ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Пожарная безопасность

Просмотры

82

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (175), Июль ‘24

Дата публикации 30.06.2024

Поделиться

В статье рассматриваются основные принципы организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий в области обеспечения пожарной безопасности на объектах, находящихся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации.

Прежде всего, стоит начать с определения федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации и роли в структуре федеральных органов исполнительной власти, функционирующих на территории Российской Федерации. Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, отвечающим за функционирование и управление пенитенциарной системой. Служба была создана по указу президента от 13 октября 2004 года. Служба выполняет следующие задачи, представленные на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Задачи Федеральной службы исполнения наказаний

 

Служба стоит во главе уголовно-исполнительной системы и по отношению к её элементам является головным, контролирующим органом. На 2024 год в системе службы работает и проходит более 245 тысяч сотрудников и работников.

По состоянию на 2024 год в стране действует 872 учреждений для содержания заключённых, из которых:

  • 204 –  СИЗО.
  • 642 – Исправительные колонии.
  • 8 – Тюрьмы.
  • 17 – Колонии для несовершеннолетних.

Официальная вместительность учреждений составляет 714 253 человек.

 

В целях обеспечения пожарной безопасности на всех подведомственных объектах службы, был разработан и утвержден Приказ от 18 мая 2020 года № 318 «Об утверждении инструкции о мерах пожарной безопасности в административных зданиях федеральной службы исполнения наказаний и учреждений, непосредственно подчиненных федеральной службе исполнения наказаний, и на прилегающей к ним территории». Основные положения данного нормативного документа представлены на рисунке 2 в схематичном виде.

 

Рисунок 2. Основные положения Приказа от 18 мая 2020 года № 318

 

Инструкция о мерах пожарной безопасности в административных зданиях Федеральной службы исполнения наказаний и учреждений, непосредственно подчиненных Федеральной службе исполнения наказаний, и на прилегающей к ним территории была разработана на основании Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме». Данный документ устанавливает основные требования пожарной безопасности в административных зданиях Федеральной службе исполнения наказаний и учреждений, непосредственно подчиненных Федеральной службе исполнения наказаний.

Учитывая специфику направления деятельности данного федерального органа исполнительной власти, в Федеральной службе исполнения наказаний была создана своя ведомственная пожарная охрана уголовно-исполнительной системы. Ее основная цель – это повышение уровня пожарной безопасности подведомственных объектов в соответствии с полномочиями предоставленными статьей 12 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».

Основные задачи ведомственной пожарной охраны уголовно-исполнительной системы представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Основные задачи ведомственной пожарной охраны уголовно-исполнительной системы

 

В настоящее время функции по осуществлению ведомственного пожарного надзора выполняются личным составом ведомственной пожарной охраны численностью 4047 единиц, который круглосуточно несет службу в 653 пожарных подразделениях, представленных на рисунке 4.

 

Рисунок 4. Силы и средства ведомственной пожарной охраны уголовно-исполнительной системы

 

Кроме того, в структуру ведомственной пожарной охраны входят следующие структурные подразделения, отвечающие за обеспечение пожарной безопасности, представленные на рисунке 5.

 

Рисунок 5. Структурные подразделения, отвечающие за обеспечение пожарной безопасности

 

Осуществление всех надзорно-контрольных мероприятий в области обеспечения пожарной безопасности возложено на сотрудников ведомственной пожарной охраны уголовно-исполнительной системы.

Следует сделать общий вывод, на всех объектах, находящихся в ведении данной службы, вся ответственность и полномочия в области обеспечения пожарной безопасности, целиком и полностью возложены на их структурные подразделения. Сотрудники и работники данных структурных подразделений обязаны проводить комплекс необходимых превентивно-профилактических мероприятий в области пожарной безопасности, осуществлять надзорные мероприятия в рамках своих полномочий и постоянно быть в готовности к реагированию в случае возникновения пожара или иной неблагоприятной ситуации. Категория должностных лиц, отвечающих за данное направление, обязаны проводить инструкторско-методические занятия и инструктажи в области обеспечения пожарной безопасности со всем личным составом службы, осуществляющих деятельность на территории подведомственных объектов.

В случае возникновения реального пожара, аварии или чрезвычайной ситуации, должны быть готовы к реагированию и проведению требуемых работ, направленных на недопущение развития пожара, гибели (травматизма) людей и минимизации потерь вследствие воздействия опасных факторов пожара. То есть, силы и средства данной службы должны быть первыми пожарно-спасательными подразделениями ведомственной пожарной охраны, которые готовы выполнить весь комплекс мероприятий по тушению очагов пожара и проведению первоочередных аварийно-спасательных работ.

Не стоит забывать необходимый фактор организации повседневной деятельности – это организация взаимодействия с пожарно-спасательными подразделениями Государственной противопожарной службы, как с федеральной, так и с противопожарной службой субъекта Российской Федерации. С каким именно видом, зависит от территориального расположения объекта защиты в районе выезда того или иного вида пожарной охраны.

Учитывая специфику данных объектов, следует понимать, что в повседневной деятельности, режим посещения и доступа ко всем зданиям и сооружения ограничен. Доступ, как правило, есть только у персонала, обеспечивающего функционирование объекта, не считая заключенных, находящихся на объекте круглосуточно. Прежде всего, надо понимать, что данные мероприятия направлены на обеспечение безопасности граждан, находящихся вблизи расположения подобных объектов. Сотрудники службы исполнения наказаний осуществляют постоянную охрану данных объектов от внешнего и внутреннего воздействия во избежание неблагоприятных ситуаций. Для осуществления функций охраны и обеспечения безопасности, на данных объектах есть определенный объем эксплуатируемого боевого и травматического оружия, которое применяется в случаях острой необходимости. Для того, чтобы не нарушать правила установленного режима допуска, в случае возникновения пожара, сотрудники службы должны иметь все необходимое для того, чтобы своевременно среагировать и принять необходимые меры по локализации пожара, без помощи сил и средств других видов пожарной охраны. В случае, когда привлечение других пожарно-спасательных подразделений не избежать, необходимо предусмотреть комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности прибывающих пожарных и спасателей.

На территории данных объектов, в обязательном порядке, должны располагаться единицы пожарно-спасательной техники, которые должны быть укомплектованы всем необходимым оборудованием и вооружением для выполнения боевой задачи на начальной стадии возникновения и обнаружения очага пожара. В боевом расчете на всех единицах, должен быть минимальный штат обученных пожарных, находящихся как на штатных должностях, так и внештатных, в зависимости от того, как организована данная деятельность на объекте и из числа кого именно организован дежурный караул. Требования, предъявляемые к данному расчету, ни чем не отличаются от требований, предъявляемых к дежурным караулов действующих пожарно-спасательных подразделений всех существующих видов пожарной охраны. Все пожарные должны быть обучены и экипированы таким образом, чтобы это ни каким образом не влияло на эффективность и результативность их реагирования на пожар или аварию, которая может произойти на объекте.

Для того, чтобы не допускать возникновение подобных ситуаций, необходимо качественно и своевременно осуществлять комплекс профилактических мероприятий. Недопущение возникновения пожара – приоритетная задача всех сотрудников данной противопожарной службы. Комплекс мероприятий, как уже говорилось выше по тексту, должен включать в себя как работу со всем персоналом объекта в различных организационных формах, направленных на обеспечение пожарной безопасности, так и в осуществлении контрольных мероприятий на самом объекте. Контрольные мероприятия должны проводиться таким образом, чтобы было четкое представление о том, в каком состоянии находятся все пожарно-спасательное оборудование и первичные средства пожаротушения на объекте, в том числе системы автоматического обнаружения и тушения очагов пожара. Каждый сотрудник объекта должен знать, что ему необходимо делать в случае возникновения и обнаружения пожара, он должен уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения. В случае обнаружения какой-либо неисправности во всем вышеуказанном оборудовании, незамедлительно сообщать об этом ответственным должностным лицам на территории объекта. Если необходимо организовывать эвакуацию людей, в том числе и заключенных мест лишения свободы, на этот случай должен быть разработан специальный алгоритм действий, учитывающий специфику объекта и комплекс дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности всех участников процесса тушения пожара и проведения других необходимых видов работ.

Эффективность и результативность выполнения данного комплекса мероприятий зависит от частоты и качества проводимых инструктажей и тренировок со всем персоналом объекта. Организация и проведение данных тренировок – обязательное требование к данной категории объектов. При этом, необходимо планировать на подобные тренировки участие должностных лиц других видов пожарной охраны, чтобы все элементы алгоритма взаимодействия были отработаны до автоматизма. Должностные лица пожарно-спасательных подразделений, которые являются руководителями дежурного расчета, должны иметь профильное образование в области обеспечения пожарной или техносферной безопасности, а также в установленном порядке проходить аттестацию на право осуществления руководством тушения пожара. Данные требования абсолютно идентичны с требованиями, которые предъявляются к должностным лицам всех видов пожарной охраны, за исключением добровольной пожарной охраны. До прибытия первых реагирующих подразделений, в районе выезда которых находится объект, именно ответственное должностное лицо, возглавляющее дежурный караул должно осуществлять руководство тушением пожара. В момент прибытия сил и средств, других видов пожарной охраны, во исполнение требований алгоритма взаимодействия, должна быть организована четкая и качественная передача информации о том, что и где произошло, а также о всех принятых решениях и мерах по минимизации потерь. При этом, параллельно с действиями по тушению пожара, должен проводится комплекс мероприятий по недопущению задержки доступа пожарно-спасательных подразделений к месту возникновения пожара. Встреча, охрана, передача оперативной информации и безопасный доступ в зону проведения работ, должны осуществляться без временных задержек, так как это может повлечь за собой развитие активной фазы распространения пожара на другие здания и сооружения территории объекта, где произошел пожар или другая аварийная ситуация, повлекшая за собой неблагоприятные последствия.

Анализируя весь комплекс необходимых мероприятий по недопущению возникновения пожара на подобных объектах, следует четко понимать, что полное обеспечение пожарной безопасности на них возложено на сотрудников данных объектов, как в части осуществления профилактических мероприятий, так и в части реагирования на реально возникающие угрозы. Практическая реализация данного комплекса мероприятий не представляется возможным без осуществления необходимых надзорно-контрольных мероприятий в области соответствия требованиям пожарной безопасности.

Учитывая фактор важности обеспечения безопасности, как комплексной, так и пожарной, личным составом службы, необходимо уделять большое внимание профессиональной подготовленности должностных лиц, отвечающих за данное направление деятельности. Должностные лица, осуществляющие надзорно-контрольные и учебно-инструкторские в области обеспечения безопасности на объекте, обязаны быть квалифицированными сотрудниками и компетентны во всех вопросах, связанных с обеспечение пожарной безопасности на всех ее этапах практической реализации. От этого, прежде всего, зависит жизнь и здоровье всех людей, находящихся на территории объекта, независимо от их социального статуса.

Список литературы

  1. Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
  2. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 № 390 «О противопожарном режиме»
  3. Приказ от 18 мая 2020 года № 318 «Об утверждении инструкции о мерах пожарной безопасности в административных зданиях федеральной службы исполнения наказаний и учреждений, непосредственно подчиненных федеральной службе исполнения наказаний, и на прилегающей к ним территории»
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее