Согласно действующему законодательству поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основании государственного или муниципального контракта, в целях исполнения которого заключается договор поставки товаров.
Следовательно, обязательным условием для возникновения договорных отношений между государственным или муниципальным заказчиком, или иным лицом, действующим по его указанию, и поставщиком является наличие заключенного государственного или муниципального контракта.
Рассмотреть понятие «контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд» возможность после установления кажущихся смежными понятий «государственный и муниципальный контракт» и «договор поставки товаров».
Наиболее интересным представляется сравнительный анализ более ранних нормативно-правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд, с целью отслеживания характерных признаков понятия «государственный (муниципальный) контракт».
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» было закреплено, что «государственным или муниципальным контрактом является договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд».
Черты государственного, но не муниципального, контракта также были установлены Федеральным законом от 13 декабря 2004 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Согласно акту, государственным контрактом признаются договорные отношения между государственным заказчиком и поставщиком по поставке продукции для обеспечения федеральных государственных нужд за счет средств федерального бюджета[2, с. 227].
В более ранней версии Бюджетного кодекса Российской Федерации было закреплено, что «под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета».Однако позднее, Федеральным законом от 02 февраля 2006 г. № 19-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в статью 72 БК РФ были внесены корректировки и понятие исключили.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие характерные особенности государственного (муниципального) контракта:
1) договор заключается от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования;
2) осуществляется такая закупка за счет средств соответствующего бюджета: государственный контракт исполняется за счет средств федерального бюджета и/или бюджетов субъектов РФ, муниципальный контракт исполняется за счет средств местного бюджета;
3) цель закупки – обеспечение государственных или муниципальных нужд.
На сегодняшний день ни в одном действующем нормативно-правовом акте не содержится формулировка понятия «государственных или муниципальных нужд».
Законодатель почему-то не посчитал необходимым перенести из действовавшего ранее Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ содержание вышеупомянутого термина в актуальные правовые акты.
Такая ситуация создает поле для бурных обсуждений. Учеными предлагаются различные формулировки понятия.
Т.В. Назарова в своём исследовании предложила следующую трактовку понятия: государственные и муниципальные нужды – это обеспечиваемые за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности в товарах, работах, услугах, необходимые для осуществления функций и полномочий, для исполнения международных обязательств, в том числе реализации межгосударственных и региональных целевых программ Российской Федерации, государственных заказчиков, субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков субъектов[3, с. 267].
М.В. Лалиева же считает, что под государственными и муниципальными нуждами понимаются объективно существующие общественно значимые нужды и потребности соответствующего публично-правового образования, регламентированные законом, которые способствуют удовлетворению интересов неопределенного круга лиц, а также реализуемые в определенном законом порядке специально уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления[1, с. 19].
Автором предлагается собственно разработанное понятие.
Государственные и муниципальные нужды – это наиболее первостепенные потребности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, удовлетворяемые путем проведения за счет средств соответствующего бюджета закупок необходимой для выполнения ими своих функций продукции.
Вернемся к термину «государственного (муниципального) контракта». В настоящее время наиболее точное определение закреплено в ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Гражданским кодексом Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд выделена как разновидность договора купли-продажи и является самостоятельной от договора поставки конструкцией гражданско-правового договора.
Однако, ч. 2 ст. 525 ГК РФ закрепляет, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила и нормы о договоре поставки, если иное не предусмотрено правилами Кодекса.
Согласно ст. 506 ГК РФ, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейный, домашним и иным подобным использованием.
Следует отметить, что государственный и муниципальный контракт имеет широкое значение и включает в себя ряд действий по поставке товаров. Одним из них является договор поставки, поэтому следует, что последний является одной из частей большого механизма закупок[4, с. 33].
Характерным для государственного и муниципального контракта и отличающим его от договора поставки будет следующее:
1) покупателем является Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, или же специально уполномоченные лица;
2) способ размещения заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд публичные торги (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений);
3) контракт оплачивается за счет средств соответствующего бюджета;
4) споры, возникающие при заключении, изменения и расторжении государственного или муниципального контракта, рассматриваются в Арбитражном суде.
Однако нас интересует понятие контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд.
Статья 526 ГК РФ гласит что, по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее – государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Данное законодателем определение можно рассматривать как производное от закрепленного в статье 506 ГК РФ понятия «договора поставки» и вышеупомянутого понятия «государственного (муниципального) контракта».
Использование законодателем в определение термина «контракт» вместо привычного «договор» вводит некоторые сложности.
Проведя анализ с. 526 и ст. 529 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что контракт на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд является основанием для передачи поставщиком товара государственному или муниципальному заказчику за установленную контрактом плату. Тогда как договор поставки является основанием для получения лицом, определенным государственным или муниципальным заказчиком, товара от поставщика, в случае если это предусмотрено контрактом.
Следовательно, рассматриваемые договоры имеют разное смысловое значение. Договор поставки чаще всего носит единоразовый характер, но с одним исполнителем можно согласовать несколько поставок в рамках одного договора. Кроме того, при исполнении одного контракта может быть заключено несколько договоров поставки.
В качестве главной отличительной черты контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд можно выделить наличие государственного или муниципального заказчика, т.е. в контракте участвует 3 стороны: поставщик, покупатель (уполномоченное лицо), государственный (муниципальный) заказчик.
Подводя итог, необходимо отметить, что принятый Федеральный закон от 05 июля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» должен был устранить все имеющиеся пробелы в праве, однако удобным было бы аккумулировать в нём наиболее важные понятия, а в дальнейшем вносить изменения в случае необходимости.
Список литературы
- Лалиева, М. В. Государственные и муниципальные нужды : трактовка понятия [Текст] / М. В. Лалиева // Отечественная юриспруденция. – 2018. - № 3. – С. 17-21.
- Молчанова, С. Л. Договор поставки для государственных и муниципальных нужд [Текст] / С. Л. Молчанова // Молодой учёный. – 2022. - № 16. – С. 225-227.
- Назарова, Т. М. Сущность договора поставки товаров для государственных нужд [Текст] / Т. М. Назарова // Молодой учёный. – 2019. - № 48. – С. 266-269.
- Шедько, В. М. Проблема отождествления договора поставки и контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд [Текст] / В. М. Шедько // Трибуна ученого. – 2019. - № 4. – С. 33-35.