Вступивший в юридическую силу с 01.01.2014 Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон 44-ФЗ) оказался наиболее прогрессивным в сравнении с действовавшими ранее Федеральным законом от 06.05.1999 № 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" (далее – Закон 97-ФЗ) и Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 № 94-ФЗ (далее – Закон 94-ФЗ). Наиболее явным признаком прогрессивности является тот факт, что Закон 44-ФЗ охватывает гораздо больший круг отношений в сфере закупок. Когда Законы 94-ФЗ и 44-ФЗ освещали только узкие вопросы, касающиеся поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг, 44-ФЗ содержит положения, регулирующие порядок планирования, нормирования, обоснования закупок; общественных обсуждений закупок; способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); мониторинг и аудит в сфере закупок; порядок исполнения обязательств, проведения экспертизы результатов закупок; информационное обеспечение контрактной системы, контроль в сфере закупок и порядок обжалования действий или бездействия участников контрактной системы. Да, большинство вопросов раскрываются в подзаконных нормативных правовых актах, но круг освещенных вопросов более всеобъемлющ, нежели в ранее действовавших Законах.
Профессионализм Заказчика стоит во главе угла в Законе 44-ФЗ. Здесь впервые введены такие понятия как «контрактная служба» и «контрактный управляющий», введены конкретные требования к уровню образования сотрудников Заказчика, входящих в их число.
Закон 44-ФЗ является наиболее технологичным, подразумевающим совершение максимального широкого круга действия участниками контрактной системы в электронном виде посредством единой информационной системы и электронных площадок. Совершенствование в этом вопросе продолжается на постоянной основе.
Предыдущий абзац статьи непосредственным образом связан с таким немаловажным элементом, как прозрачность закупок и как следствие сокращением коррупционных рисков при их осуществлении.
В целом, имея достаточно большой опыт в практическом применении законодательства в сфере закупок (более 12 лет), могу отметить, что постоянно и динамично развивающаяся контрактная система вселяет уверенность, что идея ее создания была очень нужной для нашего государства. При этом не теряю надежду, что процесс развития системы не остановится, а только будет наращивать и наращивать свои темпы.
Список литературы
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ // СПС «Гарант».
- Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (утратил силу) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СПС «Гарант».
- Федеральный закон от 06.05.1999 № 97-ФЗ (утратил силу) "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" // СПС «Гарант».