ГЕРОИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СУБЪЕКТЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБЩЕНИЯ. ВЫЯВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОБЛЕМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ

ГЕРОИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СУБЪЕКТЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБЩЕНИЯ. ВЫЯВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОБЛЕМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ

Авторы публикации

Рубрика

Лингвистика

Просмотры

150

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (175), Июль ‘24

Дата публикации 30.06.2024

Поделиться

В статье рассматриваются основные группы героев-участников проблемного общения и определяются приемы их выявления в литературном произведении.

Речевое поведение человека подчиняется принятым в обществе нормам и правилам. Писатели в своих художественных текстах показывают речевое поведение персонажей, которое в художественном тексте осуществляет прежде всего эстетическую функцию, являясь важнейшим средством создания образа героя.

Герой произведения является носителем определенных культурно-языковых, коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций. В лингвостилистике исследуется языковая личность героя как субъекта внутритекстовой коммуникации на основе анализа лексической структуры «произведенных» им текстов. Многообразные средства речевого поведения характерны для художественных текстов и, прежде всего, связаны с героем произведения [1].

Субъектами проблемного общения в литературном произведении могут выступать самые разные персонажи, и спектр коммуникативных проблем определяется принадлежностью героев к разным группам.

Во-первых, герои относятся к различным возрастным категориям. Это проблема взаимодействия «отцов» и «детей». Несмотря на различие вкусов, взглядов на жизнь, особенности мировосприятия, людям разного возраста приходится взаимодействовать во всех сферах деятельности. Исторический опыт свидетельствует: в том или ином масштабе конфликт между родителями и детьми законо­мерен, неизбежен. На грани двух временных срезов формируется то, что мы называем «новым временем» [6, с. 41].

Проблемы в общении возникают не только у детей и родителей, но и между представителями разновозрастных групп в целом. Ученики и педагоги, старшие и младшие коллеги по работе, супруги, у которых большая разница в возрасте – все они, так или иначе, сталкиваются с ними. В связи с этим можно разделить представителей разновозрастных групп на две большие категории – «отцов» (представители старшего поколения) и «детей» (молодежь).

Во-вторых, это герои, принадлежащие разным социальным слоям.

Об этом мы уже сказали, говоря о коммуникативных помехах в общении. Например, в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник» деревенский мужик пытается объяснить судье, что просто открутил гайку с рельсов, чтобы сделать грузило. Судья же говорит о виновности Дениса Григорьевича, о том, что тот своим поступком мог быть виновником катастрофы (поезд мог сойти с рельс, люди могли погибнуть). Но вникнув в суть рассказа, мы понимаем, что настоящим злоумышленником является совсем не деревенский мужик [6].

В-третьих, у героев различны интересы и цели (соперники в работе, любви, творчестве, достижениях).

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» соперниками являются Базаров и Павел Петрович Кирсанов.

В-четвертых, герои могут быть связаны родственными связями, но враждебно относиться друг к другу.

Так в пьесе А.Н. Островского «Гроза» [3] между домочадцами возникает конфликт. Наиболее ярко представлено противостояние Кабанихи и Катерины. Кабаниха – своенравная женщина, которая хочет, чтобы ее беспрекословно слушались. Катерина противостоит этому, являясь «лучом света в темном царстве».

Исследователь А.Д. Степанов выявил причины, препятствующие эффективному речевому контакту героев. Опираясь на данные причины, мы сформулировали приемы выявления коммуникативной проблемы в художественном тексте:

  1. Наличие повышенного эмоционального состояния у героя. Например, в рассказе «Злоумышленник» крестьянин, отвинчивающий гайки, не понимает, за что его будут судить и твердит: «Надо судить умеючи, не зря...» [6].
  2. Полное отсутствие эмоциональной заинтересованности. Так, в текстах рассказов В.М. Шукшина наиболее типичными являются случаи, когда персонажи пытаются «перекодировать» в слова свои эмоции, чувства [2].
  3. Отсутствие у одного из персонажей должных знаний. Так, хозяин дома в рассказе А.П. Чехова «Гость», который никак не может избавиться от назойливого гостя, говорит, что у него дифтерит.
  4. «Эффект обманутого ожидания». Например, в рассказе В.М. Шукшина «Чудик» находим:

«Лысый читатель искал свою искусственную челюсть. Чудик отстегнул ремень и тоже стал искать.

 

– Эта?! – радостно воскликнул он. И подал.

У читателя даже лысина побагровела.

Почему надо обязательно руками трогать! – закричал он шепеляво.

Чудик растерялся.

– А чем же?

– Где я ее кипятить буду? Где?!» [7].

 

Во фрагменте герой вместо положительной реакции соседа, читающего газету в самолете, столкнулся с его агрессией. Негативная реакция персонажа выражается не только его высказываниями, но и авторскими комментариями («лысина побагровела», «закричал он шепеляво»).

Коммуникативной проблемой является нежелание героев услышать друг друга. В пьесе Чехова «Три сестры» герои поглощены своими переживаниями, мечтами о прекрасном будущем и часто не придают никакого значения словам собеседников.

Речевое поведение персонажа формирует представление о нем как о языковой личности в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций.

Нужно отметить, что описание невербального поведения также играет большую роль в восприятии героев литературы, так как оно неразрывно связано с психическим состоянием и служит средством его выражения. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности. А.С. Пушкин в романе «Дубровский» изображает Андрея Гавриловича Дубровского возмущенным, гневным, взволнованным для того, чтобы обратить внимание на его душевное состояние: «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силой, что тот упал, и, схватив чернильницу, запустил ею в заседателя» [4].

Невербальное общение позволяет понять, что герой находится в конфликтной ситуации и не готов к примирению. 

Таким образом, мы охарактеризовали основные группы героев-участников проблемного общения и определили приемы их выявления в литературном произведении.

Список литературы

  1. Виноградов, В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов. – Москва: «Высшая школа»,1971. – 239 с. – Текст: непосредственный
  2. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 464 с. – ISBN 5-314-00115-2. – Текст: непосредственный
  3. Островский, А.Н. «Гроза». – URL: https://ilibrary.ru/text/994/p.1/index.html (дата обращения: 13.03.2021). – Текст: электронный
  4. Пушкин, А. С. «Дубровский». – URL: https://ilibrary.ru/text/479/index.html (дата обращения 30.10.2020). – Текст: электронный
  5. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н.И Формановская. – Москва: Высшая школа, 1989. – 159 с. – ISBN 5-7974-0051-0. – Текст: непосредственный
  6. Чехов, А. П. «Злоумышленник». – URL: https://ilibrary.ru/text/992/index.html (дата обращения 14.05.2021). – Текст: электронный
  7. Шукшин, В. М. «Чудик». – URL: http://lib.ru/SHUKSHIN/shukshin_chudik.txt (дата обращения 02.04.2021). – Текст: электронный
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее