Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) — федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции РФ, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Исправительные учреждения - это комплекс жилых, культурно-бытовых и хозяйственных объектов и сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности осужденных за совершения уголовных преступлений. Отличительная черта исправительных учреждений в том, что комплекс работ по удовлетворению основных социально-бытовых потребностей и медицинскому обслуживанию, ровно как и обеспечение пожарной безопасности возлагается на администрацию учреждения.
На сегодняшний день, в состав уголовно-исполнительной системы входят:
- Исправительные колонии (общего, строгого, особого режима);
- Колонии-поселения;
- Следственные изоляторы;
- Воспитательные колонии;
- Тюрьмы;
- Лечебно-исправительные учреждения
- Исправительные центры;
- Уголовно-исполнительные инспекции.
Нормальное обеспечение жизнедеятельности в исправительных учреждениях ФСИН России во многом зависит от состояния пожарной безопасности, так как пожары причиняют не только материальный колоссальный ущерб, но также несёт за собой дезорганизацию деятельности всего учреждения в целом. Пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров[1].
Наиболее важные задачи ведомственной пожарной охраны ФСИН России: обеспечение соблюдения на режимных объектах уголовно-исполнительной системы режима, предотвращение побегов и иных противоправных действий осужденных и других лиц, ликвидация пожаров зданий и сооружений жилой и производственной зон.
Деятельность ведомственной пожарной охраны ФСИН России регламентирована приказом ФСИН России от 14 января 2014 г. № 4 «Об утверждении Положения о ведомственной пожарной охране уголовно-исполнительной системы», приказом ФСИН России от 3 сентября 2007 г. № 177 «Об утверждении наставления по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».
Согласно официальным статистическим данным, с 2018 года по настоящее время в учреждениях ФСИН Росси официально зарегистрировано свыше 21 пожара [2]. Исследования данной проблемы показало, что в настоящее время в исправительных учреждениях ФСИН России имеются недочёты в обеспечении пожарной безопасности как в жилых, так и на промышленных объектах. Данная проблема требует изучения и поиск возможных путей решения.
В исправительных учреждениях, с учетом специфики производимых на них работ, их местоположения могут возникать следующие пожарные опасности:
- пожарная опасность природного характера (пожар в производственном деревообрабатывающем цехе от удара молнии и др.)
- пожарная опасность связанная с хранением и использованием ГСМ;
- пожарная опасность связанная с неисправностью электрических сетей, электрооборудованием;
- пожарная опасность связанная с отопительным оборудованием;
- пожарная опасность связанная с огневыми работами (электросварочные, газосварочные, и др.)
Как известно, причины возникновения пожаров разнообразны. К основным причинам возникновения пожаров на объектах исправительных учреждений ФСИН России можно отнести: нарушение мер пожарной безопасности; неисправность электрических сетей, производственного оборудования; умышленный поджог и др.
Анализ материалов служебных расследований по фактам зафиксированных в 2019 году пожаров в исправительных учреждениях показывает, что главными причинами их возникновения послужили: нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования (45,4%), неосторожное обращение с огнем (12.1%). поджоги (9,1%), нарушение правил эксплуатации печного отопления (9,1%). Объектами пожаров стали: административно-бытовые здания (24,2%), жилые здания и помещения учреждений УИС (15,1%). производственные здания и сооружения (18,2%), сельскохозяйственные объекты (12,1%), складские и торговые помещения (6,1%), прочие объекты (21.2%).
При возникновении пожара на объектах исправительных учреждений в первую очередь, создается ситуация чрезвычайного характера влекущая за собой такие неблагоприятные последствия как:
1.) Реальная угроза жизни и здоровья лиц, находящихся на объекте;
2.) Дезорганизацию жизнедеятельности всего учреждения обеспечивающего изоляцию спецконтингента от общества;
3.) Осложнение оперативной обстановки при которой возникает возможность неправомерных действий со стороны спецокнтингента;
4.) Причинение колоссального материального ущерба имуществу и др.
За пожарную безопасность на производственных объектах исправительных учреждений ФСИН России отвечают подразделения ведомственной пожарной охраны. Для эффективного обеспечения пожарной безопасности на объектах ведомственная пожарная охрана как правило, оснащена пожарной техникой, пожарно-спасательным оборудованием, автоматическими системами пожарной сигнализации и др.
Несмотря на широкий спектр организационных действий на объектах ФСИН России, на сегодняшний день существуют проблемы связанные с обеспечением пожарной безопасности. Так, исследовав нормативные документы в области инспекторских проверок пожарного состояния различных объектов учреждений ФСИН России можно сделать вывод, что отдельные объекты не отвечают условиям безопасного нахождения в них людей [3].
К недостаткам обеспечения пожарной безопасности на объектах учреждений ФСИН России относятся: отсутствие эвакуационных знаков пожарной безопасности, загромождение (захламление) запасных выходов, помещения облицовываются горючими материалами. Зачастую, на объектах находятся в неисправном состоянии, либо вообще отсутствуют системы автоматической пожарной безопасности. В большинстве учреждений своевременно не выполняются работы по ремонту оборудования, электрических сетей. А инструктаж по технике безопасности проводится поверхностно.
В первую очередь, для эффективного контроля и надзора за состоянием пожаробезопасности на наш взгляд, необходимо создать постоянно действующий орган в управлениях ФСИН России отвечающий за проверку объектов исправительных учреждений на регулярной основе. Разработать совместно с региональным МЧС России график проверок объектов ФСИН России. Выделить дополнительные бюджетные ассигнования для восстановления удовлетворительного состояния помещений, отвечающих пожарной безопасности. Проведение тренировок по эвакуации людей из зданий и помещений при возникновении возможного пожара.
Таким образом, пожарная безопасность на объектах ФСИН России это комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками учреждений ИК, ведомственной пожарной службой в целях недопущения, а также профилактики возникновения пожаров. На сегодняшний день существует ряд мер, обеспечивающих безопасность на производственных объектах, но вместе с тем, существуют и проблемы обеспечения поджарой безопасности, которые необходимо решать.
Список литературы
- Елагин, А.Г. Теоретические основы исследования состояния и проблем обеспечения пожарной безопасности // диссертация доктора юридических наук. М., 2005. С. 3-5.
- Федеральный закон от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3649.
- Данные официального сайта ФСИН России от 9 августа 2022 г. [Электронный ресурс] // URL: http:/ fsin.ru.
- О пожарах и пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН России в 2021 году: обзор ФСИН России №10/1-1004.