КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

1

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 41 (43), декабрь ‘21

Дата публикации 09.12.2021

Поделиться

Данная статья раскрывает специфику конфликтов, возникающих внутри детского коллектива и направлена на улучшение психологического климата в классе, путем внедрения популярных и наиболее действенных методик, которые описаны в данной статье.

На современном этапе развития системы образования, когда на первый план выступают идеи гуманизма и толерантности, забота о физическом и психическом здоровье ребенка, проблема конфликтов представляется чрезвычайно важной.

Исследование динамики отношений в учебно-воспитательном процессе на этапе формирования учебной деятельности обусловлено в связи с усилением конфликтности и напряженности в различных сферах жизни. Сегодня по всему миру наблюдается нарастание агрессивной атмосферы, ожесточённости. Это касается не только межнациональных отношений, но и отношений между отдельными людьми.

По мнению Шалагиновой К.С., младшие школьники как особая социальная возрастная группа оказались наиболее восприимчивыми к деструктивным внешним воздействиям СМИ, компьютерным играм, поведению старших по возрасту подростков и взрослых [4, с.97].

В связи с этим отмечается тот факт, что агрессивность как негативное социальное явление значительно помолодела. Если раньше речь шла о начальных проявлениях агрессивности преимущественно в подростковой возрасте, то теперь данная проблема стала актуальной и для начальной школы. Это в значительной степени формирует конфликтное поведение, которое отрицательно сказывается и на развитии отдельного ребенка, и в целом на весь учебно-воспитательный процесс начальной школы.

Начальная школа, являясь социальным институтом, испытывает прямое влияние обострения противоречий в обществе. Поскольку в ней пересекаются учебная, трудовая и семейная деятельность людей, в школьные конфликты вовлечены участники различного статуса и возраста. Даже не являясь участниками конфликта, учащиеся могут ощутить его негативные последствия и усвоить отрицательные стереотипы поведения.

Младший школьный возраст отличается высокой эмоциональностью и восприимчивостью, поэтому конфликты, которые возникают в этом возрасте чаще всего основаны на эмоциях и личном неприятии друг друга.

В начальной школе могут встречаться разные виды конфликтов. Межличностные, межличностно-групповые и межгрупповые конфликты. Они не лучшим образом сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты отрицательно влияют как на конфликтующих, так и на классный коллектив в целом, что приводит к низкому качеству знаний, неблагоприятному социально – психологическому климату и в конечном итоге может привести к жестокости по отношению друг к другу со стороны обучающихся [2, с.214].

В результате исследований учащихся начальных классов на предмет конфликтности ситуации обучения Б.И. Хасан пришел к выводу, что современная психология конфликта, должна рассматриваться в соответствии с выделенной структурой конфликта состоящей из пяти не сводимых друг к дугу конфликтных факторов. Материалом конфликта являются: статус в иерархизированной системе отношений; идентичность: «Я не хуже, чем…»; столкновение Я-инстанции; чувство самоценности; чувство ответственности [3, с.135].

Исследования, которые провел Б.И. Хасан позволяют предположить, что конфликты вертикальных отношений играют большую роль во взаимодействии первоклассников. Большая часть из них разрешается к концу второго класса, т.е наблюдается тенденция стабилизации отношений с учителем и статуса детей в отношении к учителю. А на конец второго класса дети значительно больше начинают решать учебно-предметные задачи, чем задачи отношений [3, с. 148].

Одной из главных причин возникновения конфликтов в 1-м – 4-м классах является проблема адаптации младших школьников к новой для них среде и формирование у них навыков школьной деятельности. При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Причиной конфликта может стать возникшее недопонимание между взрослым и ребенком из-за недостаточной в этом возрасте регуляции ребенком собственного поведения, а взрослым эти действия ребенка расцениваются как хулиганские. М.М. Рыбакова отмечает, что у детей этого возраста часто возникают конфликты поступков, в основе которых лежит потребность в игре.

Одной из причин конфликтов между взрослыми и детьми является низкая педагогическая и психологическая культура родителей, конфликтологическая некомпетентность педагогов. Так как в младшем школьном возрасте открыто проявляются не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей, безконфликтное взаимодействие родителей и педагога в начальной школе важно как никогда.

Особенностью конфликтных ситуаций в начальной школе является то, что поведение ребенка в кризисные периоды развития, каким является поступление в школу, не может быть преодолено только изменением педагогической системы. Необходимо снятие остроты внешней формы конфликта, достижение его большей продуктивности. Положительное разрешение конфликта зависит от конфликтной компетентности педагога- умения различать и выделять основания детского конфликта. Взрослый в этот период должен выступать, прежде всего, в качестве носителя образа действия, создавая атмосферу сотрудничества и взаимопонимания [1-167 с.].

В рамках прохождения преддипломной практики мы провели диагностику общего уровня конфликтности младших школьников. Основой диагностики послужило анкетирование и тестирование обучающихся 2-х классов, и беседа с преподавателями, работающими в этом классе. На основе полученных результатов нами были разработаны и проведены классные часы и различные игры-упражнения с целью профилактики конфликтного поведения младших школьников.

На основе проведенных исследований мы пришли к выводу, что основные поводы для развития конфликта– грубость, озлобленность, эмоциональная несдержанность. Наиболее распространены среди обучающихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В младших классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех учеников с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. Данные проявления конфликтности связаны с возрастными особенностями школьников.

Подводя итоги, можно отметить, что основная часть исследовательской работы в области педагогической конфликтологии направлена на осмысление причин школьных конфликтов и создание дидактических установок. Представляется важным обозначение структуры причин, провоцирующих проявление конфликтогенного состояния как личности ученика или педагога, так и самого школьного социума. Знание этих причин позволяет объективно определить условия, которые их порождают. И поэтому, оказывая воздействие на эти условия, т.е. организовывая процесс обучения с учетом этих признаков, возможно целенаправленное влияние на возникновение конфликта и характер его последствий. То есть, зная причины и условия школьных конфликтов, можно лучше разобраться в природе самого конфликта и определить методы воздействия на него или избрать оптимальные модели поведения.

Список литературы

  1. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. —М.: Проспект, 2016. - 336 c.
  2. Зеленков, М.Ю. Конфликтология: Учебник для бакалавров / М.Ю. Зеленков. —М.: Дашков и К, 2015. - 324 c.
  3. Уткин, Э. А. Конфликтология. Теория и практика / Э.А. Уткин. —М.: Ассоциация авторов и писателей "ТАНДЕМ", ЭКСМОС, 2016. - 272 c
  4. Шалагинова, К.С. Пути предупреждения школьных конфликтов: анализ современного состояния проблемы и опыт работы с различными субъектами образовательного процесса/ К.С. Шалагинова, Е.В. Декина, С.А. Черкасова. —North Carolina, USA, 2018. — 199с
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее