Семья – является первым социальным институтом на пути социализации личности ребенка, где возможно быстрое освоение первичных навыков выживания и адаптации в обществе. Именно родители обучают правилам, принципам существования социума, морали, ответственности, ведению хозяйства и другое не только прямо взаимодействуя с малышом в игровой форме, но и косвенно, взаимодействуя уже с обществом и другими взрослыми личностями.
Следя за действиями взрослых, которые являются доступными моделями «идеальной» личности, ребенок в период раннего детства начинает повторять их действия и диалоги, стараясь понять принцип общения и способы получения желаемого, как, например, покупка игрушек, вкусных леденцов или требование от игрушки каких-либо действий, объясняя причину недовольства. Позже повторение переиначивается в изучение профессий, своей будущей роли в семье в период дошкольного возраста на основе поведения выбранных моделей практического обучения, например, работа кассиром, врачом, полицейским, игра в дочки-матери и т. п. Также происходит усложнение общения на интересные темы уже подрастающему человеку, начиная осознавать цель самой беседы и информации с последующим ее анализом. Так закладывается главная основа здоровой личности человека, способная полноценно существовать и передать полученные знания своим потомкам, однако для развития такой личности недостаточно исключительно общение с родными. [1, с. 59] Стоит отметить, что на ребенка влияет множество факторов, одним из которых является благоприятный климат в семье.
Частые конфликты, ссоры, неправомерное поведение негативно сказываются на психике ребенка, искажая восприятие мира и установок социума, из-за чего возникают невротические потребности и асоциальное поведение, благодаря чему возрастает угроза общественной безопасности. Это связано с тем, что личность до середины подросткового периода считает себя причиной возникновения стрессовых ситуаций: происходящие конфликты родителей между собой, родителей с воспитателями и другими родственниками.
Сильное потрясение у ребенка возникает, если один из родителей проявляет агрессию по отношению к своему(ей) супругу(е), часто злоупотребляет вредными или запрещенными веществами, или же когда родители принимают решение о разводе. В таком случае его психика деформируется и искажает восприятие до такой степени, что он может посчитать себя виновным в таких отношениях родных и попытаться «избавить» дорогих людей от себя, покончив собой, либо посчитать желание, разорвать семью, предательством в отношении себя. С этого момента ребенок может перестать общаться с одним или обоими родителями. В свою очередь, родитель, с которым не живет несовершеннолетний, должен выплачивать алименты в размере одной четвертой с заработной платы для поддержания его стабильного развития. [2, с. 143] При этом не все родители в такой ситуации стремятся общаться со своим ребенком.
После расторжения брака родитель может игнорировать различные попытки дочери или сына, или нескольких детей связаться с ним, что может негативно отразиться на понимании мира подрастающего поколения. Усиливается недоверие к одному родителю или к обоим, воспринимая первого как предателя, а второго – как слабого, беспомощного и неспособного сохранить целостность важной части в жизни юной личности человека. Это может развить в ребенке недоверие к окружающим людям, а также эгоистичному и в некотором роде эксплуататорскому отношению к ним.
К сожалению, подобные случаи способен вызвать девиантное поведение, как крик о помощи или протест на действия родителей разорвать между собой отношения.
Главной проблемой заключается долгое пребывание ребенка в подобном состоянии, так как это способно спровоцировать возникновение противоправных действий, ухудшения собственного здоровья посредством раннего употребления табачных средств, спиртных напитков и даже наркотических средств, начиная с самых легких, как спайсы, и заканчивая тяжелыми, как героин, кокаин. [3, с. 52]
В подобных случаях ребенок стремится либо привлечь внимание родителей с целью вернуть прошедшие семейные отношения, либо уйти из реальности, не в силах выдержать подобную эмоциональную нагрузку в юном возрасте. Плачевным результатом может оказаться:
- Передозировка наркотическими средствами, в результате повлекшие смерть;
- Проявление делинквентного поведения, что поспособствовало правонарушению и после административной или уголовной ответственности несовершеннолетнего.
- Вовлечение несовершеннолетнего в виртуальные игры, где он может чувствовать себя не обделенным и погрузившимся в иной мир. [4]
Подсознательно ребенок до подросткового возраста включительно воспринимает себя виновным во всех происходящих конфликтах, ссорах между родственниками и проблемами с окружающими. Именно субъективизм является тем фактором, который мешает проанализировать отдельно какое-либо возникшее разногласие между родителями, представляя причиной данной ситуации себя. Это связано с тем, что ещё не прошли полноценно социальная и психологическая адаптации человека с физиологическими изменениями, которые способствуют объективному восприятию мира и существования общества.
Статистические данные показывают, что за текущий период времени 2023 года количество суицидов среди молодежи в возрасте от 10 до 19 лет увеличилось на 20% в сравнении с предыдущим годом. Эксперты отмечают, что основными факторами стали психические проблемы и наличие стрессовых ситуаций в семье, школе и отсутствие поддержки со стороны взрослых. [5]
Подведя итоги, можно сказать, что ключевыми психологическими аспектами, которые способны возникнуть при разводе родителей, являются:
- Эмоциональная нестабильность, когда ребенок испытывает широкий спектр эмоций, например, как: гнев, вину, страх, смятение, печаль и т. п. Может часто и довольно резко меняться настроение, испытывать эмоциональные всплески из-за потери стабильности и безопасности, которую обеспечивает именно полноценная семья, создавая ощущение окружения «непреступной стеной», а также вызывая чувства разочарования и предательства как в родителях, так и во всем мире, распространяя действия близких на остальное окружения;
- Потеря доверия к родителям и самому себе из-за произошедшей ситуации (развода). Вследствие этого ребенок или же подросток может начать сомневаться в любви и заботе родителей в отношении себя, а также в своих собственных способностях, что приводит к низкой самооценке и уверенности в себе;
- Смешанные лояльности, когда подросток может ощущать смешанные чувства и лояльности к обоим родителям. Испытывается внутриличностный конфликт между желанием поддержать обоих родителей и чувством разделенности. Вследствие этого может возникнуть чувство вины и страха потерять частичку себя, то есть одного из родителей;
- Изменение отношений с родителями: общаться с обоими родителями, помнив их действия, с одним из родителей, видя в другом предателя, или разрушив теплые и стабильные отношения с обоими родителями, видя их предателями;
- Стремление к нормализации своей жизни после развода родителей, найти новые источники поддержки в лице классного руководителя, друга или друзей и т. п.;
- Потребность в поддержке и понимании со стороны родителей, других взрослых и сверстников. Ему нужно чувствовать, что все его испытываемые эмоции и опасения принимают всерьез, что он важен его окружению, и не остается один.
Психологические особенности личности подростка при разводе родителей могут быть сложными и довольно разнообразными. Важно не забывать, что в подобные периоды ребенку требуется поддержка, так как семья для него – это целостность системы, в которой царит безопасность и тепло, а при разрушении семьи начинают возникать опасения за родных и себя. Возрастает недоверие к окружающему миру, который мог способствовать разрушению его первого и очень важного места становления как личности на начальном этапе адаптации, так как может возникнуть искажение восприятия определенных элементов существования социума, что способно привести к негативным и иногда трагическим последствиям.
Список литературы
- Ананьев О.Г., Ананьева Ж.Н. Развитие эмоциональной сферы подростков как важного фактора формирования их личности субъектами воспитания//Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». 2021. № 24. С. 57-63.
- Ананьева Е.О. Профилактика распространения идей, связанных с суицидом, среди молодежи.//В сборнике: Башкатовские чтения: "Психология притеснения и деструктивного поведения в детско-подростковой среде". материалы шестнадцатой Всероссийской научно-практической конференции посвящённой памяти доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Ивана Павловича Башкатова. 2016. С. 141-144.
- Ананьева Е.О., Ананьева Ж.Н. Самоуничтожение: проблемы возникновения и профилактики суицидального поведения среди молодежи.//В сборнике: Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности. материалы VII Международной научно-практической конференции посвящённой видному учёному-педагогу, профессору Куфаеву Василию Исидоровичу (1894-1977). 2019. С. 51-54.
- Ананьева Ж.Н. Психологическая характеристика интересов учащихся школ//в сборнике: Человек: Преступление и Наказание. Сборник материалов Международной научно-теоретической конференции адъюнктов, аспирантов, соискателей, курсантов и студентов. В трех частях. Рязань, 2020. С. 6-13.
- Статистика самоубийств подростков и детей в России в 2023 году: актуальные данные. – (Электронный ресурс). – URL: https://aktosr.ru/novosti/statistika-samoubiystv-podrostkov-i-detey-v-rossii-v-2023-godu-aktualnye-dannye?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (дата обращения 06.11.2023 г).