Актуальность данного исследования заключается в том, что сегодня назрела острая необходимость в разработке, а в последующем и во внедрении эффективно действенных превентивных мер, которые бы сохранили и развивали ценный опыт, учитывая при этом особенности современного развития государства и общества.
Не может остаться без внимания и практика зарубежных стран по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних. Прежде, чем выработать эффективную законодательную модель в такой борьбе, необходимо учитывать не только практику российскую, основанную на правовых основах, но и практику тех зарубежных государств, где работа превентивного характера имеет положительную динамику.
Например, в ряде стран (Дания, Швеция, Великобритания) за последние десятилетия профилактика и предупреждение правонарушений и преступлений несовершеннолетних стали неотъемлемой частью государственной политики. Данный зарубежный опыт можно охарактеризовать только с положительной стороны ввиду того, что он доказывает тот факт, что профилактика и предупреждение совершения несовершеннолетними лицами правонарушений является одним из неотъемлемых направлений реализации государственных функций.
Но при выработке определенных форм и методов борьбы с таким негативным явлением стоит обращать внимание не только на причины и условия, которые способствуют совершению подростками административных деликтов, но и на особенности личности правонарушителя. Целью такого «вмешательства» в жизнь подростков является в первую очередь удержание последних от повторного совершения правонарушений и преступлений различными сдерживающими действиями (реабилитация, правильный психологический подход и т.п.).
Например, в Великобритании действуют суды по делам несовершеннолетних, которые характеризуются некоторыми особенностями. Так, дела в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления, подлежат рассмотрению отдельно от дел остальных и, как правило, в утреннее время. Кроме того, каждое подобное дело рассматривается индивидуально и отдельно от дел соучастников (при их наличии) преступления, а на судебном заседании должны обязательно присутствовать законные представители подростка (что приемлемо и для практики России). В Великобритании также при таком суде существуют так называемые службы пробации, в обязанности служащих которых входят такие немаловажные функции, как изучение личности молодого преступника, осуществление надзора, а также дальнейшее устройство несовершеннолетнего [1]. Однако подобная система ювенальной юстиции получила распространение лишь на административной территории Великобритании и Северной Ирландии; в Шотландии же попытки создать подобную систему (а именно специальный суд по делам несовершеннолетних) не увенчались успехом. И здесь следует оговориться, что понятие «ювенальная юстиция» нельзя встретить в законодательстве рассматриваемой страны, а значит, оно не относится к «ювенальным судам - судам по делам несовершеннолетних».
Кроме судов по делам несовершеннолетних, Великобритания отличается и количеством принимаемых нормативных правовых актов, направленных на защиту и охрану прав детей, к числу которых стоит отнести Закон «О детях и подростках»; Общие инструкции об устройстве детей; Правила устройства детей на фостерное воспитание; Национальные Стандарты Великобритании по организации фостерного воспитания. В Дании же действует Закон «О детях», небезынтересным является и действующий Закон «О родительской ответственности».
Общая суть данных актов сводится к тому, что при поступлении первого заявления, из содержания которого можно сделать вывод о необходимости оказания помощи ребенку, соответствующие органы обязаны отреагировать и в течение сорока недель «устроить» судьбу последнего, тем самым защитив его интересы. При этом в обязанности соответствующих местных органов входит получение независимой юридической консультации в отношении каждого случая.
Помимо этого, упомянутый Закон «О детях» обязал официальных государственных служащих и специалистов информировать полицию и иные службы системы превенции о возможных или известных фактах жестокости по отношению к детям со стороны законных представителей или иных взрослых лиц, что ранее не входило в обязанности указанных должностных лиц.
Примечательной является и в целом государственная система активно работающей ювенальной юстиции, хотя и небесспорной.
Нельзя отрицать тот факт, что Англия в решении вопросов, касающихся охраны жизни, прав и свобод детей, занимает лидирующее место ввиду того, что на проблемы в данной сфере государство обратило внимание более 20 лет назад, ранее, чем Россия. И хотя правоприменительная практика по вопросам, касающимся отбирания детей из семей, еще далека от совершенства, следует подчеркнуть именно то, насколько государство обращает внимание на существующую проблему. Ведь судебные инстанции скорее не занимались конкретизацией норм об отобрании детей, а осуществляли попытки защитить интересы детей. Но в этом случае следует уже говорить о качестве реализации норм в рамках ювенальной юстиции. Не всегда, казалось бы, положительный умысел отбирания ребенка из семьи приносит пользу и для ребенка, и для его семьи.
Система ювенальной юстиции также высоко развита и в Швеции, где действует огромный массив нормативных правовых актов о детях, в том числе о превенции деликтов. Кроме того, Швецию вообще можно рассматривать как лидера в государственном регулировании вопросов социально правильного воспитания несовершеннолетних, поскольку в 1979 году Швеция явилась первой страной мира, которая наложила запрет на физическое наказание детей и объявила, что такое наказание является преступлением. На современном этапе в Швеции эффективно действуют нормы Федерального закона «О предотвращении насилия над детьми», согласно которому сотрудниками служб по защите детей осуществляется контроль за физическим развитием и психическим здоровьем несовершеннолетнего. В рамках возложенных указанным актом обязанностей сотрудники выясняют отношение ребенка к сложившейся трудной ситуации с обязательным учетом его личного желания. Кроме того, сотрудниками данных служб выясняется такой вопрос: явилось ли насилие одноразовым фактом или сопровождается систематически в повседневной жизни. С целью обнаружения фактов причинения вреда психическому здоровью ребенка выясняется, мог ли ребенок стать свидетелем жестокого обращения и с другими членами его семьи.
Десятилетием позже, в 1989 году, Швеция попала в число первых стран, которые подписали Конвенцию ООН о правах ребёнка, а чуть позже, в 1993 году, Швецией создается специальный институт омбудсмена. Целью данного института явилась защита прав детей. Кроме того, Швецию стоит рассматривать в качестве примера еще и потому, что в этой стране действует большое количество различного рода организаций: BRIS («Права детей в обществе»), Friends («Друзья»), Save the Children Sweden (Шведское отделение организации «Спасти детей»), в которые подросток (в том числе ребенок) может обратиться в случае необходимости оказания ему помощи и которые активно занимаются социализацией подростков с девиантными проявлениями в целях недопущения совершения ими проступков и правонарушений.
Еще одной небезынтересной в области защиты интересов детей является практика Франции, сложившаяся в результате развития введенной в 1945 году системы защиты прав и законных интересов детей. Данная система обладает и организационным, и правовым характером. Исходя из содержания некоторых законодательных актов, первостепенная задача обеспечения защиты прав ребенка лежит в первую очередь на родителях последнего. Так, Гражданским кодексом Франции определено, что «...родительские права принадлежат отцу и матери для защиты интересов ребенка по вопросам, связанным с его безопасностью, состоянием здоровья и морально-нравственным воспитанием. Они имеют право и на них лежит обязанность защищать ребенка, следить за ним и заниматься его воспитанием...»[2]. Кроме того, данные исключительные права не могут быть переданы третьим лицам, и даже отказаться от них родители также не имеют права.
Нельзя забывать о том факте, что несовершеннолетние подростки, в силу своего неокрепшего ума и сознания, просто не могут отказаться, например, от предложения попробовать спиртные напитки, когда такое предложение поступает напрямую от их родителей. Поэтому положительная практика Франции говорит о том, что государство обеспокоено таким положением дел, что подтверждается принятием организационных или правовых мер только в подобных случаях. Цель законодательства Франции в рассматриваемой сфере - профилактика в рамках «организационной защиты» и защита прав и жизненных интересов ребенка в рамках «правовой защиты». В первом случае, когда семьи сами осознают те трудности, которые у них возникли, и дают согласие на оказание им помощи со стороны субъектов превенции. Второй случай подразумевает инциденты, когда имеются данные, подтверждающие возникновение опасной для ребенка ситуации, в том числе совершение в отношении ребенка уголовного деяния.
Исследуя степень государственно-правового регулирования вопросов превенции в указанных странах и в России, можно говорить о том, что превенция деликтов, совершаемых несовершеннолетними, является одним из основных направлений государственной политики именно зарубежных стран. Основой для такого вывода послужила совокупность законодательных актов, в которых урегулированы вопросы превенции, а также их количество и содержание.
Отметим, что работа превентивного характера, осуществляемая большим количеством субъектов профилактики как в России, так и за рубежом, основывается на общепризнанных нормах международного законодательства, к числу которых в первую очередь относятся: Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей [3]; Всеобщая декларация прав человека [4]; Декларация прав ребенка [5]; Европейская конвенция об осуществлении прав детей (ETS № 160) [6]; Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) [7]; Руководящие принципы в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия [8]; Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних [9].
Что касается действующего законодательства Российской Федерации в сфере профилактики и предупреждения административных деликтов подростков, то оно имеет, к сожалению, некие пробельность и коллизионность в части правового регулирования рассматриваемых вопросов. Поэтому считаем, что оно нуждается в развитии, так как назрела острая необходимость во внесении в него необходимых изменений и дополнений, и даже в принятии соответствующего нормативного правового акта, регулирующего вопросы борьбы с административными правонарушениями, совершаемыми подростками в возрасте до 18 лет.
Продолжая вопрос действующего законодательства по профилактике и предупреждению административных правонарушений несовершеннолетних, следует обратить внимание и на действующие в России программы, направленные на решение важных вопросов в различных сферах[10]. Это следует сделать потому, что целевые комплексные программы разрабатываются поэтапно, то есть определяются проблемы, на решение которых они должны быть направлены. В указанных программах устанавливается круг участников, их обязанности и цели. Определяются сроки, в течение которых определенная программа должна быть выполнена. В этом случае имеют место быть как долгосрочные программы (например, 10 лет), так и действующие на короткий срок (например, 3 года).
Надо отметить, что многие зарубежные государства в превентивной деятельности используют различные формы и методы, в том числе и программное регулирование. Примером такой работы может выступить «Программа правового воспитания», которая была разработана правоохранителями в штате Флорида с целью применения как в государственных, так и частных школах. Основная задача Программы - ознакомить подростков-учащихся с нормами уголовного законодательства, нормами ответственности за совершение деликтов; воспитать в детях нетерпимое отношение к совершению преступлений и проступков; ознакомить подростков с системой ценностей, сложившейся в обществе. В рамках проводимой работы несовершеннолетним детям демонстрируются видеосюжеты с примерами применения к правонарушителям мер воздействия; пропагандируется законопослушное поведение. В США, например, действует программа профилактики преступности несовершеннолетних, в рамках которой подростки посещают исправительные учреждения. Подобные мероприятия проводятся с целью психологического воздействия на подростков, которые еще не встали на преступный путь, но у которых уже наблюдалось девиантное поведение (то есть склонные к совершению правонарушений и преступлений).
Таким образом, рассматривая вопрос профилактики и предупреждения административных деликтов несовершеннолетних, можно говорить о целесообразности применения именно программно-целевого регулирования потому, как весь спектр отношений, складывающихся между подростком и социумом, который может привести к девиантному поведению, предусмотреть в нормах права просто невозможно, как невозможно и нормативно оформить и весь комплекс способов взаимодействия с подростком и воздействия на него. Считаем, что программно-целевое регулирование вопросов превенции может стать наиболее эффективным рычагом в данной борьбе. Кроме того, данное утверждение строится на том, что в правовых нормах нецелесообразно закреплять целеполагающие, директивные положения, которые в целом крайне нужны как субъектам, осуществляющим превентивную деятельность, так и несовершеннолетним, выступающим в качестве объектов превентивного воздействия, по ряду причин:
- для субъектов, осуществляющих превентивную деятельность, такие положения выступают как ориентиры деятельности и функционирования, что особенно важно для реализации «неправовых» форм превенции;
- для несовершеннолетних, их родителей и законных представителей такие целеполагания выступают как некие идеальные модели, к которым следует стремиться.
В России также имеется положительный опыт реализации различного рода программ, в том числе программ профилактики правонарушений несовершеннолетних субъектов Российской Федерации.
Таким образом, несомненно, международный опыт учитывать необходимо, однако в части, касающейся предупреждения и профилактики деликтов несовершеннолетних в России, все же следует в наибольшей степени обращать внимание на существующие проблемные аспекты превенции именно в нашей стране, а соответствующие меры принимать, учитывая специфику российского общества.
Список литературы
- Мельникова, Э.Б. Ювенальная юстиция / Э.Б. Мельникова. – Москва, 1999. – 272 с.
- Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона). Ст. 371-2. – Москва: Инфотропик Медиа, 2012. – 312 с.
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (принята в г. Нью-Йорке 30.09.1990 г.) // Дипломатический вестник. – 1992. – № 6. – С. 10-13.
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Рос. газета. – 1998. – 10 декабря.
- Декларация прав ребенка (принята 20 ноября 1959 г.) // Права ребенка: Основные международные документы. – Москва: Дом, 1992. – С. 9.
- Европейская конвенция об осуществлении прав детей (ETS № 160) (заключена в г. Страсбурге 25 января 1996 г.) // Международные акты о правах человека: сб. документов. – Москва: Норма-ИНФРА-М, 2002. – С. 733-740.
- Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29.11.1985 г.) // Советская юстиция. – 1991. – № 12-14.
- Руководящие принципы в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия: приложение к Резолюции 1997/30 Экономического и Социального Совета от 21.07.1997 г. «Применение правосудия в отношении несовершеннолетних» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Высшей комиссии по правам человека ООН. – URL: http://www.ohchr. org/english/ law/pdf/ system.pdf.
- Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде) (приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/112 от 14 декабря 1990 г.) // Издания Организации Объединенных Наций. – Нью-Йорк, 1992.
- Махина, С.Н. Нормативно-правовое и программно-целевое регулирование превенции административной деликтности несовершеннолетних: проблемы и перспективы совершенствования / С.Н. Махина // Юридические записки. – 2014. – № 4 (27). – С. 81-89.