Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, известный как Федеральный закон N 44-ФЗ, вступил в силу в России с 1 января 2014 года. Он заменил собой предыдущий Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и стал регулировать деятельность заказчика с момента планирования закупок и проведения конкурентных процедур до момента заключения и исполнения контрактов, а также выполнение последующего мониторинга и аудита, его целью является повышение прозрачности, эффективности и конкурентоспособности государственных закупок. Однако, несмотря на его цели, реализация 44-ФЗ сталкивается с рядом проблем, требующих внимания и совершенствования. Современная практика показывает, что в системе государственных закупок есть много недостатков. В этой статье мы рассмотрим некоторые из них. Один из недостатков — это длительная аккредитация для участия в торгах. Также есть проблемы с обеспечением заявки и контракта. Кроме того, часто не хватает квалифицированных специалистов в государственных организациях, которые проводят закупки. Исследование правореализационной и правоприменительной практики в сфере государственных закупок показало, что есть проблемы, которые мешают достичь плановых показателей эффективности системы и решить стратегические цели государства в области противодействия коррупции и эффективного использования бюджетных средств.
Одной из ключевых проблем является высокая сложность и бюрократизация процедур закупок. Закон предусматривает множество этапов и требований, что затрудняет его исполнение, особенно для малых предприятий. Это приводит к увеличению временных и финансовых затрат как для заказчиков, так и для поставщиков.
Часто участники закупок, особенно представители малого и среднего бизнеса, не обладают достаточными знаниями и опытом для эффективного участия в конкурсах. Это связано с недостаточной подготовкой кадров и отсутствием специализированных обучающих программ [5, с. 294].
Несмотря на меры по повышению прозрачности, коррупционные риски остаются значительными. Закрытые процедуры, недостаточная открытость информации о закупках и возможности манипуляций с техническими заданиями создают условия для коррупции.
Завышение цен в совокупности с отсутствием ориентира на качество товаров (работ, услуг) ведет к покупке заказчиком товаров низкого качества по высокой цене.
Объем ежегодно выявляемых нарушений при формировании начальной (максимальной) цены контракта свидетельствует о необходимости пересмотра порядка и методов определения и обоснования цен, установленных законом № 44-ФЗ и методическими рекомендациями.
Многие закупочные процедуры характеризуются низким уровнем конкуренции. Это связано с ограничениями в доступе к информации о тендерах и сложностью участия для новых компаний, что снижает эффективность расходования бюджетных средств. Электронные площадки, используемые для проведения закупок, нередко сталкиваются с техническими сбоями и недостаточной функциональностью. Это приводит к задержкам в проведении торгов и увеличивает риск ошибок.
Негативное влияние на эффективность госзакупок оказывают картельные соглашения - согласованные действия участников, направленные против честной конкуренции на торгах. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции": «признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:
- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
- сокращению или прекращению производства товаров;
- отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками)» [3, с.16].
Сговор с одним или несколькими участниками рынка выражается в следующем:
- разработке для заказчика документации по закупке самим участником или заказчиком под конкретного участника;
- неправомерного допуска к участию в закупке участников антиконкурентного соглашения либо неправомерного завышения рейтинга (баллов) при проведении процедуры оценки заявок участников конкурса;
- предоставления заказчиком информации о других участниках закупки;
- исполнения государственного (муниципального) контракта до проведения закупки, а также последующего изменения условий контракта.
Подобные действия приводят к исключению конкурентной борьбы и образованию минимальной экономии от проведения закупочных процедур.
Ущерб, который картели наносят российской экономике, достигает 2% ВВП, поэтому такие соглашения представляют угрозу национальной безопасности [4, с. 11].
Распоряжением от 05 марта 2024 года №512-р Правительство утвердило новую пятилетнюю межведомственную программу по выявлению и пресечению картелей и других ограничивающих конкуренцию соглашений. Программа предполагает совершенствование системы государственного воздействия на причины и условия, способствующие появлению картелей, налаживание оперативного обмена информацией о фактах и участниках картелей между различными ведомствами, проведение комплексных мероприятий по профилактике и пресечению правонарушений и преступлений, связанных с заключением ограничивающих конкуренцию соглашений в стратегически важных и социально значимых отраслях экономики, а также при реализации национальных проектов [5, с. 4] .
Пробелом в законе №44-ФЗ является использование термина «существенные условия контракта без раскрытия его содержания. Определение существенных условий дает статья 432 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение» [1, с. 209].
Кроме того, при проведении закупки путем запроса котировок, заказчик не вправе изменить условия заключенного контракта по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, что затрудняет и усложняет процесс контрактации в определенных случаях.
Необходимо пересмотреть и упростить процедуры закупок, сократив избыточные требования и этапы. Это позволит снизить административную нагрузку и повысить доступность системы для всех участников процесса.
Создание образовательных программ и курсов для участников закупок поможет повысить их квалификацию. Это может включать в себя как онлайн-курсы, так и очные семинары с участием экспертов. Помимо прочего, на предприятиях, включенных в работу по реализации системы государственных закупок, необходимо предусмотреть повышение квалификации сотрудников не реже раза в год.
Для снижения коррупционных рисков необходимо обеспечить максимальную открытость информации о закупках [7, с. 29]. Это включает в себя публикацию всех этапов процесса, от планирования до заключения контракта, в открытом доступе.
Для повышения конкурентоспособности следует обеспечить равный доступ к информации о тендерах для всех потенциальных участников. Это может быть достигнуто через улучшение информационной системы и снижение барьеров для входа новых компаний на рынок [8, с. 29].
Инвестиции в развитие электронных площадок и обеспечение их надежности помогут избежать технических сбоев и улучшат качество проведения торгов.
Исходя из вышеизложенного, необходимо включить в штат или закрепить за иной должностью специалиста, прошедшего подготовку по направлению осуществления государственных закупок. Для этого необходимо разработать единую программу подготовки специалистов и осуществлять периодическую подготовку. Предоставить образовательным организациям, прошедшим государственную аккредитацию, право осуществлять проведение подготовки по указанным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий. Для этого необходимы изменения в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и изложить его в следующей редакции: «Заказчики, специализированные организации обязаны обеспечивать прохождение обучения и повышение уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, путем направления соответствующего должностного лица на обучение, которое оказывается по утвержденным образовательным программам организациями, прошедшими государственную аккредитацию образовательной деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации» [9, с. 4].
Закон 44-ФЗ является важным инструментом для организации государственных закупок в России. Однако его успешное применение требует решения ряда проблем, связанных с бюрократизацией, недостаточной квалификацией участников, коррупционными рисками и техническими сбоями. Реализация предложенных мер по упрощению процедур, повышению квалификации участников, увеличению прозрачности и развитию конкуренции позволит значительно улучшить эффективность контрактной системы и повысить доверие к ней со стороны общества.
Список литературы
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ" // СПС «КонсультантПлюс»
- Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Российская газета
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СПС «КонсультантПлюс»
- Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс»
- Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2024 N 512-р «Об утверждении Межведомственной программы мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2024-2028 годы» // СПС «КонсультантПлюс»
- Кауфова Ф.Б. Проблемы контрактной системы государственных закупок и пути совершенствования законодательства // Молодой ученый. 2017. № 50. С. 296-298. URL: https://moluch.ru/archive/184/47242
- Иванищева А.А. Государственные закупки в России и за рубежом // Академическая публицистика. 2019. № 1. С. 29-32
- Атласкирова И. Новеллы в сфере госзакупок // Юрист. – 2017. – №. 25. – С. 7
- Мельников И.Н., Климова А.Ю. Актуальные вопросы совершенствования контрактной системы государственных закупок в Российской Федерации на современном этапе // Вестник КГУ. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-sovershenstvovaniya-kontraktnoy-sistemy-gosudarstvennyh-zakupok-v-rossiyskoy-federatsii-na-sovremennom-etape