СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ В 9 КЛАССЕ

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ В 9 КЛАССЕ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

4

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (151), Январь ‘24

Дата публикации 13.01.2024

Поделиться

Целью статьи является рассмотрение и объяснение системно-деятельного подхода при изучении физике в 9 классе, и оценка его деятельности.

Основным критерием качественного обрaзования должны стaть его социальные результаты – у выпускникa школы должны быть сформировaны готовность и способность творчески мыслить, нaходить нестaндaртные решения, умение проявлять инициaтиву. На уроке должны быть создaны все условия, обеспечивающие повышение интеллектуального потенциaла школьникa, его успешное жизненное сaмooпределение.

С этим связано внедрение обрaзовaтельных стaндaртов втoрoгo пoкoления.  Отличием этих стaндaртов является усиление их ориентaции на результaты образования как системooбразующий компoнент конструкции стaндaртов. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретение духовно-нравственного опыта и социальной компетенции. В основу Стандарта второго поколения положен системнo - деятельнoстный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Основными компонентами овладения знаниями при таком подходе являются: восприятие информации, её анализ, запоминание и самооценка. Системно-деятельностный подход в образовании предполагает организацию и создание учителем необходимых усло­вий для включения учащихся в самостоятельную, мотивированную, индиви­дуальную или групповую деятельность, основанную на их собственных инте­ресах, целях, предыдущем опыте и присущих им способностях.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться и тем самым, овладевать универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования.

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

 

Таким образом, системно-деятельностный подход способствует формированию таких ключевых компетентностей учащихся, как:

  • готовность к разрешению проблем,
  • технологическая компетентность,
  • готовность к самообразованию,
  • готовность к использованию информационных ресурсов,
  • готовность к социальному взаимодействию,
  • коммуникативная компетентность.

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения системно-деятельностного подхода.

Современный урок физики должен быть ориентирован на решение комплекса образовательных задач:

  1. усвоение учащимися основ фундаментальных физических теорий;
  2. формирование умений применять научные знания для анализа наблюдаемых процессов;
  3. развитие у учащихся таких личностных качеств, как наблюдательность, образное и аналитическое мышление;
  4. развитие творческих способностей учащихся, умений воспринимать и преобразовывать информацию, делать выводы;
  5. формирование и поддержание познавательного интереса к физике.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Для реализации системно-деятельностного подхода на своих уроках физики я использую различные образовательные технологии: проблемное обучение, игровые технологии, групповые технологии.

Например, в 9 классе после изучения раздела «Динамика. Сила упругости» провожу урок-расследование, в котором класс делится на  команды. Им предлагаются раздаточные материалы представленные на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Раздаточный материал

                                                                             

Для решения Дела разрешается пользоваться дополнительной литературой и также поиском в сети интернет. Побеждает то «детективное агентство», которое правильно ответила на большинство главных вопросов расследования. После проведения игры  подводятся итоги, и победители награждаются хорошими оценками и грамотами. Команда выступает и проговаривает ответы на вопросы. Такие уроки проходят очень эмоционально, ведь здесь каждый несёт ответственность не только за себя, но и за всю команду.

Также создаётся ситуация успеха, мотивирующая учащихся к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Из сказанного видно, что системно-деятельностный подход реально приходит в образование, с его помощью мы решим такой сложный вопрос, как научить учиться. Такой вид игр проводятся и на районном уровне в Невском районе Санкт-Петербурга. Самые лучшие команды участвуют в районном туре. Подготовка к таким урокам занимает намного больше времени, но мы всегда получим положительный результат, ведь именно на таких уроках развивается личность, способная к самостоятельной творческой деятельности, развивается теоретическое и логическое  мышление, информационные и коммуникативные компетентности,  те качества личности, которые отвечают требованиям современного общества.

Список литературы

  1. Анофрикова С.В, Бобкова М.А, Бордонская Л.А. Методика преподавания физики в средней школе:частные вопросы. Учебное пособие для студентов пед.ин-тов по физ.-мат.спец. Под редакцией С.Е. Каменецкого, Л.А.Ивановой.-М.:Просвещение, 1987.-336
  2. Маншиньян А.А. Теоретические основы создания и применения технологий обучения. – М.: Прометей, 1999. - 136 с.
  3. Эвенчик Э. Е. Преподавание механики в курсе физики средней школы / Акад. пед. наук СССР. - М. : Просвещение, 1967. - 179 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее