ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

8

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 11 (109), Март ‘23

Дата публикации 25.03.2023

Поделиться

Данная статья посвящена организации закупок в бюджетном учреждении. Рассмотрена теория организации с точки зрения законов №44-ФЗ, и №223-ФЗ.

Бюджетное учреждение – это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Статья 71 БК РФ гласит, что все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. Учреждения осуществляют закупки по законам №44-ФЗ, и №223-ФЗ. Основными принципами организации закупок в бюджетном учреждении являются:

  • прозрачность;
  • открытость;
  • обеспечение конкуренции;
  • стимулирование инноваций;
  • противодействие коррупции.

Сторонами контрактов, заключаемых по закону №44 ФЗ (Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ) выступают заказчики и участники. Заказчиками могут быть различные учреждения. Они оформляют документацию с требованиями к товару или услуге, рассматривают заявки участников. Участники – это поставщики, подрядчики или исполнители, ими могут быть любые юридические лица или физические лица, в том числе в статусе индивидуального предпринимателя. Не имеет значения их нахождение, место происхождения капитала, главное требования – чтобы компания не была зарегистрирована в офшоре и не числилась в статусе недобросовестных поставщиков. У заказчика есть выбор – провести конкурентную процедуру, или заключить контракт с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем. Способ закупки выбирается самостоятельно, но с учетом норм закона №44-ФЗ. В случае конкурентных закупок выигрывает тот участник, который предложил самую меньшую цену или самые наилучшие условия контракта. Заказчики также вправе провести и неконкурентные процедуры. Это малые закупки – сделки с единственным поставщиком, заключаются, если приобретаются товары, работы или услуги стоимостью меньше 600 000 рублей. Контракты до 600 000 рублей заключают в рамках лимита на год (п.4 ст. 93 Закона №44-ФЗ). Существует два варианта расчета совокупного объема закупок (СГОЗ):

  1. 10% СГОЗ, но не более 50 млн рублей в год (если СГОЗ учреждения более 40 млн рублей);
  2. 2 млн. рублей в год – если СГОЗ учреждения меньше 40 млн рублей)

Также совершать закупки до 600 000 рублей вправе заказчики из социальной сферы – образовательные, научные, учреждения культуры и тд. (п.5 ст. 93 №44-ФЗ). Такие закупки ограничены лимитом 5 млн. рублей или не должны превышать 50% от СГОЗ и составлять не более 30 млн. рублей в год. Федеральные и региональные органы исполнительной власти местного самоуправления в обязательном порядке определяют степень централизации закупок, решают, каким образом провести закупки – самостоятельно, либо путем передачи данной функции уполномоченному учреждению. Два и более заказчика, закупающие одни и те же товары, работы, услуги, вправе объединить усилия и провести совместную закупку. Совместные закупки проводятся только в форме конкурса или аукциона. Под одними и теми же предполагаются товары, работы, услуги с одинаковыми потребительскими качествами и свойствами. Перед совместной закупкой заключается соглашение о совместной закупке и выбирают организатора. Организатор может выступать уполномоченный орган или учреждение, либо один из заказчиков. Допустим, что две школы проводят совместный аукцион на поставку овощей: капусты, свеклы и моркови. В данном случае каждой школе, то есть каждому заказчику, необходимо сформировать перечень из одних и тех же товаров – овощей. Варианты могут быть следующие:

  1. Закупку капусты производят с помощью совместного аукциона. Свеклу и морковь один из заказчиков закупает самостоятельно: электронный аукцион.
  2. Все три вида овощей закупают через совместный аукцион при условии необходимости данных товаров обоим заказчикам. Разные виды овощей не могут быть признаны одними и теми же видами товара.
  3. Вариант, когда при совместном аукционе одним заказчиком покупается только морковь, а другим только капуста – недопустим.

За нарушение законодательства о закупках грозит дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Вид ответственности зависит от состава нарушения. Так, за задержку на один рабочий день учреждение или предприятие – на 10 000 рублей, ответственного сотрудника – на 3000 рублей. В рамках закона №223-ФЗ закупки проводятся по упрощенной схеме. Бюджетные учреждения могут закупаться по упрощенной схеме, но для бюджетных учреждений закупки ограничены тремя случаями:

  • За счет грантов, которые учреждение получило безвозмездно и безвозвратно от граждан и организаций, а также из бюджета по итогам конкурса;
  • В рамках контракта, по которому учреждение – исполнитель;
  • За счет средств от платной деятельности.

Приобретать товары, работы и услуги за счет платной деятельности по закону №223-ФЗ бюджетное учреждение не обязано. Решение заказчика проводить закупки по закону №223-ФЗ изменить в середине года нельзя. К преимуществам №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» относят:

  • Возможность использования любых способов закупок;
  • Самостоятельное формирование заказчиком списка товаров, которые можно закупать у единственного поставщика;
  • Возможность устанавливать более жесткие или мягкие требования к участникам закупок;
  • Возможность устанавливать максимальный размер цены закупки у единственного поставщика.

В таблице 1 приведены отличительные черты закупок по закону о контрактной системе и Закону о закупках товаров

Таблица 1. «Отличительные черты закупок по Закону о контрактной системе и Закону о закупках товаров»

Федеральный закон, по которому могут осуществляться закупки бюджетными учреждениями

Отличительные черты закупок

Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Все возможные способы закупки строго регламентированы. Требования к участникам закупки и содержанию заявок носят исчерпывающий характер. Требования к объекту закупки строго определены законом. Условия и порядок заключения договоров строго регламентированы.

Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Перечень способов закупки носит открытый характер. Условия и порядок применения способов закупок устанавливаются самостоятельно организатором закупки на основе положения о закупке. Установлены только общие принципы, условия и порядок заключения договоров устанавливаются самостоятельно организатором закупки.

Список литературы

  1. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" от 08.05.2010 N 83-ФЗ (последняя редакция) - Доступ из справ. –правовой системы «Консультант Плюс» - Режим доступа: - (дата обращения 05.05.2022).
  2. Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ Доступ из справ. –правовой системы «Консультант Плюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17645/ (дата обращения: 11.04.2022).
  3. . Доступ из справ. –правовой системы «Консультант Плюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 17.04.2022).
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.05.2022) - Доступ из справ. –правовой системы «Консультант Плюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5148/ (дата обращения: 11.04.2022).
  5. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.05.2022). - Доступ из справ. –правовой системы «Консультант Плюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34661 (дата обращения 15.06.2022).
  6. Арбатская, Т.Г. Учет в государственных (муниципальных) учреждениях Учебное пособие. — Иркутск: Издво БГУЭП, 2018. — 200 с
  7. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ - Доступ из справ. –правовой системы «Консультант Плюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16755/ (дата обращения: 11.04.2022).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее