ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

40

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (152), Январь ‘24

Дата публикации 16.01.2024

Поделиться

Цель статьи заключается в рассмотрени и объяснении проблемного обучения при изучении физики.

Главным критерием хорошего образования всегда являлись социальные результаты по итогу обучения в школе. У каждого выпускника должно формироваться способность к творческому мышлению, уметь решать возникшие на жизненном пути проблемы как стандартным путём, так и наоборот - нестандартным. Для этого в школе на каждом уроке надо создать обязательные условия, которые будут обеспечивать  повышение интеллектуального потенциала школьника и в дальнейшем его успешное жизненное самоопределение.

Одной из главных целей школьного образования это развить у учащихся такие умения как самостоятельность в постановке учебных целей, составлять пути их реализации. То есть сформировать навык учиться и тем самым  овладевать универсальными учебными действиями.

Для развития подобных навыков подходит технология проблемного обучения. Проблемное обучение представляет из себя систему с такими действиями как: организация проблемных ситуаций, формулировка проблем, оказание помощи ученикам в их решении, проверка этих решений и руководство процессом систематизации и закрепления приобретённых знаний.

То есть суть проблемного обучения заключается в том, что бы создать проблемную ситуацию, осознать ее затем принятие  и решение этих ситуаций учениками при их полной самостоятельности.

Самым главным элементам проблемного обучения является сама проблемная ситуация, ее основу составляет противоречие, которое в последствие приводит к появлению проблемной ситуации. Проблема находится в таком задание, для которого не достаточно знаний и умений, что в свою очередь уже вызывает нужду усвоить новые знания. Так же в этот момент появляется противоречие, что представляет из себя началом появление проблемы.

Для того что бы учащиеся начали пытаться вникнуть в процесс решения проблемы, необходимо, что бы проблема находилась в зоне ближайшего развития. После того как ученики приняли проблему, данная проблема становится проблемной задачей. По мере решения этой задачи, ученики получают как новые знания, так и умения.

Проблемная задача это не просто задача, а задача, которая не имеет в свою очередь обычного пути ее решения. В примере проблемных задач могут являться абсолютно любые задачи, такие как качественные задачи, экспериментальные задачи, главное, что бы по мере решения данных задач учащиеся сами искали пути решения, тем самым получая новые знания и способы деятельности.  В процессе решения задания, обязательно анализировать теоретические и экспериментальные противоречия, выражать свои предположения и предполагать какие нужны методы решения.

Есть три способа для того что бы создать проблемную ситуацию:

·       между научными знаниями и жизненным опытом учащихся;

·  процесс познания, иными словами, между ранее усвоенными и новыми знаниями. Они появляются потому, что на каждом этапе обучения физические явления и объекты изучаются на определённом уровне и на новом этапе может существовать несоответствие новых и ранее усвоенных знаний;

·   реальный мир, объективная действительность, которые отражены в курсе физики средней школы.

Так же на уроках физики для создания проблемной ситуации можно использовать и другие приёмы, например рассказать разные точки зрения на одинаковые физические явления, решать задачи с избыточным количеством данным или наоборот с недостаточным.

Так, при изучении относительности механического движения учащимся может быть предложена качественная задача: «Почему верхние спицы быстро катящегося колеса «сливаются», в то время как нижние видны раздельно?». В данной трактовке это задача не имеет в себе никакого противоречия, но если эту задачу озвучить как: «Велосипедист во время движения заметил, что все спицы колеса движутся с одинаковой скоростью. А наблюдатель, находящийся на обочине дороги, увидел, что верхние спицы «сливаются», а нижние видны раздельно, т.е. движутся с различной скоростью. Так одинаковы или различны скорости спиц колеса?». уже в такой формулировке задача приобретает противоречие и уже в свою очередь возможно создание проблемной ситуации.

Так же в качестве примера проблемной ситуации по теме трение можно предложить ответить на вопрос. в каком случае работа по перемещению карандаша больше? Когда его взяли за один конец и передвинули вдоль своей длины на расстояние собственной длины или когда его повернули изначально на 180 градусов и покатили на расстояние собственной длины?

Если приводить примеры по другим темам физики, то можно задать следующие вопросы:: «почему вода в озерах полностью не замерзает?» , «есть ли на земле места, где тела будут меньше весить?» , «почему муха может летать внутри едущего автомобиля, а не ударятся об заднее стекло?», « если на луне сила притяжения в 6 раз слабее, и мы заполним один из лунных кратеров водой и поместим туда корабль с осадком в 5 метров на земле, изменится ли глубина погружения данного судна на луне?».

Проблемное обучение и его отдельные элементы можно включать на любом уроке физики.

Для того, что бы на уроке организовать проблемное обучение, необходимо подготовить учителя к подобным урокам. Сама подготовка заключается в том, что бы провести полный анализ темы урока, обратить внимание на то содержание, которое может оказаться для учащихся проблемным. Учитель должен уметь не только находить противоречие, но так же уметь подводить учеников к обнаружению этих противоречий.

Деятельность самих учащихся имеет ряд своих особенностей. учащихся при проблемном обучении также имеет свои особенности. Учащимся присуща следующая последовательность. Сначала происходит анализ проблемной ситуации, затем идёт формирование учебной проблемы или принятие формулировки проблемы, предложенной учителем. Заканчивается это решением проблемы: выдвижение своихгипотез, их обоснование и доказательства, проверка правильности решения.

Анализ деятельности учителя и учащихся показывает, что в процессе проблемной беседы учащиеся самостоятельно осуществляют все основные познавательные действия, необходимые для решения проблемы, а учитель руководит этой деятельностью. Это помогает развивать такие вещи как творческое мышление, так же развивает способности к самообразованию.

Таблица 1.

Структура деятельности учителя и учащихся при проведении проблемной беседы

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Создает проблемную ситуацию, мотивирует к формулировке учебной проблемы

Анализирует проблемную ситуацию и формулирует учебную проблему

2

Мотивирует учащихся к анализу проблемы, помогает с актуализацией необходимых знаний. Организует деятельность по приобретению новых знаний и способов деятельности. Оценивает решения, предлагаемые учащимися

Анализируют проблему, предлагают возможные варианты ее решения. Приобретают новые знания и способы деятельности

3

Руководит решением проблемной задачи и его проверкой

Реализуют найденное решение задачи и проверяют его

 

Уроки с проблемным обучением проходят очень эмоционально, так как каждый учащийся выдвигает свою гипотезу и пытается её доказать, вместе с этим пытаясь опровергнуть гипотезы озвученные другими учащимися.

Список литературы

  1. Анофрикова С.В, Бобкова М.А, Бордонская Л.А. Методика преподавания физики в средней школе:частные вопросы. Учебное пособие для студентов пед.ин-тов по физ.-мат.спец. Под редакцией С.Е. Каменецкого, Л.А.Ивановой.-М.:Просвещение, 1987.-336
  2. Маншиньян А.А. Теоретические основы создания и применения технологий обучения. – М.: Прометей, 1999. - 136 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее