Правовое государство и его роль в обеспечении защиты прав предпринимателей

Правовое государство и его роль в обеспечении защиты прав предпринимателей

В статье рассматриваются проблемные вопросы применения мер по защите прав и законных интересов предпринимателей по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности. Рассмотрены материально-правовые и уголовно-процессуальные механизмы, используемые в ходе производства по данной категории дел. Особое внимание уделено анализу правовых позиций Верховного Суда РФ, отраженных в постановлениях Пленума от 15 ноября 2016 г. № 48 и от 3 октября 2017 г. № 33. По результатам проведенного исследования автор пришел к выводу о необходимости распространения норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на сферу валютного контроля. Также предлагается предоставить возможность предпринимателям выбирать любые средства защиты своих гражданских прав, не противоречащие закону. Сделан вывод о необходимости дальнейшего научного изучения системы материально-правовых и уголовно-процессуальных механизмов, используемых в производстве по делам о преступлениях, совершенных в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Авторы публикации

Рубрика

Право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (66), май ‘22

Дата публицакии 20.05.2022

Поделиться

Предпринимательская деятельность – это особая деятельность, поскольку она связана с конкурентной средой в сфере экономики. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, частная собственность и свобода предпринимательской деятельности составляют экономическую основу любого демократического правового государства, выступая экономическим выражением свободы как личности, так и общества в целом.

Правовое регулирование предпринимательства должно быть направлено на предоставление предпринимателю максимальных возможностей в осуществлении его общественно-полезных функций, реализации его роли как движущей силы экономического механизма. В России такое осознание имело место далеко не всегда.

Нигилистическое отношение к предпринимательству привело к необходимости поиска иных форм стимулирования экономической деятельности, но это не давало эффекта, наша страна оказалась перед угрозой значительного отставания от Запада и государство стало осуществлять меры по либерализации экономики, началось возрождение предпринимательства.

В широком комплексе многогранных мер, направленных на стимулирование предпринимательства важное место занимают охрана прав субъектов предпринимательской деятельности, надлежащая защита их законных интересов. Права коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, других субъектов предпринимательской деятельности должны быть не только продекларированы, но и гарантированы, защищены и обеспечены при необходимости принудительной силой государства. Особенно актуальной эта задача является сейчас, в период становления предпринимательства. Г.Б. Мирзоев отмечает в этой связи, что проблема юридической защиты субъектов предпринимательства в полном объеме возникла в нашей стране в начале девяностых годов. В этот период экономическая реформа в России вышла на новый этап своего развития, и предпринимательство из кооперативного движения середины восьмидесятых годов вышло на новый качественный уровень. Появились сотни тысяч новых предпринимателей в самых различных сферах экономики, и перед ними встало множество разнообразных юридических проблем. То есть в своем современном значении проблема защиты прав предпринимателя возникла сравнительно недавно, но за короткое время она стала весьма актуальной [10].

Эффективное решение задач государственной экономической политики в области предпринимательской деятельности, согласно в постановлениях Пленума от 15 ноября 2016 г. № 48,  предполагает создание и поддержание в Российской Федерации благоприятного делового, предпринимательского и инвестиционного климата и условий для ведения бизнеса посредством стимулирования законной предпринимательской деятельности, осуществляемой ее субъектами самостоятельно, на свой риск и основанной на принципах юридического равенства и добросовестности сторон, свободы договора и конкуренции.

Успешное достижение стоящих перед бизнес-сообществом целей во многом зависит от наличия действенных организационно-правовых механизмов, позволяющих исключить возможность использования уголовного преследования в качестве средства для давления на предпринимательские структуры и решения споров хозяйствующих субъектов, оградить от необоснованного привлечения к уголовной ответственности предпринимателей за неисполнение ими договорных обязательств в тех случаях, когда оно обусловлено обычными предпринимательскими рисками. К числу таких механизмов относятся, в частности, установленные законодателем дополнительные материально-правовые и процессуальные гарантии обеспечения прав и законных интересов предпринимателей, привлекаемых к уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности [8].

В целях усиления судебного контроля за законностью возбуждения уголовного дела и производства по категории дел о предпринимательской деятельности в постановлении Пленума было выдвинуто положение о предварительном расследовании, а также изучении представленных заявителем материалов и тщательной проверки их доводов при разрешении жалоб в порядке статьи 125 УПК РФ на действия (бездействие) и решения должностных лиц органов, осуществляющих предварительное расследование или проверку сообщения о преступлении в стадии возбуждения уголовного дела в отношении предпринимателей. Было отмечено о необходимости проведения постоянного мониторинга практики рассмотрения ходатайств органов предварительного расследования о заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, даче разрешений на производство следственных действий по данной категории дел, а также рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) органов, осуществляющих предварительное расследование в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ, результаты обсуждать на совещаниях судей [8].

Основная цель издания упомянутого постановления состоит в организации комплексной защиты прав предпринимателей, направленной на сокращение числа предпринимательских рисков.

Штраф для граждан и предпринимателей за незаконные валютные операции в обход уполномоченных банков составляет от 75% до 100% суммы незаконной операции. Есть и уголовная ответственность - за незаконную предпринимательскую деятельность.

На территории РФ также действует ФЗ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля [5].

В ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» закреплено правило, согласно которому «орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Однако в действующих ни уголовном, ни административном законодательстве составов преступлений, административных правонарушений, за совершение которых можно было бы привлечь к ответственности субъектов публичной власти, в этом случае не предусмотрено. На это обстоятельство обратил внимание Президент Российской Федерации Владимир Путин в своем ежегодном послании к Федеральному собранию 3 декабря 2015 года, приведя уголовную статистику по делам по экономическим преступлениям. «За 2014 год следственными органами возбуждено почти 200 тысяч уголовных дел по так называемым экономическим составам. До суда дошли 46 тысяч из 200 тысяч, еще 15 тысяч дел развалилось в суде. Получается, если посчитать, что приговором закончились лишь 15 процентов дел. При этом абсолютное большинство, около 80 процентов, 83 процента предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес.

На сегодняшний день была принята мера, согласно которой, с 10 марта 2021-го и до конца 2022 года вводится мораторий на плановые проверки индивидуальных предпринимателей, малых и средних предприятий. Исключениями являются только случаи, когда существуют риски для жизни и здоровья граждан (например, в области использования атомной энергии, обеспечения радиационной безопасности, защиты государственной тайны и т. д.).

Также стоит отметить, что для того, чтобы получить деньги от иностранной компании за товар или услугу, предприниматель или компания должны пройти валютный контроль — это требование закона. Так Центробанк проверяет, что предприниматели получают деньги законно, не спонсируют террористов и не продают запрещенные товары.

Во время валютного контроля ИП подтверждает, что получил деньги законно. Под операции валютного контроля попадают такие переводы: клиенту банка приходят деньги от иностранной компании; клиент банка платит деньги иностранному гражданину или компании.

Совершенствование валютного контроля в рамках валютного законодательства является необходимой мерой, так как на сегодняшний день существуют проблемы, связанные с нарушением правил, установленных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, установленными национальным законодательством. В частности, поставщики товаров используют все более изощренные криминальные схемы с целью обхода валютных правил для невозвращения денежных средств на территорию РФ и в иных целях. Также необходимо отметить, что длительная процедура оформления внешнеторговых контрактов во многом «тормозит» международную торговлю товарами. Соответственно, цель уполномоченных органов – совершенствование валютного законодательства. Достижение задач стимулирования внешней торговли, и, в тоже время, предотвращения нарушений в данной области позволит достичь поставленной цели.

На сегодняшний день нарушение сроков валютного контроля и иное нарушение валютного законодательства во многом «тормозит» применение упрощенной системы взаимодействия между резидентами и банками. По данным ФТС России только в сфере таможенного дела было возбуждено 13939 дел (9,7 %) за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного контроля (ст. 15.25 КоАП РФ).[3] При этом перемещение валюты стало основным предметом валютных правонарушений. Корректировка административного законодательства [4] с учетом изменений, внесенных Инструкцией, позволит достичь сокращения общего числа таких правонарушений и обеспечит: Либерализацию действующих требований валютного контроля. Уменьшит нагрузку на резидентов в части оформления документов (в частности справок о подтверждающих документах и пр.). Уменьшит основания для привлечения лиц к ответственности.

Таким образом, нововведения позволяют сократить срок оформления внешнеторговых контрактов, а также обеспечить надежность системы путем ориентации на более крупные поставки товаров. Совершенствование валютного законодательства в данной области позволит обеспечить стабильность такой системы.

Список литературы

  1. Конституция РФ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.constitution.ru. (дата обращения: 20.05.2021)
  2. Гражданский кодекс РФ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 20.05.2021)
  3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 17.05.2021). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 20.05.2021)
  4. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru. (дата обращения: 20.05.2021)
  5. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 20.05.2021)
  6. Борисов, А.Н. Комментарий к ФЗ от 8 августа 2001г. №134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) / А. Н. Борисов // Право и экономика. 2004. - №7,8. - С.7-18; 3-18.
  7. Надежин Н. Н., Новопавловская Е. Е. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации о праве собственности и экономической свободе предпринимательской деятельности // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3 (45). С. 56–60.
  8. Болгова В. В., Новопавловская Е. Е. Формирование основ экономической правовой политики в интерпретационной практике Конституционного Суда Российской Федерации // Правовая политика и правая жизнь. 2016. № 1. С. 71–76.
  9. Богданова М. С. Юридическая ответственность: основание, виды, субъекты: дисс. … канд. юр. наук. – М., 1998. 187 с.
  10. Бессарабов, В.Г. Прокуратура и контрольные органы зарубежных стран / В.Г. Бессарабов. М.: НИИ пробл. укреп, закон, и правопоряд. при Ген. прокуратуре,2000. - 223с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary