РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

71

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 44 (142), Ноябрь ‘23

Дата публикации 07.11.2023

Поделиться

В данной статье описываются проблемы, связанные с пониманием значимости семьи для ребенка в современное время. В работе анализируются психологические изменения личности несовершеннолетнего, вызываемые различными факторами. Одним из ярких примеров может являться, например, расторжение брака родителей, отрицательное взаимодействие с одним или обоими родителями, а также переоценка устоявшихся нравственных ценностей и межличностных взаимоотношений с социумом на базе полученного психологического негативного опыта с подменой ценностей и примерами взаимоотношений взрослых в конфликтных ситуациях.

Семья – является первым социальным институтом на пути социализации личности ребенка, где возможно быстрое освоение первичных навыков выживания и адаптации в обществе. Именно родители обучают правилам, принципам существования социума, морали, ответственности, ведению хозяйства и другое не только прямо взаимодействуя с малышом в игровой форме, но и косвенно, взаимодействуя уже с обществом и другими взрослыми личностями.

Следя за действиями взрослых, которые являются доступными моделями «идеальной» личности, ребенок в период раннего детства начинает повторять их действия и диалоги, стараясь понять принцип общения и способы получения желаемого, как, например, покупка игрушек, вкусных леденцов или требование от игрушки каких-либо действий, объясняя причину недовольства. Позже повторение переиначивается в изучение профессий, своей будущей роли в семье в период дошкольного возраста на основе поведения выбранных моделей практического обучения, например, работа кассиром, врачом, полицейским, игра в дочки-матери и т. п. Также происходит усложнение общения на интересные темы уже подрастающему человеку, начиная осознавать цель самой беседы и информации с последующим ее анализом. Так закладывается главная основа здоровой личности человека, способная полноценно существовать и передать полученные знания своим потомкам, однако для развития такой личности недостаточно исключительно общение с родными. [1, с. 59] Стоит отметить, что на ребенка влияет множество факторов, одним из которых является благоприятный климат в семье.

Частые конфликты, ссоры, неправомерное поведение негативно сказываются на психике ребенка, искажая восприятие мира и установок социума, из-за чего возникают невротические потребности и асоциальное поведение, благодаря чему возрастает угроза общественной безопасности. Это связано с тем, что личность до середины подросткового периода считает себя причиной возникновения стрессовых ситуаций: происходящие конфликты родителей между собой, родителей с воспитателями и другими родственниками.

Сильное потрясение у ребенка возникает, если один из родителей проявляет агрессию по отношению к своему(ей) супругу(е), часто злоупотребляет вредными или запрещенными веществами, или же когда родители принимают решение о разводе. В таком случае его психика деформируется и искажает восприятие до такой степени, что он может посчитать себя виновным в таких отношениях родных и попытаться «избавить» дорогих людей от себя, покончив собой, либо посчитать желание, разорвать семью, предательством в отношении себя. С этого момента ребенок может перестать общаться с одним или обоими родителями. В свою очередь, родитель, с которым не живет несовершеннолетний, должен выплачивать алименты в размере одной четвертой с заработной платы для поддержания его стабильного развития. [2, с. 143] При этом не все родители в такой ситуации стремятся общаться со своим ребенком.

После расторжения брака родитель может игнорировать различные попытки дочери или сына, или нескольких детей связаться с ним, что может негативно отразиться на понимании мира подрастающего поколения. Усиливается недоверие к одному родителю или к обоим, воспринимая первого как предателя, а второго – как слабого, беспомощного и неспособного сохранить целостность важной части в жизни юной личности человека. Это может развить в ребенке недоверие к окружающим людям, а также эгоистичному и в некотором роде эксплуататорскому отношению к ним.

К сожалению, подобные случаи способен вызвать девиантное поведение, как крик о помощи или протест на действия родителей разорвать между собой отношения.

Главной проблемой заключается долгое пребывание ребенка в подобном состоянии, так как это способно спровоцировать возникновение противоправных действий, ухудшения собственного здоровья посредством раннего употребления табачных средств, спиртных напитков и даже наркотических средств, начиная с самых легких, как спайсы, и заканчивая тяжелыми, как героин, кокаин. [3, с. 52]

В подобных случаях ребенок стремится либо привлечь внимание родителей с целью вернуть прошедшие семейные отношения, либо уйти из реальности, не в силах выдержать подобную эмоциональную нагрузку в юном возрасте. Плачевным результатом может оказаться:

  1. Передозировка наркотическими средствами, в результате повлекшие смерть;
  2. Проявление делинквентного поведения, что поспособствовало правонарушению и после административной или уголовной ответственности несовершеннолетнего.
  3. Вовлечение несовершеннолетнего в виртуальные игры, где он может чувствовать себя не обделенным и погрузившимся в иной мир. [4]

Подсознательно ребенок до подросткового возраста включительно воспринимает себя виновным во всех происходящих конфликтах, ссорах между родственниками и проблемами с окружающими. Именно субъективизм является тем фактором, который мешает проанализировать отдельно какое-либо возникшее разногласие между родителями, представляя причиной данной ситуации себя. Это связано с тем, что ещё не прошли полноценно социальная и психологическая адаптации человека с физиологическими изменениями, которые способствуют объективному восприятию мира и существования общества.

Статистические данные показывают, что за текущий период времени 2023 года количество суицидов среди молодежи в возрасте от 10 до 19 лет увеличилось на 20% в сравнении с предыдущим годом. Эксперты отмечают, что основными факторами стали психические проблемы и наличие стрессовых ситуаций в семье, школе и отсутствие поддержки со стороны взрослых. [5]

Подведя итоги, можно сказать, что ключевыми психологическими аспектами, которые способны возникнуть при разводе родителей, являются:

  1.  Эмоциональная нестабильность, когда ребенок испытывает широкий спектр эмоций, например, как: гнев, вину, страх, смятение, печаль и т. п. Может часто и довольно резко меняться настроение, испытывать эмоциональные всплески из-за потери стабильности и безопасности, которую обеспечивает именно полноценная семья, создавая ощущение окружения «непреступной стеной», а также вызывая чувства разочарования и предательства как в родителях, так и во всем мире, распространяя действия близких на остальное окружения;
  2.  Потеря доверия к родителям и самому себе из-за произошедшей ситуации (развода). Вследствие этого ребенок или же подросток может начать сомневаться в любви и заботе родителей в отношении себя, а также в своих собственных способностях, что приводит к низкой самооценке и уверенности в себе;
  3.  Смешанные лояльности, когда подросток может ощущать смешанные чувства и лояльности к обоим родителям. Испытывается внутриличностный конфликт между желанием поддержать обоих родителей и чувством разделенности. Вследствие этого может возникнуть чувство вины и страха потерять частичку себя, то есть одного из родителей;
  4.  Изменение отношений с родителями: общаться с обоими родителями, помнив их действия, с одним из родителей, видя в другом предателя, или разрушив теплые и стабильные отношения с обоими родителями, видя их предателями;
  5.  Стремление к нормализации своей жизни после развода родителей, найти новые источники поддержки в лице классного руководителя, друга или друзей и т. п.;
  6.  Потребность в поддержке и понимании со стороны родителей, других взрослых и сверстников. Ему нужно чувствовать, что все его испытываемые эмоции и опасения принимают всерьез, что он важен его окружению, и не остается один.

Психологические особенности личности подростка при разводе родителей могут быть сложными и довольно разнообразными. Важно не забывать, что в подобные периоды ребенку требуется поддержка, так как семья для него – это целостность системы, в которой царит безопасность и тепло, а при разрушении семьи начинают возникать опасения за родных и себя. Возрастает недоверие к окружающему миру, который мог способствовать разрушению его первого и очень важного места становления как личности на начальном этапе адаптации, так как может возникнуть искажение восприятия определенных элементов существования социума, что способно привести к негативным и иногда трагическим последствиям.

Список литературы

  1. Ананьев О.Г., Ананьева Ж.Н. Развитие эмоциональной сферы подростков как важного фактора формирования их личности субъектами воспитания//Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». 2021. № 24. С. 57-63.
  2. Ананьева Е.О. Профилактика распространения идей, связанных с суицидом, среди молодежи.//В сборнике: Башкатовские чтения: "Психология притеснения и деструктивного поведения в детско-подростковой среде". материалы шестнадцатой Всероссийской научно-практической конференции посвящённой памяти доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Ивана Павловича Башкатова. 2016. С. 141-144.
  3. Ананьева Е.О., Ананьева Ж.Н. Самоуничтожение: проблемы возникновения и профилактики суицидального поведения среди молодежи.//В сборнике: Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности. материалы VII Международной научно-практической конференции посвящённой видному учёному-педагогу, профессору Куфаеву Василию Исидоровичу (1894-1977). 2019. С. 51-54.
  4. Ананьева Ж.Н. Психологическая характеристика интересов учащихся школ//в сборнике: Человек: Преступление и Наказание. Сборник материалов Международной научно-теоретической конференции адъюнктов, аспирантов, соискателей, курсантов и студентов. В трех частях. Рязань, 2020. С. 6-13.
  5. Статистика самоубийств подростков и детей в России в 2023 году: актуальные данные. – (Электронный ресурс). – URL: https://aktosr.ru/novosti/statistika-samoubiystv-podrostkov-i-detey-v-rossii-v-2023-godu-aktualnye-dannye?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (дата обращения 06.11.2023 г).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее