулирование некоммерческих организаций зависит от штата и цели, для которых могут быть созданы НКО, могут различаться. Однако в большинстве случаев среди общих черт некоммерческой деятельности можно выделить ограничение на распределение прибыли (нераспределение прибыли), что означает, что НКО не создаются с целью прибыли для участников и контролирующих лиц.
Налоговое законодательство в разных странах также определяет статус благотворительных организаций, которые могут получать налоговые льготы при соблюдении определенных критериев, включая нераспределение прибыли.
В некоторых странах, таких как Бельгия и Франция, НКО могут заниматься коммерческой деятельностью, но при этом они должны преследовать некоммерческие цели, их деятельность не должна ориентироваться на прибыль участников.
Швейцария и Швеция предоставляют более широкий диапазон деятельности для НКО и не делают жесткого различия между коммерческой и некоммерческой деятельностью, их критерии более гибкие.
Итак, разнообразие подходов к регулированию некоммерческой деятельности существует, и они могут варьироваться от страны к стране. Основными критериями для определения некоммерческой организации обычно являются некоммерческая цель и ограничение на распределение прибыли в пользу участников.
Список литературы
- Сакович О.М. Ведение предпринимательской деятельности некоммерческими юридическими лицами в зарубежных странах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vedenie-predprinimatelskoy-deyatelnosti-nekommercheskimi-yuridicheskimi-litsami-v-zarubezhnyh-stranah (дата обращения: 01.10.2023).
- Положенцева Ю.С. Сравнительный анализ законодательного регулирования деятельности некоммерческих организаций // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2022. №1 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-zakonodatelnogo-regulirovaniya-deyatelnosti-nekommercheskih-organizatsiy (дата обращения: 01.10.2023).
- Григорьев В.И. Деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс».- URL: https://www.consultant.ru (дата обращения 01.10.2023).