Организационно-правовые особенности становления юридического образования в россии
Юриспруденция является одним из самых востребованных образовательных направлений в современной России. Поэтому актуальным видится изучение и анализ истории становления и развития юридического образования в нашем государстве. Основной целью исследования является выявление и анализ ключевых особенностей развития отечественной юридической науки.
Авторы публикации
Рубрика
Юриспруденция
Журнал
Журнал «Научный лидер» выпуск # 31 (33), октябрь ‘21
Дата публицакии 01.10.2021
Поделиться

Возникновение истоков правового образования в России принято связывать с деятельностью, проводимой во времена правления Петра I. Однако, стоит отметить, что предпосылки возникновения юриспруденции в качестве обособленной преподаваемой дисциплины. При этом, несмотря на фактическое наличие множества правовых институтов, актов и органов, в допетровской Руси не существовало острой потребности как во всеобщем просвещении народа в целом, так и в распространении юридической науки, в частности.
Однако уже к концу XVII века государство стало четко осознавать потребность в просвещении, в первую очередь, для государственного блага. Тогда и стали закладываться основы для развития комплекса новых просветительных мероприятий, например в 1687 была создана Славяно-греко-латинская Академия, где изучались «науки правосудия». Постепенно это привело к созданию уже в 1724 году Академии наук именным указом Сенату «Об учреждении Академии наук и художеств».
При Академии с 1755 года начал деятельность университет, одним из факультетов которого был юридический. Таким образом, стоит отметить важную роль Михаила Васильевича Ломоносова и его научной школы в области организации фундамента для дальнейшего построения системы юридического образования в Российском государстве.
Уже с конца XVIII века развивается система подготовки юристов, а также специализация образовательных институтов, что находит свое отражение в создании обособленных юридических заведений. Открывались юридические лицеи и училища, выпускались разнопрофильные юристы, что было обусловлено потребностью квалифицированного применения существовавшего законодательства на практике. Развивающаяся в то время тенденция многопрофильности в подготовке правоведов полноценно прослеживается и в наше время.
В данный временной период серьезное влияние на развитие отечественного юридического образования оказывала Европейская юриспруденция, что было обусловлено несколькими причинами:
1)Во-первых, юридическое образование в Европе зародилось и развивалось раньше, что предоставляло возможность анализировать деятельность ряда их учебных учреждений;
2)Во-вторых, государственные деятели стремились перенять наиболее успешный опыт зарубежных стран;
3)В-третьих, отечественная юриспруденция того времени столкнулась с логичной нехваткой квалифицированных научных кадров в Российском государстве, что привело к необходимости привлечения зарубежных специалистов для преподавания в нашем государстве.
Подготовка юристов проводилась в рамках государственного образования, в первую очередь, для государственных нужд. Как правило, университеты осуществляли обучение по унифицированной системе. Студенты учились 3 года по 4 пары в день, на занятиях они разбирали не только законодательные акты, но и судебную практику различного характера. Кроме того, особое внимание уделялось процессу обучения подготовки документов, что было актуально, в первую очередь, из-за практических целей обучения.
Крайне важным этапом обучения являлась итоговая проверка знаний, к которой студенты готовились индивидуально со своими наставниками. При этом в зависимости от результата, отдельно выделялись студенты, достигшие отличной отметки.
Необходимо отметить ряд деятелей и ученых, которые внесли свой вклад в становление и развитие раннего отечественного юридического образования. В первую очередь, стоит выделить личность М.М.Сперанского. Ряд его инициатив привел к важнейшим изменениям, заложившим основы не только для развития правового образования, но и для планомерной модернизации всего отечественного права в целом. Среди таких инициатив следует выделить систематическое издание общей и специализированной правовой литературы; создание многообразных юридических позиций по разным вопросам, впоследствии приведшее к появлению различных отечественных правовых школ; появление определенности в наиболее актуальных юридических направлениях исследований, необходимых не только для развития государства, но и для развития правовой науки.
Стоит упомянуть и других ученых, стоявших у истоков отечественной правовой науки: И.А. Третьяков, З.А. Горюшин, С.Е. Десницкий, С.А. Муромцев, М.М. Ковалевский, Ю.С.Гамбаров и многие другие. Все они отдали колоссальное количество сил и времени для систематического развития юридической науки.
Таким образом, необходимо сделать ряд выводов:
1) Отечественная юриспруденция, как и организационная система ее преподавания, имеют свою уникальную историю развития, обусловленную культурными и политическими особенностями Российского государства того времени.
2) Большое влияние на становление правового образования в России оказали научные сотрудники Европейских университетов, а также сами механизмы организации юридического образования в Европе, многие из которых были взяты за основу при построении отечественной образовательной системы.
3) Развитие юридического образования в России было во многом обусловлено практическими потребностями государства в создании квалифицированных кадров для осуществления многообразной юридической деятельности.
4) Развитие отечественного юридического образования, как и развитие правовой науки, является постепенным и происходит пропорционально развитию динамического общества.
Список литературы
- Отечественная история. Энциклопедия // М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. Т. 1. 688 с.
- Иванов А. Е. Высшая школа Российской империи начала XX века // Вестник Российской Академии наук. 1997. Т. 67. С. 189 - 200.
- Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской Империи // М.: ИИЕТ, Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». №5. 2020.
- Пыхалов И.В. Образование в Российской империи: факты и мифы. // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. C. 196 - 200.
- Ковалевская Н. Воспоминания старой институтки // Русская старина. 1898. Т. 95. № 9. С. 611 - 628.
- Николай Ерофеев Уровень жизни населения в России в конце XIX — начале XX века // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2003. № 1. С.55 - 70.
Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.