ПОНЯТИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА, ИСТОРИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ПОНЯТИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА, ИСТОРИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

183

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 27 (177), Июль ‘24

Дата публикации 11.07.2024

Поделиться

Данная статья содержит в себе рассуждения на тему природы систем искусственного интеллекта, истории его создания и развития, а также общую характеристику его правового регулирования.

В современном мире все больше и больше расширяется и обретает важность роль искусственного интеллекта в жизни человека и закономерно, в ряде развитых стран возникает вопрос, как регулировать данную сферу деятельности с правовой точки зрения.

Хотя каждый из нас имеет достаточно определенное субъективное представление о том, что следует понимать под искусственным интеллектом, имеется множество определений искусственного интеллекта, предложенных в последнее время.[1] Вопрос не обошел стороной современную Россию, поскольку эта отрасль стремительно развивается. В следствии этого возникают пробелы в толковании понятия искусственного интеллекта, в вопросах касающихся его правового статуса и сопутствующих проблем, связанных с ним. В результате развития технологии искусственного интеллекта появляются новые конфликты, побуждающие юристов создавать новую правовую среду для уже существующих инноваций в нашем мире, что в свою очередь повлечет за собой улучшение в использовании технологий, так или иначе связанных с искусственным интеллектом. Являясь неотъемлемой частью современного мира, использование искусственного интеллекта требует тщательного правового регулирования, поскольку уже сейчас существуют способы использования систем, оснащенных искусственным интеллектом, в целях совершения преступлений, например, экономического характера.

Можно также отметить еще несколько проблем, связанных с искусственным интеллектом, которые нуждаются в регуляции. Например, безопасность хранения персональных данных, проблемы этического характера («проблема вагонетки») и даже проблемы, связанные с дискриминацией, ведь алгоритмы обучаются человеком и таким образом, они могут наследовать предвзятость человека, который их обучает. [2]

Говоря о вопросах, которые связаны с разработкой и применением искусственного интеллекта, отмечу, что они вызывают различную реакцию и показывают разобщенность мнений экспертов о том, что именно и как должно регулироваться. А подходы, предлагаемые для регулирования, сильно варьируются от страны к стране.

Развитие технологий, которые так или иначе связанны с искусственным интеллектом в основном определяется таким критерием, как автоматизация, ведь почти все технологии, придуманные за всю историю существования человека, созданы для упрощения различных процессов, будь то производственная деятельность, логистическая или юридическая. Искусственный интеллект может решить сложные задачи: многофункциональные, интегрированные и интеллектуальные, где интеллектуальность напрямую связана с использованием не только синтаксической, но и семантической и прагматической информации.[3]

Инновации, имеющие в себе технологии искусственного интеллекта, как раз таки являются инструментарием для упрощения жизни людей и упрощают решение различных социальных, экономических, творческих и многих других вопросов.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.


1.1. Понятие и признаки искусственного интеллекта.


В настоящее время, фактически, не существует единого понятия термина искусственный интеллект, поскольку оно является новым для многих наук и право не исключение. Подавляющая часть определений носят скорее технический характер, чем юридический. Так, например, в кибернетике под искусственным интеллектом понимаются технологические системы, способные имитировать интеллектуальные способности человека, такие как восприятие, анализ и другие способности.

В Российском законодательстве такого понятия не существовало вплоть до 2019 года. Впервые оно было сформулировано в Указе Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»[4], а в настоящее время, определение искусственного интеллекта закреплено в Федеральном законе «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных» от 24.04.2020 № 123-ФЗ. Искусственный интеллект – это комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека[5].

Говоря об определениях искусственного интеллекта, мне кажется, нужно выделить определение, содержащееся в ГОСТ Р 43.0.8-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Искусственно-интеллектуализированное человекоинформационное взаимодействие. Общие положения». В соответствии с пунктом 3.14 этого стандарта, искусственный интеллект характеризуется как моделируемая (искусственно воспроизводимая) интеллектуальная деятельность мышления человека[6].

Также немаловажным будет отметить тот факт, что существуют различные подходы деления искусственного интеллекта н типы. Так, например, можно выделить: реагирующие системы, системы с ограниченной памятью, разумные системы и системы с искусственным самосознанием. В данном разделении, первые две системы будут относиться к понятию слабого искусственного интеллекта, а последние два к понятию сильного искусственного интеллекта. Эти понятия впервые ввел философ Джон Серл, охарактеризовав сильный искусственный интеллект как способный осознавать себя и мыслить подобно человеку, а слабый наоборот не способен на самопознание и мыслительную деятельность. Существует также и другой поход, основанный на дифференциации по сфере применения интеллектуальных возможностей. В Данной дифференциации выделяется четыре группы:

  1. Механический интеллект – способность системы автоматически выполнять рутинные и повторяющиеся задачи;
  2. Аналитический интеллект – способность системы обрабатывать информацию для решения конкретных задач и впоследствии извлекать из такой информации уроки;
  3. Интуитивный интеллект – способность системы творчески мыслить и приспосабливаться к новым ситуациям;
  4. Эмпатический интеллект – способность системы определять эмоции других людей, адекватно на них реагировать, а также влиять на эмоции людей.

Рассуждая о признаках искусственного интеллекта, обратимся к мнению ученых. Например, Н.И. Новикова говорит, что основным признаком искусственного интеллекта является «способность анализировать информацию, находить закономерности и тем самым решать определенные задачи, которые определяют поведение человека.»[7] .

На мой взгляд, такая категория как искусственный интеллект обладает такими признаками как:

  1. Автономность или самоорганизация, то есть возможность функционирования без помощи человека;
  2. Способность к обучению, самообучению и саморазвитию;
  3. Способность к поиску, анализу информации, обобщению информации и моделированию интеллектуальных решений на основе изученных данных.
  4. Самостоятельность в процессе деятельности искусственного интеллекта, система сама решает какое действие необходимо принять в конкретном случае;
  5. Способность ставить и решать интеллектуальные задачи, для которых не существует заранее придуманного алгоритма решения;
  6. Способность превышать поставленные задачи вне зависимости от сферы применения искусственного интеллекта.

На основе вышеперечисленных признаков, я предлагаю вывести следующее определение искусственного интеллекта. Искусственный интеллект – это автономная система, которая обладает способностями к самообучению, поиску и обобщению информации, способная ставить перед собой и решать поставленные задачи вне зависимости от сферы применения, а также без заранее существующего алгоритма.

Данное определение мне кажется наиболее полным, поскольку искусственный интеллект явление весьма сложное и быстроразвивающееся. Ведь, как и в зарубежных странах, так и в России правовое регулирование искусственного интеллекта находится на стадии становления, развития и разработки.

1.2. История развития искусственного интеллекта.


С самого начала, когда люди предположили существование искусственного интеллекта и робототехники, а произошло это еще в двадцатых годах прошлого столетия, эта мысль вызывала у них страх перед «чудовищными машинами в облике человека»[8]. И уже в 1942 году, известный писатель Айзек Азимов сформулировал, как мы их знаем сейчас – три закона робототехники:

• Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред;
• Робот должен повиноваться командам человека, если они не противоречат первому закону;

• Робот должен заботиться о своей безопасности, пока не противоречит первому и второму законам.[9]

Эти правила, впоследствии, стали негласным этическим кодексом для людей, которые разрабатывают роботов, но чем более сложными становились системы искусственного интеллекта, тем больше возникала потребность для подробного регулирования данной сферы. Впоследствии три этих правила вылились в три закона использования роботов:

• Роботы должны заменять людей на опасных работах (этим оправданы все затраты);

• Роботы должны заменить людей на работах, которые люди не хотят делать (и этим оправданы все затраты);
• Роботы должны заменять людей на работах, которые они могут выполнить с меньшими затратами[10].

Говоря подробнее про историю развития искусственного интеллекта, я бы выделил несколько этапов. Первоначально исследованиями в данной области заинтересовались в первой половине двадцатого века, а если быть точнее, то в 1910 – 1913 годах, такие ученые философы, как Бертран Рассел и Альфред Норт Уайтхед опубликовали свой труд «Принципы математики». В последствии эта работа повлияла на труды других исследователей, например, на такого исследователя, как Алан Тьюринг. В 1936 году он описал так называемую «Машину Тьюринга». Ее основной задачей является формализация интуитивного понятия алгоритма, по своей сути она является моделью компьютера[11].

Впоследствии, в 1943 году, двумя американскими учеными нейрофизиологами, их звали Уоренном МакКаллохом и Уолтером Питтсом, была написана статья «Логическое исчисление идей, относящихся к нервной активности». В ней были заложены основы устройства нейронных сетей. В конечном итоге, их стали считать первыми разработчиками систем искусственного интеллекта, а уже в конце пятидесятых годов они уже моделировали взаимодействие человеческого глаза и мозга.

Также я бы хотел упомянуть так называемый эксперимент «Китайская Комната». 1980-е годы запомнились для ученых как десятилетие важнейших открытий в области систем искусственного интеллекта.

Как я уже упоминал выше, философ по имени Джон Серл ввел понятия сильного и слабого искусственного интеллекта. И на ровне с этими понятиями, он запомнился своим мысленным экспериментом под названием «Китайская Комната», придуманным в 1980-ом году. Этим экспериментом, он опроверг утверждение, что цифровая машина, наделенная «искусственным интеллектом», при условии, что она программируется определенным образом, способна обладать таким же сознанием, каким обладает человек, в силу отсутствия у машины интенциональности, то есть способности сознания, каким-то образом относиться к вещам, свойствам и ситуациям.

Ученые юристы стали обсуждать симбиоз права и систем искусственного интеллекта только несколько десятилетий назад. В первую очередь обсуждалась возможность применения систем искусственного интеллекта в законотворчестве и правоприменении. Примеры этого можно найти, например, в статье Ричарда Сусскинда «Экспертные системы в праве: юридический подход к искусственному интеллекту и юридическое обоснование», или же в трудах Костантино Чампи «Искусственный интеллект и правовые информационные системы» и во многих других научных работах.

Подавляющая часть исследователей сходятся на том, что основной темой для обсуждения в области правового регулирования систем искусственного интеллекта является распределение ответственности, за ущерб, который могут причинить данные системы.

1.3.  Основные подходы к правовому регулированию искусственного интеллекта.


В современной практике существует два подхода правового регулирования искусственного интеллекта:

  1. Подход с приоритетом существующих правовых норм и правовой системы. Данный подход предлагает выделение вопросов, которые так или иначе связаны с ответственностью сторон, безопасностью лиц, систем и персональных данных
  2. Подход, основанный на вторичности права. Основное направление данного подхода – это поддержка технологических изменений. Этот подход, в основном основан на широком разнообразии систем искусственного интеллекта, его также можно назвать технологическим.

Сторонники технического подхода утверждают, что вопросы касающиеся права должны отойти на второй план, поскольку излишнее правовое регулирование будет тормозить прогресс в данной области, что негативно скажется на технологическом развитии.

Пример такого подхода можно найти во Франции. Синдикат Syntec Numerique разработал стратегию, предусматривающая, что искусственный интеллект сам по себе не нуждается в конкретной правовой базе, ведь затрагивая многие аспекты жизни человека, единый законодательный акт будет сковывать развитие технологий и качественное функционирование различных технологий на основе системы искусственного интеллекта. Также разработчики полагают, что данная стратегия приведет Францию на первое место в области инноваций.

На мой взгляд как первый, так и второй подход полны перекосов в одну из сторон, именно поэтому я считаю самым справедливым и оправданным в данном случае комбинированный подход, который сочетает в себе все лучшее из технологического и юридического подходов, а именно: в первую очередь защита прав и свобод человека и гражданина, а также предпринимателя и юридических лиц, которые так или иначе взаимосвязаны с деятельностью систем искусственного интеллекта, при этом отсутствие сложных бюрократических механизмов, которые сильно бы тормозили развитие технологии.

ГЛАВА 2. Правовое регулирование искусственного интеллекта в Российской Федерации.


2.1. Специфика правового регулирования в сферах применения искусственного интеллекта в Российской Федерации.


В Российской Федерации вектор развития в области регулирования искусственного интеллекта впервые был определен Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»[12], а впоследствии, как я уже упоминал выше, основы правового регулирования искусственного интеллекта были заложены в 2019 году Указом Президента Российской Федерации от 10.10.2019 No 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»[13]. Данный указ «утвердил национальную стратегию развития до 2030 года». Из текста данного документа можно выделить наиболее важные принципы, которые наиболее важны для искусственного интеллекта в данной области:

  1. Безопасность – это важнейший из принципов развития искусственного интеллекта в России. Важно обеспечить недопустимость использования искусственного интеллекта в целях преднамеренного нанесения вреда ее пользователям, а также использование систем искусственного интеллекта в целях безопасности;
  2. Результаты работы искусственного интеллекта должны быть прозрачны, понятны и объяснимы, такие же условия распространяются при достижении системой каких-либо результатов;
  3. Технологический суверенитет, на мой взгляд, является одним из важнейших принципов при использовании систем искусственного интеллекта в различных отраслях. Данный аспект также является важным, поскольку используемые в Российской Федерации системы искусственного интеллекта могут иметь зарубежное программное. Если замена программного обеспечения не представляется возможной, то сама собой возникает необходимость по проведению комплексных мероприятий для анализа зарубежного программного обеспечения, так как это напрямую касается не только сферы свободы прав жизни и здоровья граждан, но еще прав предпринимателей, государственной тайны и даже государственного суверенитета;
  4. Поддержка конкуренции является также неотъемлемым и важным принципом, поскольку в условиях рыночной экономики, такой инструмент как искусственный интеллект можно использовать в целях, направленных на монополизацию и ограничение конкуренции между российскими организациями.

Данный документ также обозначил основные задачи, которые нужно выполнить, и выделил перечень обязательных действий перед органами государственной власти для реализации поставленных задач. Очевидным кажется тот факт, что на данный момент системы искусственного интеллекта не соответствуют принципу прозрачности и понятности, поскольку оператор системы лишь принимает результат ее работы, а причины и обоснования, по которым система сделала то или иное действие, не декларируются.

Также в данном документе были впервые продемонстрированы основные термины в области регулирования систем искусственного интеллекта.

Говоря об интеллектуальных правах на результаты деятельности систем искусственного интеллекта, то тут, как и на другие программы, право интеллектуальной собственности будет регламентироваться главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 года[14]. Однако вопрос ответственности за решения, принятые искусственным интеллектом, остается открытым.

В Российской Федерации самым первым федеральным законом, который был призван устранить неопределенности в понимании и отношении к системам искусственного интеллекта стал  Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных» от 24.04.2020 № 123-ФЗ[15].  В этом федеральном законе записываются определения и основные принципы, чтобы установить экспериментальный правовой режим для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в городе федерального назначения Москва. Этот закон также вносит изменения в Федеральный закон «О персональных данных»[16].

Говоря о проектах законов, которые направлены на регулирование технологий, использующих в себе системы искусственного интеллекта, я бы выделил комплекс мероприятий по тестированию и вводу в эксплуатацию на дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств, реализуемый на основании положений постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 года № 1415[17], а также Проект Федерального закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах» (подготовлен Минтрансом России от 10.06.2021 года)[18]. В нем четко прописаны правила эксплуатации дорожных транспортных средств, работающие с помощью системы автопилота и передвигающимся по дороге без водителя.

Стоит отметить, что беспилотное управление касается не только легковых транспортных средств. В 2023 году на трассе М-11 Москва – Санкт-Петербург стартовали беспилотные коммерческие грузоперевозки. Использованы были магистральные тягачи марки «КАМАЗ-5490». Несмотря на то, что регулирование беспилотных транспортных средств очень популярное направление, необходимо обеспечить соответствие правовых актов, регулирующих данную отрасль, с развитием новейших технологий.

Как я уже отмечал выше, искусственный интеллект затрагивает многие сферы жизни общества и такие сферы как медицина и здравоохранение тоже не остались в стороне. Многое высокоточное оборудование, такое как аппараты УЗИ, рентгены и прочее, благодаря точной работы искусственного интеллекта выявляют у пациентов различные заболевания с высокой точностью. Увеличение использования систем искусственного интеллекта в медицине связан не только с технической частью, но еще и с необходимостью обработки большого количества данных пациентов, отсюда возникает проблема конфиденциальности данных пациентов, будь то возраст, пол, вес, список заболеваний, дата рождения и персональные данные. В связи с повышенным спросом на использование систем искусственного интеллекта, особенно после пандемии COVID-19, выросли расходы на поддержание сферы здравоохранения. С помощью внедрения новейших технологий удается автоматизировать такие процессы, как:

  1. Обработка и передача информации;
  2. Автоматизация различных исследований;
  3. Восполнение недостатка кадров, особенно в регионах.

Активно в нашей стране внедряются технологии в регионы, например, в Кировской области, были введены системы поддержки принятия медицинских решений. В итоге были отмечены важные моменты, такие как система оценивания факторов риска заболевания у пациента; помощь в выявлении патологий на ранних стадиях; упрощение профилактических мероприятий для хронических неинфекционных заболеваний.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение систем искусственного интеллекта нашло широкое применение и также, что оно обязательно нуждается в еще более тщательном правовом регулировании, хоть на данный момент уже существует определенная качественная и проработанная нормативно правовая база.

 

[1] К Диане С.А. Лекция по теме: «Методы искусственного интеллекта в мехатронике и робототехнике» // РТУ МИРЭА //дисциплина: «Основы мехатроники и робототехники //кафедра проблем управления.

[2] Как в России и мире пытаются регулировать искусственный интеллект // РБК тренды URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/65702c709a7947ae713e5fe2

[3] К Диане С.А. Лекция по теме: «Методы искусственного интеллекта в мехатронике и робототехнике» // РТУ МИРЭА дисциплина: «Основы мехатроники и робототехники» // кафедра проблем управления.

[4] Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации».

[5]Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных» от 24.04.2020 № 123-ФЗ.

[6] ГОСТ Р 43.0.8-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Искусственно-интеллектуализированное человекоинформационное взаимодействие. Общие положения». (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 27.07.2017). – М.: Станартиворм, 2018.

[7] Новикова Н.И. искусственный интеллект: риски и угрозы // Информационные системы и технологии в моделировании и управлении: сб. статей по материалам IV Всерос. науч.-практ. конференции (с международным участием) Ялта 21 – 23 мая 2019 года.

[8] Александрова Р.И. Лекция по дисциплине: «Введение в профессиональную деятельность» // РТУ МИРЭА // Институт искусственного интеллекта // Кафедра «проблем управления» // Дисциплина: «Основы мехатроники и робототехники».

[9] Айзек Азимов, рассказ «Хоровод» // журнал Astounding Science Fiction.

[10] К Диане С.А. Лекция по теме: «Методы искусственного интеллекта в мехатронике и робототехнике» // РТУ МИРЭА // Дисциплина: «Основы мехатроники и робототехники» // Кафедра проблем управления.

[11] Филипова И.А. // Правовое регулирование искусственного интеллекта: учебное пособие – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2020.  – 90 с.

[12] Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

[13] Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 года No 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации».

[14] Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 от 18 декабря 2006 года. 

[15] Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных» от 24.04.2020 № 123-ФЗ.

[16] Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

[17] Постановление Правительства РФ от 26.11.2018 N 1415 (ред. от 07.02.2022) «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств»

[18] Проект Федерального закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах» (подготовлен Минтрансом России от 10.06.2021 года).

Список литературы

  1. К Диане С.А. Лекция по теме: «Методы искусственного интеллекта в мехатронике и робототехнике» / РТУ МИРЭА дисциплина: «Основы мехатроники и робототехники» / кафедра проблем управления
  2. Как в России и мире пытаются регулировать искусственный интеллект / РБК тренды URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/65702c709a7947ae713e5fe2
  3. Указ Президента РФ № 490 от 10.10.2019 г. «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»
  4. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных от 24.04.2020 № 123-ФЗ (последняя редакция)
  5. ГОСТ Р 43.0.8-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Искусственно-интеллектуализированное человекоинформационное взаимодействие. Общие положения». (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 27.07.2017). – М.: Станартиворм, 2018
  6. Новикова Н.И. искусственный интеллект: риски и угрозы / Информационные системы и технологии в моделировании и управлении: сб. статей по материалам IV Всерос. науч.-практ. конференции (с международным участием) Ялта 21 – 23 мая 2019 года
  7. Александрова Р.И. Лекция по дисциплине: «Введение в профессиональную деятельность» / РТУ МИРЭА / Институт искусственного интеллекта / Кафедра «проблем управления» / Дисциплина: «Основы мехатроники и робототехники»
  8. Айзек Азимов, рассказ «Хоровод» / журнал Astounding Science Fiction
  9. Филипова И.А. / Правовое регулирование искусственного интеллекта: учебное пособие – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2020. – 90 с.
  10. Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»
  11. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 от 18 декабря 2006 года
  12. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»
  13. Постановление Правительства РФ от 26.11.2018 N 1415 (ред. от 07.02.2022) «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств»
  14. Проект Федерального закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах» (подготовлен Минтрансом России от 10.06.2021 года)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее