Юридическая ответственность государственных служащих

Юридическая ответственность государственных служащих

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

743

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 40 (138), Октябрь ‘23

Поделиться

Данная статья посвящена вопросам юридической ответственности государственных служащих ее содержанию условиям, при которых для должностных лиц государственной службы может наступать административная ответственность, а также особенностям привлечения государственных служащих к административной ответственности, так как совершенствование административной ответственности в сфере государственного управления является одной из наиболее актуальных задач повышения уровня законности. Обозначены основные принципы юридической ответственности государственных служащих в России, при этом автор рассматривает ответственность как комплексный юридический институт в рамках изучения административного права и связанной с ним теории государственного управления. Особое внимание авторами статьи уделяется трудностям в квалификации правонарушения в сфере государственного управления, делается анализ нормативных актов, в первую очередь Кодекса об административных правонарушениях.

Государственное управление, его суть, определяется содержанием властного влияния власти, поэтому административная система, направленная на обеспечение государственных интересов, прав и свобод граждан, является важной и значимой.  В современных условиях, когда Россия находится на пути построения правового государства, вопрос о гармоничных отношениях между обществом и государством представляется актуальным и важным.

Одним из регуляторов доверительного взаимодействия государства и общества является эффективный механизм привлечения государственных служащих к ответственности. Согласно опросу, проведенному в 2023/1 году, произвол властей занимает 5-е место по оценке волнения граждан, что   составляет 25 % опрошенных респондентов. Интересно также, что 70 % россиян считают необходимым поставить правительство под контроль общества. В связи с этим, актуален вопрос о юридической ответственности государственных служащих.

А. И. Щербаков четко указывает на основные положения, которые необходимо учитывать в ходе деятельности государственных органов управления и их государственных служащих:

  • Добросовестное исполнение служебных обязанностей.
  • Использование убеждения и принуждения в деятельности с первой доминирующей ролью.
  • Рациональное сочетание командного единства и коллегиальности для целей укрепления дисциплины и повышения чувства ответственности.

Соблюдение этих норм поможет избежать бюрократии, превращающей должностных лиц «из слуг общества в его господ», и главную роль в достижении этой цели должна сыграть система административной ответственности.

Институт юридической ответственности является основой правового регулирования общественных отношений. С этих позиций юридические обязанности государственных должностных лиц и служащих, наемных работников рассматривается нами как всеобъемлющий, комплексный правовой орган, обеспечивающий регулирование общественных отношений. Противоправные действия государственных должностных лиц и служащих дестабилизируют правовые отношения государственных и административных   органов, подрывают национальный суверенитет и национальную безопасность.

Конституционные принципы закрепляют применение юридической ответственности, поскольку они выражают юридическую ответственность как правовое явление, обеспечивающего эффективное государственное управление.

Принцип законности в отношении юридической ответственности государственных служащих и госслужащих-контрактников определяется особыми требованиями к государственным служащим как к особым объектам, и выражается в более жестких мерах ответственности за нарушения законов, регулирующих их деятельность.

Принцип справедливости выражается в соответствии госслужащего его полномочиям, функциям и ответственности, тем самым повышая юридическую ответственность государственного служащего за противоправные действия.

Принцип гуманизма проявляется в восстановительной функции юридической ответственности, предусматривает возмещение ущерба потерпевшим, а также учитывает тот факт, что санкции, применяемые к государственным служащим, не должны унижать человеческое достоинство.

Принцип равенства особенно важен при применении юридических обязанностей государственных служащих. Поэтому все госслужащие, независимо от их служебного положения, равны перед законом и судом.

Юридическая ответственность может быть применена только в том случае, если нарушитель виновен. В результате, возложить какую-либо юридическую ответственность на государственное должностное лицо или служащего можно только в том случае, если будет доказано, что он виновен в совершении правонарушения.  В тоже время представление доказательств лежит на сторонах, представляющих обвинение - прокуратура. Содержание понятия «юридическая ответственность государственных служащих» тесно связано с понятием «ответственность в управлении относится к юридической ответственности индивидуальных субъектов управления государственными служащими». Ценность юридической ответственности государственных служащих заключается в формировании понимания ими ответственности, которое способствует активному, позитивному исполнению должностных обязанностей. Суть юридической ответственности государственных служащих содержится в юридическом обязательстве соблюдать и исполнять требования норм права, а в случае их нарушения, подлежит осуждению и различным правовым ограничениям. Положительные аспекты юридической ответственности государственных служащих включают в себя установление служебных обязанностей правовыми нормами, исполнение обязанностей государственными служащими, оценка исполнения этих вопросов, перспективы развития государства и права, обязательства. Это выражается в поощрении.

Юридические обязательства – это юридически закрепленные модели будущего поведения. Другими словами, юридическая обязанность заключается в том, что государственный служащий выполняет свои обязанности очно и активно, а в случае неполного или неточного исполнения он терпит серьезные неблагоприятные последствия материального, дисциплинарного или организационного характера. Ввиду того, что должностные обязанности госслужащих являются социально значимыми для общества и граждан, то уровень их правосознания должен выражаться в убежденном правомерном поведении.

Цель юридической ответственности государственных служащих не в том, чтобы наказывать его, а в том, чтобы побудить его действовать законно и развить правовую культуру.

Согласно Российскому законодательству, Государственные служащие могут нести следующие виды ответственности:

  • дисциплинарную;
  • административную;
  • уголовную;
  • материальную;
  • гражданско-правовую.

В свете проводимой в нашей стране административной реформы вопрос применения мер административной ответственности к должностным лицам представляет особый научный интерес и, по-видимому, требует достаточного внимания. В административно-правовой литературе существуют различные подходы к определению понятия административной ответственности, так Д.Н.Бахрах пишет, что административная ответственность – это «особый вид юридической ответственности, который имеет все признаки и основан на нормах права за нарушение правовых норм, обозначает компетентные действия компетентных органов и связан с государственным принуждением».

С другой стороны, административная ответственность является неотъемлемой частью административного принуждения и обладает всеми его качествами. А коллектив авторов- А.П.Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов считают, что административная ответственность – это разновидность юридической ответственности, выражающаяся в применении административных взысканий к лицу, совершившему преступление, уполномоченным учреждением или должностным лицом.

Административная ответственность имеет неотъемлемые характеристики юридической ответственности. В целом, на федеральном уровне рассматриваемый вид ответственности четко обоснован в статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – (далее КоАП РФ.) Этот закон предусматривает привлечение должностного лица к административной ответственности за совершение им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей. Представители административных  наук выделяют от 1 до 4 условий, при которых  может возникнуть ответственность для должностных лиц государственной службы, совершивших действие, включая прямое нарушение обязательных правил управления, издание распоряжений, указов и приказов, инструкций, нарушающих положения установленных обязательных правил,  то есть несоблюдение их, невыполнение неотъемлемых обязанностей по контролю  за исполнением подчиненными лицами административных процедур, установленных в нормативных общеобязательных правилах поведения или нормативных актах.

Особенностью административной ответственности является то, что она наступает не перед другой стороной административно-правовых отношений, а перед государством. Административную ответственность несут должностные лица государственных органов, организаций, граждане, и органы местного самоуправления. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность должностных лиц. Целью административной ответственности является укрепление исполнения, дисциплины и повышение ответственности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

 1. Совершенствование административной ответственности в сфере администрирования является одной из наиболее актуальных задач по повышению уровня законности. В связи с этим мы в основном сосредоточимся на наиболее важных, значимых вопросах управленческой ответственности в связи со сложностью процесса управления и особенностями статуса его субъекта, то есть сложность удостоверения преступлений в сфере государственного управления. Закон четко не определяет понятие административной и дисциплинарной ответственности в системе государственной службы. Исполнительный орган несет ответственность не за совершение действий как хозяйствующий субъект, а за вышестоящее должностное лицо или неисполнение возложенных на него обязанностей, прямое подчинение ненадлежащему. Например- «непредставление или несвоевременное представление в государственный орган, должностному лицу, осуществляющему надзор, финансовый контроль,  уполномоченному в соответствии с федеральными законами на осуществление госнадзора, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений,  представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, информацию в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16частью 2 статьи 6.31частями 12 и 4 статьи 8.28.1статьей 8.32.1частью 1 статьи 8.49частью 5 статьи 14.5частью 4 статьи 14.28частью 1 статьи 14.46.2статьями 19.7.119.7.219.7.2-119.7.319.7.519.7.5-1, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.7.15, 19.8, 19.8.3, частями 278 и 9 статьи 19.34 настоящего закона.

Согласно данному закону, это сопровождается предупреждением или наложением административного штрафа на гражданина в размере от 100 до 300 рублей. Должностные лица - 300 - 500 рублей. Юридическим лицам - от 3000 до 5000 рублей».

Таким образом, санкции КоАП РФ прямо не предписывают конкретных наказаний непосредственно органов государственной власти и государственных органов государственной власти и госорганов как объектов публичной деятельности в сфере управления и не заменяют административную ответственность дисциплинарными взысканиями.  В целом, административная ответственность более объективна, поскольку применяется к правонарушителям специально уполномоченными органами и должностными лицами.  Факт совершения правонарушения выражается в результатах осуществления компетентных действий правоохранительных органов, привлекающим управленца. Кроме того, привлечение к административной ответственности приводит к более серьезным реальным последствиям, что объясняет приоритетность применения дисциплинарных и юридических санкций к государственному управлению.  

Таким образом, можно отметить, что нормативная база, регулирующая ответственность государственных должностных лиц за должностные преступления не является системной. Необходимо закрепить разграничение юридической ответственности должностных лиц, органов государственной власти за неисполнение должностных функций и дифференциацию госучреждений за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности. Также некоторые авторы предлагают частично закрепить отдельные виды административной ответственности в отношении государственных служащих, нарушающих права граждан, в Кодексе об административных правонарушениях или в другом кодифицированном законе.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации, Российская газета.
  2. Федеральный закон « О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ
  3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (последняя редакция).
  4. «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2023)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023) \ КонсультантПлюс.
  5. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2023 N 20-П "По делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального... \ КонсультантПлюс.
  6. Борщевский Г.А. «Государственная служба» 2023 г.
  7. Бесчанова Л.В. Актуальные проблемы правого регулирования административной ответственности в сфере предоставления государственных услуг. 2022 г.
  8. Карачев Н.В. Особенности ответственности государства за вред, причинённый незаконными действиями должностных лиц государственных органов и местное самоуправления. 2020 г.
  9. Киселева Н.В. Проблемы привлечения к ответственности государственных служащих в результате предоставления некачественных государственных услуг» 2021.
  10. Кудашов Ш.А. «Должностные лица- субъекты административной ответственности за нарушение законодательства.» 2021 г.
  11. Ратаев Д.П. Административная ответственность ГГС».
  12. Сандальникова Е.В. Юридическая ответственность государственных гражданских служащих в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: автореф. дисс. канд. юрид. наук. Ульяновск, 2007.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее