ФОНДЫ ЦЕЛЕВЫХ КАПИТАЛОВ КАК МЕХАНИЗМ ДИАЛОГА ПОКОЛЕНИЙ

ФОНДЫ ЦЕЛЕВЫХ КАПИТАЛОВ КАК МЕХАНИЗМ ДИАЛОГА ПОКОЛЕНИЙ

Авторы публикации

Рубрика

Менеджмент и управление

Просмотры

90

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 39 (189), Октябрь ‘24

Дата публикации 01.10.2024

Поделиться

В статье деятельность Фондов целевых капиталов рассматривается с точки зрения механизма, способствующего развитию межпоколенческого диалога, способствующего передачи традиций и ценностей поколений.

Всё чаще в общественном дискурсе возникает вопрос о путях активизации диалога поколений, этот традиционно актуальный вопрос обретает новое звучание в современной России.

В одном временном промежутке живет несколько поколений людей. На события, происходящие вокруг них каждое из поколений, имеет свой взгляд. Отличие во взглядах на события связано с наличествующим жизненным опытом у каждого поколения.

Уровнем развитием поколения можно считать те достижения и результаты, на которые в своем дальнейшем развитии опирается более молодое поколение. Однако само по себе использование для своего развития достижений и результатов предыдущих поколений не передает новому поколению опыта, ценностей, мировоззрения старшего поколения, у молодого поколения же формируются свои ценности, потребности, взгляды на будущее, основанные на использовании существующего уровня развития [4].

Может показаться, что старшее поколение в определенной степени может смириться с нарушившимся диалогом между поколениями основываясь на том, что достигнутые ими результаты улучшили условия для жизни молодого поколения. Не смотря на это старшее поколение в своем своём пути развития и приобретения жизненного опыта сталкивается с тем, что в определенный момент времени из молодого поколения они стали старшим поколением и то поколение, которое было для них старшим поколением по естественным причинам перестало существовать, вместе с естественной утратой связи со старшим поколением они начинают острее воспринимать необходимость передачи жизненного опыта, ценностей младшему поколению.

На государственном уровне для передачи уже имеющихся знаний, традиций, опыта по широте своего охвата традиционно выделяется образовательная и культурная сферы жизни общества. И на их базе можно вносить изменения приводящие к созданию единства в обществе между различными социальными и возрастными группами без существенных социально-культурных потрясений для самого общества [5],[6].

Для решения этой задачи был необходим инновационный подход, отвечающий следующим требованиям инновационных подходов и процессов [8].

Внедрение инновационного подхода, основанное на реакции старшего поколения на сложившийся диалог между поколениями связанная с необходимостью проведения этого процесса в поле социальной сферы. По характеру распространения воздействие проводится на различные социальные группы, а также разные возрастные категории. По территориальному распространению воздействия проектов затрагиваются все регионы страны, т.е. проект носит масштаб всей страны. Масштаб затрагиваемых проектом изменений имеет высокий уровень рисков. По своей интенсивности проект носит массовый характер, цель инновационных изменений носит замещающий характер отношений. Повторяемость внедрения применяемого проекта основывается на распространении проекта в различных субъектах страны.

Наиболее подходящим направлением для внедрения является образовательная сфера. И наиболее подходящим из всех имеющихся уровней образования является вузовское образование и среднее образование в той части, в которой обучающийся определяется в выборе своей профессии.

В 2006 году началась реформа высшего образования в Российской Федерации, имевшая в своей основе создание федеральных вузов путем слияния существующих вузов в крупные единые структуры. И это привело к естественной «встряске» социума, для старшего поколения «одномоментно исчезли» вузы, в которых они учились, внутри вузов начались структурные изменения, обучающиеся поступив в один вуз стали выпускниками нового вуза, будущие обучающиеся впервые услышали новые названия. На фоне этих событий сложилась отчужденность не только выпускников и обучающихся, но и сотрудников вузов [1],[2],[8].

Исходя из специфики деятельности образовательной сферы: внедряемому инновационному механизму необходимо обладать следующими внешними признаками: относительно текущего состояния системы замещающим, по типу новшества иметь организационно-управленческий аспект, по степени интенсивности носить массовый характер, относительно сферы внедрения затрагивать социально-экономическую сферу, сопутствующим затрагиванием организационно-правовой сферы. Помимо этого, механизм должен учесть не только такие особенности как: всеобъемлемость профессий и отраслей, в которых работают люди, межпоколенческую связь одновременно живущих поколений, но и общие исторические корни одновременно живущих поколений.

Т.е. механизма управления, должен иметь направление на объединение различных социальных групп закладывая в своей основе укрепление существующих межпоколенческих связей, уходящих своими корнями в глубь истории поколений. Необходимость наличия социальной «привязки» к историческим корням у внедряемого механизма подтверждается организованными Национальной организацией эндаументов [9] современными направлениями исследованиями в области меценатства во времена дореволюционной России. В то время состоятельные граждане, использовали свой капитал на развитие культурной, социальной, образовательной и научной сферами деятельности, не только путем проведения непосредственного пожертвования, но и использованием дохода от создаваемого ими неприкосновенного целевого капитала.

Одним из механизмов отвечающим специфическим требованиям в конце 2006 года стал Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30.12.2006 года № 275-ФЗ [3] дал вузам столь необходимый механизм для создания единства во вновь образовывающейся социальной среде. И уже в 2007 году вузами были учреждены Фонды целевых капиталов, с помощью которых стали решаться поставленные задачи о передаче опыта, ценностей, мировоззрения от старшего поколения младшему поколению.

Одним из ярких примеров такого взаимодействия стал Фонд целевого капитала Южного федерального университета. [11] Социальная разрозненность и замешательство людей в восприятии сложившейся ситуации привела фонд к выбору стратегии направленной на создание единой социальной структуры объединяющей в себе группы выпускников, обучающихся и сотрудников. После продолжительной работы стали видны первые шаги внедрения инновационного взаимодействия в социальной сфере, связанного с взаимодействием больших групп людей направленных на объединение людей. Так старшее поколение стало воспринимать вновь образованный вуз полноценным приемником тех вузов, в которых они учились, новых обучающихся и выпускников реорганизованного вуза стали воспринимать как обучавшихся в том же вузе, в котором они обучались. Обучающиеся и первые выпускники в свою очередь восприняли старшее поколение как выпускников вуза, в котором они учатся и учились. И положенная на встрече выпускников, состоявшейся 18 мая 2013 года, традиция внесения в Фонд целевого капитала пожертвований, доход от которого направляется на поддержку и развитие факультета была поддержана. С появлением своего сайта у фонда появилась, и страница «дарителей», на которой представители разных поколений сделавшие пожертвования могут «видеть» друг друга.[10] По прошествии более десятка лет с момента создания нового вуза можно с уверенностью говорить о восприятии вуза, со стороны выпускников, обучающихся и сотрудников, единым целым.

Следующим шагом стало предоставление обучающимся видеть свои перспективы развития в научно-исследовательской деятельности, а именно привнесение в развитие науки и образования значимых для общества результатов, для этих целей в фонде были созданы именные стипендии. И несмотря на то, что обучающимся показывается возможность реализации своих способностей в научно-образовательной сфере, большинство обучающихся свяжет свою дальнейшую деятельность с выбранными им профессиями, может они поменяют ранее выбранную ими профессию, но их деятельность будет иметь тесную связь с производством, бизнесом, государственным и муниципальным управлением. Это в свою очередь влечет риски встречи обучающихся с мыслями «о своей брошенности и бесперспективности», в связи с тем, что они не попали в научно-образовательную среду. Однако такие мысли являются недопустимыми ведь основная миссия и цели создания вуза это и есть подготовка специалистов разных областей.

В целях установления социальных ориентиров в восприятия сферы будущей деятельности у нынешних обучающихся предлагается дальнейшее развитие стратегии фонда направить на «персонализацию жертвователей», т.е. раскрытие информации о выпускниках-жертвователях фонда, достигших успехов в своей профессиональной деятельности за пределами вуза, внесших вклад в социально-экономическое развитие региона и страны. Станут не только ориентирами успешного развития за пределами научно-образовательных организаций и уберет мысли «брошенности и бесперспективности» но и создаст дополнительные положительные эффекты между обучающимися, выпускниками и вузом:

  • поднятие престижности вуза;
  • распространение понятия гордости вуза за своих обучающихся и выпускников, гордости за их достижения;
  • ценности каждого выпускника вуза;
  • восприятия у выпускников вуза, о том, что их помнят, ценят и уважают.

Появление новых положительных социальных эффектов изменит и отношение к процессу внесения пожертвованию в фонд, к нему станут относиться как к возрождению меценатства в стране. Что само по себе несет в себе более глубокий смысл единства поколений, передачи ценностей и мировоззрения от поколения к поколению, помимо этого оно несет и признание своих исторических связей с уже ушедшими поколениями, внесших свой вклад в социально-экономическое развитие страны и передавших своё мировоззрение своему младшему поколению, потомками которого являются все ныне живущие поколения.

Однако, самостоятельное достижение обозначенных ранее положительных социальных эффектов фондом будет затруднительно без участия вуза-учредителя фонда, как базовой составляющей, связывающей обучающихся разных поколений и имеющей сохранившиеся связи со своими выпускниками.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 1518-р о создании Сибирского федерального университета
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 г. N 1616-р о создании Южного федерального университета
  3. Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30.12.2006 № 275-ФЗ (последняя редакция) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64939/
  4. Денищенко М.Е. Диалог и конфликт поколений как актуальная проблема современной реальности и науки // Сборник материалов VII Всероссийского конфликтологического форума Векторы развития современной конфликтологии. - Ростов-на-Дону - Таганрог: Южного федерального университета, 2023. - С. 52-57
  5. Денищенко М.Е. «Отцы и дети» в цифровую эпоху: причины конфликтов и пути их устранения //Casucasian Science Bridge . 2021. №4 (14) С. 94-97
  6. Суркова И.В. Социальная сфера российского общества: на пересечении традиций и инноваций. РнД.: Фонд науки и образования, 2018
  7. Классификация инноваций автора Пригожина А.И. URL: https://studfile.net/preview/10028683/page:3/
  8. И.Л. Кляритская, М.Н. Гуренко-Вайцман, Е.В. Максимова, Ю.А. Мошко Федеральные ВУЗы в Российской федерации: реализация проекта на практике // Крымский терапевтический журнал. - 2017. - №2. - С. 55-63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/federalnye-vuzy-v-rossiyskoy-federatsii-realizatsiya-proekta-na-praktike#:~:text=Создание%20федералпервым,образования%20первого%20федерального%20университета%20Сибирского
  9. Сайт: Национальная ассоциация эндаументов. Альманах «Вечный вклад»: целевые капиталы как основа филантропии в дореволюционной России. Электронный ресурс: https://ruea.ru/projects/almanac.html#vechnyj-vklad-tselevye-kapitaly-kak-osnova-filantropii-v-dorevolyutsionnoj-rossii
  10. Денищенко М.Е. ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ В ФОНДЕ ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА // 2024. №38 (188). URL: https://scilead.ru/article/7109-protsessi-upravleniya-v-fonde-tselevogo-kapit
  11. Сайт: Фонд целевого капитала ЮФУ. [Электронный ресурс]. URL: https://endowment.sfedu.ru/
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее