В настоящее время многие российские бюджетные учреждения в различных сферах деятельности сталкиваются с проблемой нехватки государственных финансов, в результате чего они вынуждены заниматься дополнительной деятельностью, приносящей доход для достижения своих основных целей и задач. В статье рассматривается порядок осуществления приносящей доход деятельности в бюджетном учреждении, описываются способы ценообразования на оказываемые услуги (работы), а также приводятся примеры, на что учреждение вправе тратить полученные средства.
Причина осуществления бюджетными учреждениями хозяйственной деятельности на коммерческой основе зачастую кроется в покрытии недостатка денежных средств, выделяемых из государственного бюджета.
Сегодня бюджетные организации составляют значительную долю российской экономики. Это организации, целью которых является не получение прибыли, а ее перераспределение как основная задача их деятельности.
В современных сложных условиях макроэкономики и нестабильного финансирования в условиях современного кризиса бюджетные организации играют важную роль в обеспечении социально-экономической жизни страны [2, с. 44].
Бюджетные организации, как производители социально значимых услуг:
- могут оперативно реагировать на различные потребности населения и возникающие проблемы;
- отражают интересы различных социальных групп и слоев населения;
- обязаны соблюдать различные правительственные постановления, что делает их гарантами исполнения всех законодательных актов;
- выступают в качестве общественных наблюдателей, способствуя тем самым эффективности различных государственных услуг.
К хозяйственной деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями в целях получения дополнительных финансовых средств, относятся оказание платных услуг, пожертвования, гранты, аренда нежилых помещений и т.п.
Единого терминологического подхода к определению сущности термина «предпринимательская деятельность» применительно к бюджетным учреждениям не существует. Вопрос о его соотношении с аналогичными понятиями, такими как «предпринимательская» и «приносящая доход» деятельность, также остается дискуссионным. При изучении научной и учебной литературы по данному вопросу стоит подчеркнуть ряд авторских подходов.
Сторонники первого подхода считают эти понятия тождественными [3, с. 15]. Многие современные экономисты считают, что на бюджетные учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность, распространяются положения правового регулирования предпринимательской деятельности. Это подтверждают и разъяснения пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами отдельных положений раздела I части первой ГК РФ».
Ряд других экономистов придерживаются мнения, что термин «приносящая доход деятельность» имеет все более широкое значение. Существует мнение, что, кроме предпринимательской деятельности, существуют и другие виды доходной деятельности, не отвечающие признакам предпринимательской деятельности, к которым относятся случаи разового, бессистемного получения дохода бюджетной организацией, поступления в бюджет организация в виде пожертвований, подарков, на основании завещания и т.д. [4, с. 23].
Скорее всего, придется согласиться со сторонниками третьего подхода, предлагающими разграничивать экономический смысл терминов «доход» и «прибыль». Под доходом следует понимать средства, которые хозяйствующий субъект получает от любого вида экономической деятельности, а под прибылью понимается разница между доходами и расходами. На основании этого автор делает вывод, что деятельность бюджетообразующей организации не направлена на получение прибыли. Поэтому объективный критерий вряд ли пригоден для разграничения понятий «доход» и «прибыль».
Следует отметить, что законодатель не разграничил эти понятия применительно к деятельности бюджетных учреждений. В противном случае с точки зрения налогового законодательства бюджетные организации должны были бы платить налог на прибыль как коммерческие организации. Однако полученный доход не облагается налогом, что подтверждает отличие реального бизнеса от деятельности бюджетного учреждения, приносящего доход.
При организации коммерческой деятельности бюджетной организации крайне важно соблюдать несколько следующих условий:
- деятельность служит достижению целей, ради которых создано бюджетное учреждение, и соответствует целям, заявленным в уставе;
- прибыльная деятельность регулируется учредительными документами бюджетного учреждения.
Критерием, по которому можно сделать вывод о том, что приносящая доход деятельность служит достижению целей, ради которых создано учреждение, является факт утверждения собственником (учредителем) устава. В данном случае действительно подтверждается, что деятельность устава полностью соответствует целям создания бюджетного либо автономного учреждения.
Доход, полученный от приносящей доход деятельности, а также имущество, полученное за счет этих средств, бюджетное учреждение вправе использовать только на цели, указанные в уставе.
Платные услуги (работы) бюджетных и автономных учреждений можно условно разделить на две группы:
- услуги (работы), связанные с основной деятельностью учреждения (это основные платные услуги учреждения);
- услуги (работы), не отнесенные уставом к основным видам деятельности (так называемые «непрофильные» платные услуги).
Отличие базовых услуг состоит в том, что бюджетное учреждение вправе оказывать основные платные услуги сверх государственного задания. Во многих случаях, установленных нормативными правовыми актами, такие услуги (работы) могут быть включены даже в государственное (муниципальное) задание. Однако для этого необходима прямая ссылка в федеральном законе.
Если рассматривать вопрос о том, как бюджетное учреждение может получить средства и как определяется их объем, то в соответствии с п. 4 ст. 9.2 Закона «О некоммерческих организациях» порядок определения платы за основные платные услуги, оказываемые бюджетными и автономными учреждениями, устанавливается учредителем, если иное не установлено федеральным законом.
Для учреждений, являющихся самоуправляющимися и обязательно осуществляющих оплачиваемую деятельность, порядок определения размера платы за оказание платных услуг (работ) устанавливается нормативным правовым актом представительного органа самоуправления, настоящим прямо следует из ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
При выполнении всех предпосылок и условий оказания платных услуг и работ можно говорить о формировании цен на такие услуги.
При этом необходимо учитывать следующие расходы – заработная плата, отчисления в фонды, материальные затраты, энергоресурсы, транспортные расходы, различные виды командировочных расходов и др. Все эти статьи расходов будут составлять стоимость услуг, оказываемых в том либо ином учреждении. Не стоит пренебрегать накладными расходами.
Однако мало говорить о затратах, важно учитывать особенности оказания платных услуг и работ, есть еще такой экономический показатель, как рентабельность.
Если доходы по исполнению госзадания превышают доходы от коммерческой деятельности, это может свидетельствовать о некачественном планировании, а значит, и о избыточных бюджетных ассигнованиях на предоставление субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий.
Конкретные расходы на каждую платную услугу должны быть зафиксированы во внутренних документах учреждения, эти расходы должны быть включены в договор с физическими и юридическими лицами об оказании услуг. После подписания договора изменить расходы нельзя, но можно их индексировать исходя из уровня инфляции, это условие должно быть оговорено в самом договоре, это следует из гл. 3 ст. 54 Закона №. 273-ФЗ, ст. 8 Положения № 706.
Важно позаботиться о прозрачности и ясности своей доходной деятельности, открытости документации и доступа к ней.
Например, образовательные учреждения могут публиковать на официальном интернет-ресурсе образовательного учреждения документы, регламентирующие оказание платных услуг, формы договоров, документы об утверждении тарифов и общий порядок оказания услуг.
Завершающим этапом процесса оказания платных услуг является получение операционного дохода и его ликвидация.
Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ, доходы, полученные бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности (в том числе оказания основных и дополнительных платных услуг), поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений. При этом учреждение имеет возможность размещать такие программы исключительно в соответствии с утвержденным Планом финансово-хозяйственной деятельности. Учитывая, что порядок расходования средств от приносящей доход деятельности не установлен правовыми актами субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований, учреждение вправе самостоятельно определять такой порядок.
Следует отметить, что если основные платные услуги включаются в государственную (муниципальную) роль в случаях, установленных федеральными законами, то размер субсидии по государственной (муниципальной) роли должен быть уменьшен на сумму планируемых средств на получаемые от потребителей этих услуг (работ). , как указано в письме Минфина №. 12-08-06/44036.
При этом даже в случае оказания платных услуг в рамках государственной (муниципальной) роли доход от приносящей доход деятельности не является доходом соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что экономический результат от приносящей доход деятельности нельзя назвать прибылью бюджетной организации. Доход от приносящей доход деятельности распределяется следующим образом:
- не более 70% идет на заработную плату, включая стимулирующие и компенсационные выплаты и начисление заработной платы;
- не менее 30 % направляется на укрепление и развитие материально-технической базы учреждения, оплату энергоресурсов, транспортных расходов, услуг связи, командировочных расходов и других необходимых средств для повышения качества предоставляемых услуг.
Список литературы
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (последняя редакция) / Справочно-правовая система Консультант Плюс
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (последняя редакция) / Справочно-правовая система Консультант Плюс
- Панарина Е.А. Управление экономической деятельностью бюджетной организации / Е.А. Панарина, Е.В. Сороколетова // Международный студенческий научный вестник. -2018. - №1. - С. 15.
- Ханея Д.Ю. Теоретические основы понятия «предпринимательская деятельность» и его нормативно-правовое регулирование в рамках функционирования бюджетной организации / Д.Ю. Ханеня, А.Е. Кисова // Вектор экономики. -2020. - №8 (50). - С. 22-25.