Договорные отношения государственного заказчика в контрактной системе в сфере закупок

Договорные отношения государственного заказчика в контрактной системе в сфере закупок

В своей статье предлагаю рассмотреть договорные отношения государственного заказчика со всеми участникам контрактной системы, возникающие при их непосредственном взаимодействии проблемы, недостатки законодательства в этой сфере, с возможными предложениями по их улучшению.

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является важным элементом государственного регулирования гражданских правоотношений и одним из важнейших аспектов экономики Российской Федерации. Нормативно-правовая база контрактной системы в сфере закупок постоянно изменяется, многие неточности и разногласия разрешаются благодаря этим изменениям, но остаются нерешенными некоторые проблемные вопросы и появляются новые.

Основной целью контрактной системы в сфере закупок является обеспечение (удовлетворение) таких нужд. Согласно позиции Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28 декабря 2010 г. № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов (участников закупок), сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов, а равно, – полное и качественное удовлетворение нужд государства в лице государственного и муниципального заказчика.

Тема моего исследования является в настоящее время актуальной по причине динамично развивающегося законодательства в сфере закупок, что является следствием сложных экономических условий, в которых государственным и муниципальным органам приходится выполнять свои функции и достигать заданные результаты обеспечения государственных и муниципальных нужд, а так же очень специфичной направленности данной деятельности. Слаженной  работе всех составляющих механизма закупочной деятельности препятствует ряд проблем, связанных, в том числе с недостатками в отдельных вопросах регулирования и применения законодательства в договорных отношениях. При этом на рынке труда присутствует большой дефицит высококвалифицированных кадров-практиков в сфере закупок, даже несмотря на тот факт, что государственная программа повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Контрактная система в сфере закупок» не является принципиально длительной и сложной в освоении, да и конкуренция среди образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, достаточно высока.

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 41 (86), Октябрь ‘22

Дата публицакии 04.10.2022

Поделиться

Вступивший в юридическую силу с 01.01.2014 Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон 44-ФЗ) оказался наиболее прогрессивным в сравнении с действовавшими ранее Федеральным законом от 06.05.1999 № 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" (далее – Закон 97-ФЗ) и Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 № 94-ФЗ (далее – Закон 94-ФЗ). Наиболее явным признаком прогрессивности является тот факт, что Закон 44-ФЗ охватывает гораздо больший круг отношений в сфере закупок. Когда Законы 94-ФЗ и 44-ФЗ освещали только узкие вопросы, касающиеся поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг, 44-ФЗ содержит положения, регулирующие порядок планирования, нормирования, обоснования закупок; общественных обсуждений закупок; способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); мониторинг и аудит в сфере закупок; порядок исполнения обязательств, проведения экспертизы результатов закупок; информационное обеспечение контрактной системы, контроль в сфере закупок и порядок обжалования действий или бездействия участников контрактной системы. Да, большинство вопросов раскрываются в подзаконных нормативных правовых актах, но круг освещенных вопросов более всеобъемлющ, нежели в ранее действовавших Законах.

Профессионализм Заказчика стоит во главе угла в Законе 44-ФЗ. Здесь впервые введены такие понятия как «контрактная служба» и «контрактный управляющий», введены конкретные требования к уровню образования сотрудников Заказчика, входящих в их число.

Закон 44-ФЗ является наиболее технологичным, подразумевающим совершение максимального широкого круга действия участниками контрактной системы в электронном виде посредством единой информационной системы и электронных площадок. Совершенствование в этом вопросе продолжается на постоянной основе.

Предыдущий абзац статьи непосредственным образом связан с таким немаловажным элементом, как прозрачность закупок и как следствие сокращением коррупционных рисков при их осуществлении.

В целом, имея достаточно большой опыт в практическом применении законодательства в сфере закупок (более 12 лет), могу отметить, что постоянно и динамично развивающаяся контрактная система вселяет уверенность, что идея ее создания была очень нужной для нашего государства. При этом не теряю надежду, что процесс развития системы не остановится, а только будет наращивать и наращивать свои темпы.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ // СПС «Гарант».
  2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (утратил силу) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СПС «Гарант».
  3. Федеральный закон от 06.05.1999 № 97-ФЗ (утратил силу) "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" // СПС «Гарант».

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary