Личность учителя в конфликтном взаимодействии

Личность учителя в конфликтном взаимодействии

В статье рассматриваются типы взаимоотношений между учителем и учениками, определяется влияние на поведение в конфликте.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 14 (16), июнь ‘21

Поделиться

Главным субъектом конфликтного взаимодействия, имеющим больше всего возможностей влиять на конфликт, является учитель, т.к. взаимодействуя не только с учениками, но и с родителями и коллегами, он имеет большее количество социальных связей и тем самым, расширяя круг возможного включения в конфликт других, играет самую важную роль. В задачу учителя входит регулирование межличностных отношений в классе, социализация, привитие норм и правил учащимся и т.д. Именно поэтому, личность учителя выступает важным компонентом школьного коллектива.

Тип отношений, используемый учителем, определяет и общий эмоциональный фон в классе. В педагогической практике наиболее часто встречаются следующие виды взаимоотношений педагогов с учащимися:

Устойчиво-положительное отношение характеризуется непрерывным вниманием к работе всего класса и отдельных учащихся, наличием деловых контактов, принятием всех учащихся, спокойной и положительной эмоциональной тональностью. Учителя заинтересованы успехами учебной деятельности учащихся, подбадривают детей, поощряют их достижения, основной целью выступает акцентирование выдающихся особенностей каждого из учеников.

Неустойчиво-положительное отношение отличается совмещением и положительного взаимодействия и отрицательного. Эти отношения чаще всего ситуативно-обусловлены сменой настроения, результатами деятельности, поведением учащихся. Учитель может проявлять эмоциональную нестабильность: чередование требовательности и либерализма, дружелюбия и враждебности.

Пассивно-положительное отношение является индифферентным отношением, при котором трудно определить позицию учителя, его следствием становится появление дистанции между учителем и учащимися. У педагога отмечается безразличие, отсутствие стремления к взаимодействию.

Открыто-отрицательное отношение возникает при неприятии учителем и учениками друг друга, оно встречается реже и проявляется в ситуациях конфликта и взаимной агрессии, отличается эмоционально-негативной направленностью, акцентированием внимания на недостатках.

Пассивно-отрицательное отношение характеризуется недемонстративным неприятием детей, эмоциональной вялостью, безучастностью, скрытой неприязнью, отчужденностью в общении с учениками, формализмом в работе [1, с. 56].

Педагог, обладающий устойчиво-положительным отношением к детям, становится лидером, авторитетом, вызывает уважение.

С первых уроков ученики чувствуют отношение учителя, прогнозируют дальнейшее взаимодействие с педагогом. В младших классах это происходит интуитивно. В средней школе ученики понимают за что учитель хвалит, почему появляются «любимчики» и способны дать собственную оценку учителю.

Позиция учителя видна по той оценке, которую он дает каждому классу. В случае если отзыв негативен, «трудные дети», «проблемные», «сложные», необходимо сделать акцент на изучении конкретных взаимоотношений между учителем и учащимися [2, с. 97]. Возможно трудным окажется не весь класс, а только несколько ребят, или проблемой окажется нерешенный конфликт.

Учителя с устойчиво-положительным отношением дают наиболее высокую оценку как классу, так и отдельным ученикам. В этом случае подчеркиваются достоинства каждого, отмечаются индивидуальные успехи, личностный рост, перспективы развития.

Эмоциональное благополучие учащихся и учителей зависит от личной заинтересованности, мотивированности и жизненной позиции учителя. При работе в конфликте необходимо раскрыть потенциальные возможности педагога, помочь ему осознать свои силы, направить всю энергию на возобновление общения с детьми.

Список литературы

  1. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. – М., 2001. – 453 с.
  2. Курочкина, И.А. Педагогическая конфликтология : учеб. пособие / И.А. Курочкина, О.Н. Шахматова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. – пед. ун-та, 2013. – 229 с.
  3. Воробьева И. В. Социально-психологическое взаимодействие: учебное пособие / И. В. Воробьева, О. В. Кружкова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2009. – 271 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary