РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ФИЗИКИ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

63

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (163), Апрель ‘24

Дата публикации 02.04.2024

Поделиться

Целью статьи является рассмотрение методов развития познавательной деятельности на уроках физики.

Одной из главных задач в образовании является создание познавательного интереса у учеников. Который проявляется в желании учеников получить как можно более высокие оценки по предмету физики, что в свою очередь связано с развитием собственных волевых усилий и развития ума. Большой интерес учеников напрямую связан с интересным преподаванием своего предмета от учителя. Другими словами интересный урок порождает познавательный интерес учеников. И на сегодняшний день проблема формирования и развитие познавательного интереса является очень значимой.

Для развития уже сформированного познавательного интереса существуют различные методы организации учебновоспитательного процесса, которые направлены именно на активизацию познавательной деятельности.

Например для развития познавательного интереса помогает игровая деятельность. Важно отметить, что игра возможно только в том случае, когда сами ученики и учителя в ней заинтересованы, то есть познавательный интерес учеников уже сформирован. Результатом деловой игры становится коллективное решение задачи, а проблемная ситуация, необходимая для активизации деятельности школьников, возникает как бы самопроизвольно: она предопределена правилами и условиями протекания самой игры. Так, для проведения игры "Полёт в космос" (7-9 классы), ребятам необходимо использовать дополнительную литературу, расширяя свой кругозор, нужно подобрать вопросы для инопланетян, сконструировать приборы, приготовить рюкзак с запасом пищи, подумать о топливе. Это фантазия и реальность!

Игровой элемент урока, рассчитанный на смекалку, развивает активность, вызывает интерес. "Опровергните мои слова: Говорят, что курица плавает, а утка тонет". Учащийся должен начать свой ответ словами: "Нет, этого не может быть потому, что ... " Или: "Говорят, что сначала услышим гром, а потом сверкнёт молния". Такие противоречивые выражения результативно "работают" в любом классе, по любой теме и на любом уровне, т.е. подобная работа полезна и в ходе изучения темы, и при повторении и закреплении знаний.

Так же очень хорошо для развития познавательного интереса помогает решение различных задач. Так как оно направлено на формирование и развитие физических понятий, а так же очень сильно улучшает физическое мышление у учеников и их умения использовать полученные знания на практике. Не обязательно ученикам запоминать все формулы наизусть, можно отвести в рабочей тетради место, где ученики будут записывать все изученные ими формулы, физические величины, единицы измерения. Во время решения заданий, ученики будут постоянно подсматривать в таблицу, что в свою очередь приведет к тому, что большая часть детей непроизвольно запомнит данные формулы наизусть. Что в свою очередь отразится на качественном запоминании учебной информации. При подготовке практического урока, задачи стоит подбирать так, что бы каждая последующая задача позволяла посмотреть на материал с другой стороны. То есть каждый последующий вопрос дополнял предыдущий и учеников появлялось желание узнать что будет дальше. Для примера приведем следующий список возможных вопросов:

  1. Луч света из вакума падает на стекло, как пойдет преломленный луч?
  2. Как пойдет луч, который вышел из пластинки вновь в вакум?
  3. Что будет если существует воздушная прослойка?

Данные методы позволят развить познавательный интерес учеников. Но важно помнить, что данные методы работают в том случае, если познавательный интерес уже сформирован, в противном случае методы с большой вероятностью не дадут никакого результата.

Список литературы

  1. Анофрикова С.В, Бобкова М.А, Бордонская Л.А. Методика преподавания физики в средней школе:частные вопросы. Учебное пособие для студентов пед.ин-тов по физ.-мат.спец. Под редакцией С.Е. Каменецкого, Л.А.Ивановой.-М.:Просвещение, 2016.-336
  2. Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению.//Физика в школе - 1999. - № 2 - с. 92-93
  3. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М .: Просвещение, 1999. - 112 c.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее