Речевое поведение человека подчиняется принятым в обществе нормам и правилам. Писатели в своих художественных текстах показывают речевое поведение персонажей, которое в художественном тексте осуществляет прежде всего эстетическую функцию, являясь важнейшим средством создания образа героя.
Герой произведения является носителем определенных культурно-языковых, коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций. В лингвостилистике исследуется языковая личность героя как субъекта внутритекстовой коммуникации на основе анализа лексической структуры «произведенных» им текстов. Многообразные средства речевого поведения характерны для художественных текстов и, прежде всего, связаны с героем произведения [1].
Субъектами проблемного общения в литературном произведении могут выступать самые разные персонажи, и спектр коммуникативных проблем определяется принадлежностью героев к разным группам.
Во-первых, герои относятся к различным возрастным категориям. Это проблема взаимодействия «отцов» и «детей». Несмотря на различие вкусов, взглядов на жизнь, особенности мировосприятия, людям разного возраста приходится взаимодействовать во всех сферах деятельности. Исторический опыт свидетельствует: в том или ином масштабе конфликт между родителями и детьми закономерен, неизбежен. На грани двух временных срезов формируется то, что мы называем «новым временем» [6, с. 41].
Проблемы в общении возникают не только у детей и родителей, но и между представителями разновозрастных групп в целом. Ученики и педагоги, старшие и младшие коллеги по работе, супруги, у которых большая разница в возрасте – все они, так или иначе, сталкиваются с ними. В связи с этим можно разделить представителей разновозрастных групп на две большие категории – «отцов» (представители старшего поколения) и «детей» (молодежь).
Во-вторых, это герои, принадлежащие разным социальным слоям.
Об этом мы уже сказали, говоря о коммуникативных помехах в общении. Например, в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник» деревенский мужик пытается объяснить судье, что просто открутил гайку с рельсов, чтобы сделать грузило. Судья же говорит о виновности Дениса Григорьевича, о том, что тот своим поступком мог быть виновником катастрофы (поезд мог сойти с рельс, люди могли погибнуть). Но вникнув в суть рассказа, мы понимаем, что настоящим злоумышленником является совсем не деревенский мужик [6].
В-третьих, у героев различны интересы и цели (соперники в работе, любви, творчестве, достижениях).
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» соперниками являются Базаров и Павел Петрович Кирсанов.
В-четвертых, герои могут быть связаны родственными связями, но враждебно относиться друг к другу.
Так в пьесе А.Н. Островского «Гроза» [3] между домочадцами возникает конфликт. Наиболее ярко представлено противостояние Кабанихи и Катерины. Кабаниха – своенравная женщина, которая хочет, чтобы ее беспрекословно слушались. Катерина противостоит этому, являясь «лучом света в темном царстве».
Исследователь А.Д. Степанов выявил причины, препятствующие эффективному речевому контакту героев. Опираясь на данные причины, мы сформулировали приемы выявления коммуникативной проблемы в художественном тексте:
- Наличие повышенного эмоционального состояния у героя. Например, в рассказе «Злоумышленник» крестьянин, отвинчивающий гайки, не понимает, за что его будут судить и твердит: «Надо судить умеючи, не зря...» [6].
- Полное отсутствие эмоциональной заинтересованности. Так, в текстах рассказов В.М. Шукшина наиболее типичными являются случаи, когда персонажи пытаются «перекодировать» в слова свои эмоции, чувства [2].
- Отсутствие у одного из персонажей должных знаний. Так, хозяин дома в рассказе А.П. Чехова «Гость», который никак не может избавиться от назойливого гостя, говорит, что у него дифтерит.
- «Эффект обманутого ожидания». Например, в рассказе В.М. Шукшина «Чудик» находим:
«Лысый читатель искал свою искусственную челюсть. Чудик отстегнул ремень и тоже стал искать.
– Эта?! – радостно воскликнул он. И подал.
У читателя даже лысина побагровела.
Почему надо обязательно руками трогать! – закричал он шепеляво.
Чудик растерялся.
– А чем же?
– Где я ее кипятить буду? Где?!» [7].
Во фрагменте герой вместо положительной реакции соседа, читающего газету в самолете, столкнулся с его агрессией. Негативная реакция персонажа выражается не только его высказываниями, но и авторскими комментариями («лысина побагровела», «закричал он шепеляво»).
Коммуникативной проблемой является нежелание героев услышать друг друга. В пьесе Чехова «Три сестры» герои поглощены своими переживаниями, мечтами о прекрасном будущем и часто не придают никакого значения словам собеседников.
Речевое поведение персонажа формирует представление о нем как о языковой личности в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций.
Нужно отметить, что описание невербального поведения также играет большую роль в восприятии героев литературы, так как оно неразрывно связано с психическим состоянием и служит средством его выражения. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности. А.С. Пушкин в романе «Дубровский» изображает Андрея Гавриловича Дубровского возмущенным, гневным, взволнованным для того, чтобы обратить внимание на его душевное состояние: «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силой, что тот упал, и, схватив чернильницу, запустил ею в заседателя» [4].
Невербальное общение позволяет понять, что герой находится в конфликтной ситуации и не готов к примирению.
Таким образом, мы охарактеризовали основные группы героев-участников проблемного общения и определили приемы их выявления в литературном произведении.
Список литературы
- Виноградов, В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов. – Москва: «Высшая школа»,1971. – 239 с. – Текст: непосредственный
- Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 464 с. – ISBN 5-314-00115-2. – Текст: непосредственный
- Островский, А.Н. «Гроза». – URL: https://ilibrary.ru/text/994/p.1/index.html (дата обращения: 13.03.2021). – Текст: электронный
- Пушкин, А. С. «Дубровский». – URL: https://ilibrary.ru/text/479/index.html (дата обращения 30.10.2020). – Текст: электронный
- Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н.И Формановская. – Москва: Высшая школа, 1989. – 159 с. – ISBN 5-7974-0051-0. – Текст: непосредственный
- Чехов, А. П. «Злоумышленник». – URL: https://ilibrary.ru/text/992/index.html (дата обращения 14.05.2021). – Текст: электронный
- Шукшин, В. М. «Чудик». – URL: http://lib.ru/SHUKSHIN/shukshin_chudik.txt (дата обращения 02.04.2021). – Текст: электронный