Муниципальная транспортная политика как элемент обеспечения транспортной безопасности органами местного самоуправления

Муниципальная транспортная политика как элемент обеспечения транспортной безопасности органами местного самоуправления

Авторы публикации

Рубрика

Право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 20 (118), Май ‘23

Дата публикации 28.05.2023

Поделиться

В статье рассматривается сущность, особенности и признаки правового регулирования привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере дорожного движения. Также в статье проводится сравнительно-правовой анализ систем транспортной безопасности.

С появлением новых дорог, развязок и автомобилей, также возрастает и число дорожно-транспортных происшествий. Поэтому обеспечение безопасности дорожного движения – это важная тема для нашего государства.  

Каждый год можно заметить рост автомобилей на дорогах, конечно, это приводит к ухудшению ситуации на дорогах и дестабилизирует безопасную обстановку среди автомобилистов. Это явный сигнал о проблеме, с которой необходимо бороться. В принципе, сейчас автомобиль не считается роскошью как пару десятков лет назад, с этим и связан рост автомобилистов. Поэтому государству необходимо регулировать ситуацию, связанную с дорожно-транспортными правонарушениями.

И необходимо обратить внимание не только на загруженность дорог, но и на нехватку стояночных мест, узость дорог, в некотором роде даже отсутствие предупредительных и информационно-указательных знаков. Учитывая нежелание водителей быть дисциплинированными на дороге, такое поведение явно приводит к негативным последствиям: превышению установленной скорости, управлению транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Поэтому в этой сфере как никогда важно нормативное-правовое обеспечение и его обновление по необходимости.

На сегодняшний день разработана и принята Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, в соответствии с которой на территории Российской Федерации необходимо повысить пространственную связанность и транспортную доступность, мобильность населения, повысить качество оказываемых транспортных услуг, создать транспортную инфраструктуру, обеспечивать безопасность перевозки грузов, снизить себестоимость транспортных услуг и  т.д.[1] Стоит отметить, что грамотно выстроенная транспортная система способна устранить актуальные проблемы, которые возникают в транспортной сфере. На основании Транспортной стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года разрабатываются программы на региональном и местном уровнях власти.

Как отмечалось ранее, наряду с федеральной и региональной транспортной политикой, особое значение имеет проводимая муниципальная транспортная политика на территории муниципального образования. В городском округе Красногорск в 2019 году вынесено постановление «Об утверждении муниципальной программы городского округа Красногорск «Развитие и функционирование дорожно – транспортного комплекса» на 2020 – 2024 гг. На сегодняшний день решены многие проблемы, которые существовали на территории городского округа. Так, налажены и усовершенствованы перевозки граждан на железнодорожном транспорте, развиваются маршрутные перевозки, расширяются автодороги, строятся автодорожные развязки, осуществляется ремонт дорог, налажена транспортная доступность и т.д. Несмотря на проводимые мероприятия, остаются такие проблемы, как сильная загруженность дорог и общественного транспорта, некачественное предоставление услуги по перевозке в маршрутных автобусах, быстрая изношенность автомобильных дорог. Для решения данных проблем муниципальной программой предусмотрены меры для их устранения, которые будут рассмотрены в выпускной квалификационной работе.

На сегодняшний день, актуальной проблемой является недисциплинированность и низкий уровень профессионализма водителей, которые нарушают правила дорожного движения, а зачастую имеют плохие навыки вождения. Для решения данной проблемы был усовершенствован процесс допуска водителей к участию в дорожном движении, а именно усложнена подготовка и прием экзаменов. Так, с апреля 2021 год были введены новые правила сдачи экзамена на получение водительского удостоверения и исключена возможность получения вознаграждения экзаменаторами со стороны сдающего для получения документа.

Второй немаловажной проблемой является вождение в нетрезвом состоянии. Несмотря на то, что в законодательстве закреплены достаточно жесткие виды наказаний за вождение в нетрезвом состоянии, водители продолжают совершать данный вид правонарушения. Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях из-за нарушений правил дорожного движения водителями в состоянии опьянения за последние 10 лет увеличилось в 1,8 раза. Сотрудники ГИБДД проводят профилактические мероприятия, выявляют водителей в нетрезвом состоянии в процессе дорожного движения, распространяют информацию в СМИ, при этом проблема остается актуальной по причине того, что многие граждане относятся безразлично к своим действиям и последствия. По этой причине с каждым годом ужесточаются наказания при вождении транспортного средства в нетрезвом состоянии.

В процессе дорожного движения происходит большое количество дорожно – транспортных происшествий с участием пешеходов, смертность которых очень велика. За последние 10 лет на улицах и дорогах страны погибли 86498 пешеходов и ранены 629183 пешехода[2]. Более половины происшествий в результате наезда на пешеходов совершаются из-за нарушения правил дорожного движения водителями, а также по причине низкой дисциплины водителей и самих пешеходов. На сайте ГИБДД размещаются памятки для водителей и пешеходов, которые, к сожалению, не используются участниками дорожного движения. Пешеходы продолжают надевать темные вещи, не смотреть по сторонам, а водители не сбавлять скорость при подъезде к пешеходному переходу и халатно относиться к управлению транспортным средством. Как отмечалось ранее, в случае причинения тяжкого вреда здоровью или смерть пешеходу, водитель привлекается к уголовной ответственности.

На сегодняшний день основными деятельности являются изменение поведения участников дорожного движения с помощью проведения: «профилактических мероприятий, совершенствования улично-дорожной сети, совершенствования организационно-правовых механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, совершенствования практики проведения информационно-разъяснительной работы, формирования положительного имиджа сотрудников Госавтоинспекции, улучшения контрольно-надзорной деятельности, совершенствования требований к уровню знаний и навыков управления транспортными средствами, осуществления практических мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и т.д».

В сфере дорожного движения остается немало важных проблем, которые государство пытается решить с помощью внесения изменений в законодательство Российской Федерации посредством ужесточения ответственности и наказаний за совершение не только правонарушений, но и преступлений в сфере дорожного движения, проводит профилактические мероприятия, вносит изменения в процесс учебы начинающих водителей, а также в процесс сдачи экзамена. Политика государства осуществляется в правильном направлении, но поведение участников дорожного движения с каждым годом не меняется.

Муниципальная транспортная политика – это политика, которая реализуется на территории муниципального образования посредством исполнения решений органов местного самоуправления с целью улучшения дорожной и транспортной обстановки[3].

Так, муниципальная транспортная политика направлена на повышение доступности и качества транспортных услуг для населения, обеспечение нормативного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также повышение безопасности дорожного движения. Важными направлениями муниципальной транспортной политики являются увеличение протяженности автомобильных дорог, их ремонт, строительство и реконструкция, устройство парковочных мест. Для достижения целей и задач проводятся необходимые мероприятия, которые заключаются в установке дорожных знаков, устройстве тротуаров, нанесение дорожной разметки и т.д.

Как отмечалось ранее, проведение муниципальной транспортной политики возможно только при реализации решений органов местного самоуправления. Так, разработка, принятие и реализация муниципальных решений – является сложным процессом, в котором происходит выработка и согласование позиций по самым разнообразным общественно значимым вопросам с целью практического осуществления мер властного воздействия на социальную действительность, в том числе, на транспортную обстановку муниципального образования. Стоит отметить, реализация решений органов местного самоуправления является частью управленческого процесса, который состоит из таких этапов, как анализа проблемы, формирования альтернативы, оценки альтернатив, упорядочения вариантов решения, принятия решения, реализации решения, юридического оформления и оценки эффективности.

Таким образом, муниципальная транспортная политика является важным направлением деятельности не только органов государственной власти, но и органов местного самоуправления, которые посредством принятия управленческих решений реализуют основные направления проводимой политики, а именно решение актуальных проблем, связанных с транспортной инфраструктурой, транспортной обстановкой, безопасностью дорожного движения, улучшением транспортной ситуации в целом на территории муниципального образования.

Сфера дорожного движения и транспортная инфраструктура окружают каждого человека, поэтому их развитие и грамотное управление реализации государственных, региональных и муниципальных программ является важным направлением деятельности органов власти всех уровней. Развитая транспортная сфера обеспечивает комфорт жизнедеятельности каждого гражданина Российской Федерации.

При этом стоит отметить, что управление в транспортной сфере, в первую очередь, должно быть направлено на устранение проблем, а также регулирование общественных отношений, которые складываются в данной сфере, а также на совершенствование.

В заключение стоит отметить, что государственное управление в сфере дорожного движения направлено на устранение проблем, а также регулирование общественных отношений, которые складываются в сфере, и является важным элементом для ее улучшения и развития. С каждым годом разрабатывается комплекс мер, направленных на уменьшение количества данных правонарушений. Деятельность правоохранительных органов власти направлена на изобличение лиц, совершающих правонарушения и преступления в сфере дорожного движения, а также на предупреждение их совершения.

На сегодняшний день, по сравнению с предыдущими годами, можно увидеть увеличение количества правонарушений и преступлений в сфере дорожной безопасности, так как появилось большое количество видеокамер, которые фиксируют нарушения.

В ходе написания диссертационной работы были решены все задачи, которые ставились перед началом работы, а именно рассмотрена муниципальная транспортная политика в целях обеспечения транспортной безопасности; проанализировано нормативно-правовое регулирование реализации муниципальной транспортной политики; рассмотрены особенности правового регулирования привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере дорожного движения в целях обеспечения транспортной безопасности; приведена оценка основных показателей и общее состояние муниципальной транспортной политики в целях обеспечения транспортной безопасности в г.о. Красногорск; определены основные проблемы проведения муниципальной транспортной политики в целях обеспечения транспортной безопасности в г.о. Красногорск; разработаны предложения по совершенствованию деятельности при проведении муниципальной транспортной политики в целях обеспечения транспортной безопасности в г.о. Красногорск.

Цель работы была полностью раскрыта, а именно проведен анализ транспортной политики в г.о. Красногорск и разработаны предложения по совершенствованию деятельности при обеспечении транспортной безопасности в г.о. Красногорск. Теоретическая значимость диссертационный работы заключается в анализе состояния сферы безопасности дорожного движения на примере городского округа Красногорск, а также в выявлении актуальных проблем в данной сфере для их дальнейшего решения.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что в ней приведены возможные пути совершенствования сферы безопасности дорожного движения, которые могут способствовать решению многих проблем и дальнейшему развитию сферы.

При написании диссертационной работы были сделаны следующие выводы:

1) основные направления обеспечения безопасности дорожного движения закреплены Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 29.11.2021) "О безопасности дорожного движения", а также в Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы;

2) основными нормативными – правовыми актами, которые регулируют общественные отношения в сфере дорожного движения, являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 14.03.2022) "О транспортной безопасности" , Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О стратегическом планировании в Российской Федерации» , Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 29.11.2021) "О безопасности дорожного движения", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.05.2022), Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022), Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы;

3) к основным проблемам в транспортной сфере можно отнести большое количество машин, неразвитость транспортной инфраструктуры, неудовлетворительное состояние дорог, большое количество ДТП, отсутствие развитости альтернативных видов транспорта, нехватка стояночных мест, узость дорог, отсутствие на некоторых участках дороги предупредительных и информационно – указательных знаков, ненадлежащее содержание состояния автомобильных и дворовых дорог, а также ненадлежащая работа и перевозка пассажиров маршрутными такси и автобусами, что приводит к увеличению совершения правонарушений и привлечению административной ответственности;

4) использование каршеринга не регулируется административно – правовыми нормами, необходимо внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях и четко регламентировать ответственность за нарушение Правил дорожного движения в случае использования водителем каршеринга, а именно увеличить размеры административных штрафов, закрепить понятие «каршеринг»;

5) необходимо предусмотреть ответственность за несоблюдение требований знака скорости, а именно в случае, когда скорость автомобиля меньше установленного скоростного режима, что создает препятствия общему потоку транспортных средств;

6) административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, которая заключается в привлечении и назначении органом власти или должностным лицом, наделенные властными полномочиями, административного наказания нарушителю, который совершил правонарушение в сфере дорожного движения, нарушив правила дорожного движения и нормы Кодекса об административных правонарушениях;

7) управление транспортной сферой всегда остается приоритетным направлением деятельности и, на сегодняшний день, большое значение отводится развитию транспортной инфраструктуре, улучшению состояния дорог и уменьшению количества дорожно – транспортных происшествий; многие субъекты Российской Федерации развиты в данной сфере и постоянно развиваются.

Список литературы

  1. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // СЗ РФ. – 2003. - №40. – Ст.54.
  2. О транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года: Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 N 3363-р // СЗ РФ. – 2021. - №50 (часть IV). – Ст.I
  3. Официальный сайт Госавтоинспекции [Электронный ресурс] URL: https://xn--90adear.xn--p1ai/ (Дата обращения 28.03.2022).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary