ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

65

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 33 (183), Август ‘24

Дата публикации 25.08.2024

Поделиться

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с институтом обеспечительных мер в процессуальном праве России, отмечаются актуальные вопросы применения предварительных обеспечительных мер в гражданском и арбитражном процессе, а также рассматриваются вопросы субъектного состава участников предварительных мер обеспечения исков.

Одним из актуальных современных вопросов в области развития и совершенствования гражданского и арбитражного процессуального права является эволюция обеспечительных мер. Обеспечение иска – эффективный инструмент защиты интересов участников правоотношений, чтобы обеспечить реальность исполнения судебных актов, принятых в соответствии с правовыми нормами.

 

Обеспечительные меры являются инструментом, который способствует не столько факту отправления правосудия, так как напрямую на него никаким образом не влияет, но обеспечивает исполнение судебного решения, что является логической частью сущности правосудия. В правосудие отсутствует логика, если нет возможности произвести исполнение судебного решения. При этом обеспечительные меры являются гарантирующими мерами защиты интересов участников спорных отношений.

 

Суд принимает обеспечительные меры по искам, требованиям, административным искам как имущественного, так и неимущественного характера, в том числе о признании права, возложении обязанности совершить определенные действия либо воздержаться от их совершения. Принятие решения о том, что в данном случае применимы обеспечительные меры в том числе в случаях с неимущественными отношениями является также важной составляющей достижения справедливости в области решения спора. Например, запрет на определенные действия может быть принят до соответствующего судебного решения, чтобы не нарушать права и интересы субъекта отношений, а непосредственно судебное решение закрепит или отменит подобные неимущественные обеспечительные меры. Для защиты интересов этот механизм является логичным, своевременным и с объективной точки зрения – справедливым.

 

Отдельным актуальным вопросом в данном контексте являются предварительные обеспечительные меры. По своему содержанию предварительные обеспечительные меры – это меры, которые принимаются в гражданском и арбитражном процессе до факта предъявления иска. Подобные меры в арбитражном процессе раскрыты подробнее, чем в гражданском судопроизводстве. При этом в гражданском судопроизводстве предварительные обеспечительные меры могут приниматься Московским городским судом до подачи иска по заявлениям, направленным на защиту авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет".

 

Такие меры могут приниматься судом, если заявителем представлены достаточные доказательства принадлежности ему исключительных прав на объект и факта использования этого объекта на конкретной странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети. Факт использования объекта авторских и (или) смежных прав может подтверждаться, например, сделанными и заверенными заявителем распечатками материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети (скриншотов), с указанием адреса интернет-страницы и точного времени ее получения[1].

 

Справедливо, что право принятия предварительных обеспечительных мер также присутствует у суда в арбитражном процессе, однако вопрос применения судом предварительных обеспечительных мер в гражданском процессе является спорной процедурой. При этом подобные решения приниматься по инициативе заявителя с достаточными доказательствами своего заявления, но фактическое решение принадлежит суду.  Логично, что суду должны принадлежать такие полномочия, но заинтересованности у суда в защите прав участников отношений до исковых заявлений и формирования гражданского дела нет, эта задача не входит в число тех, что справедливо можно отнести к зоне профессиональных интересов и ответственности органов судебной власти, особенно в контексте высокой нагрузки на судебную систему.

 

При этом после предъявления иска и принятия решения насколько решение будет исполнено (добровольно или органами принудительного исполнения) находится в области непосредственных интересов участников спорных отношений. Исходя из этого возникает вопрос субъектов предварительных обеспечительных мер, число которых должно быть существенно ограничено и иметь определенные критерии.

 

Логика предварительных обеспечительных мер направлена на сохранение определенного положения до начала фактического разбирательства, чтобы в оперативном порядке не были предприняты меры по устранению или маскировке фактов нарушения прав лиц и не отпало основание для иска. Однако подобный институт однонаправлен и включает в себя стремление к компенсации в ходе судебного разбирательства нарушенных авторских и смежных прав. Очевидно, что с точки зрения государственной защиты интересов участников данных отношений подобные решения могут считаться справедливыми, но общая содержательная сторона предварительных обеспечительных мер остается не в полном смысле продуманной с точки зрения сохранения баланса между участниками отношений и возможностями досудебного (внесудебного) решения возникших споров между сторонами.

 

Применение подобных мер до предъявления иска является противоречивым институтом, так как создает условно обусловленные ограничения интересов одной из сторон с целью, как правило, не пресечения факта использования объекта, а с целью фиксации возможности получения основания для будущего судебного разбирательства и принятия судебного решения.

 

Очевидно, что предпринимаемые меры в области раскрытия содержания, значения и сущности предварительных обеспечительных мер можно отнести к правильным и своевременным решениям в области развития правосудия. Меры по развитию института предварительного обеспечения исков являются эффективными с точки зрения защиты интересов участников отношений. Очевидно, что предпринимаемые усилия в этом направлении со стороны государства и органов управления правосудием являются необходимыми и способствуют развитию законности.

 


[1] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 июня 2023 г. № 15. // https://base.garant.ru/406980740/ (дата обращения 23.08.2024)

Список литературы

  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // опубликован в "Российской газете" от 20 ноября 2002 г. N 220, в "Парламентской газете" от 20 ноября 2002 г. N 220-221, в Собрании законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4532
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 июня 2023 г. № 15. // https://base.garant.ru/406980740/ (дата обращения 23.08.2024)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее