ЭВОЛЮЦИЯ КИТАЙСКОГО ЦЕРЕМОНИАЛА

ЭВОЛЮЦИЯ КИТАЙСКОГО ЦЕРЕМОНИАЛА

Авторы публикации

Рубрика

История

Просмотры

146

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (174), Июнь ‘24

Дата публикации 23.06.2024

Поделиться

В статье проводится анализ двух форм этикета приветствия коленопреклонения и «выражение лица». Были изучены и проанализированы девять форм коленопреклонения, это было сделано для того, чтобы определить их, общие черты, а также выявить отличительные признаки.

Изучая Китайский церемониал, мы окунаемся в неотъемлемую часть наследия китайской культуры. И влиянием его на близлежащие страны.

Российские историки давно интересуется традиционной культурой Китая. В их научных работах изучается не только этикет, как основа китайской идентичности, а также и другие аспекты китайского общества. Погружаясь в изучение китайского этикета, мы видим то, как тесно в нем связаны философия с образовательными идеями.

Современные исследования китайского этикета отражают процесс становления современной социально-гуманитарной науки в Китае. Китайские ученые активно изучают происхождение и разнообразие форм традиционного китайского этикета. Однако в сравнительном анализе форм этикета в китайских источниках имеются некоторые нюансы, которые требуют дальнейших исследований.

В рамках данной работы мы провели сравнение двух форм этикета приветствия коленопреклонения и «выражение лица». Были изучены и проанализированы девять форм коленопреклонения, это было сделано для того, чтобы определить их, общие черты, а также выявить отличительные признаки. Чтобы понять, как зародился китайский церемониал в рамках культурной традиции, мы должны проследить его эволюции  в каждой конкретной эпохе.

Церемониал всегда занимал в Китае центральное место в культуре. С помощью него складывался личный опыт людей, их привычки, моральные и личностные качества каждого отдельного человека. Чтобы подтвердить свои слова обращусь к французского мыслителю Шарлю Луи де Монтескье.

Он высказал мнение о том, что китайское общество основано на ритуалах и церемониях. Китайский церемониал, как он говорил, служил правилами поведениями, а также и взаимодействием между людьми.

Появление философских школ также способствовало сплочению между людьми и усовершенствованию церемониалов. Недаром говорят что с падением династии Цин, наступает постепенное падение и учения Конфуцианства.

Чтобы разбираться в церемониале, нужно немного поговорить и о конфуцианстве. Конфуцианские принципы, такие как философия пяти взаимоотношений, выдвинутая Конфуцием, определяли отношение между правителем и подданным, отцом и сыном, мужем и женой, старшим и младшим братом, а также между друзьями. Эти отношения требовали соблюдение определенных форм поведения: доброта, уважение, великодушие и др.

Этикет в то время не был первостепенной потребностью и не имел большого значения для членов общества, их поведение в семье или общение в обществе формировалось случайным образом.

«В древности в Китае ни в императорских палатах, ни в домах простых людей не использовались столы и стулья. Вместо этого на пол расстилали маты, сделанные из тростника и бамбука. На этих матах люди принимали пищу, занимались чтением и обсуждали важные вопросы. Такие маты, известные как Си Цзы, стали неотъемлемой частью быта китайцев. Со временем укоренилась привычка сидеть прямо на полу. Вне зависимости от их положения в обществе, будь то члены высшего слоя, аристократия, близкие к императору или обычные люди, все они принимали одинаковую позицию, сидя на матах с перекрещенными ногами и опуская бедра на пятки. В Китае это положение известно как Цзо Цзы, и оно не подразумевает какого-либо особенного взаимоотношения между участниками, не выражая специфического уважения или почтения, а лишь представляет собой обычное сидение лицом к лицу. В случаях, когда требовалось выразить уважение, принималась другая поза: люди выпрямлялись, оттягивая бедра от пяток, принимая стоячее на коленях положение, называемое Гуй Цзы. Прикосновение руками к земле обозначалось как Бай Цзы, а касание головой земли считалось Коу Шоу – выражением глубочайшего поклонения»[1].

Со временем практика поклонения на коленях стала шире распространена. Конфуцианская философия, на протяжении многих лет имевшая ведущее значение в китайском обществе, играла ключевую роль в поддержании феодальной иерархии и патриархальных порядков. Со временем, этика Ли И, ориентированная на этикет и мораль, стала частью культурной традиции и осознанно соблюдаемого социального поведения среди населения.

Традиционные ритуалы и обычаи, укоренившиеся в китайской культуре, отражены в классических конфуцианских текстах, таких как «Чжоу ли», «И ли», «Лунь юй», «Сяо цзин», «Ли цзи», и прочих, отражающих культурные ценности китайского народа и ставших универсальными символами китайской культуры на протяжении тысячелетий.

Древний китайский ритуал Гуй Бай Ли, символизирующий уважение и почтение, становится всё более популярным. Этот обряд, предназначенный для встреч и прощаний, является одним из самых старинных и почитаемых обычаев. В начале своей истории он не нес серьезных иерархических значений, но со временем превратился в символ конфуцианского порядка и духовной практики.

Цзю Бай, комплекс обычаев поклонения на коленях, описанный в «Чжоу Ли Чунь Гуань Да Чжу», включает девять различных поклонов, среди которых особое внимание уделяется первым трем: Ци Шоу, Дунь Шоу и Кун Шоу. Знание и понимание всех девяти поклонов важно для осознания культурных традиций.

Этикетный ритуал Ци Шоу, который можно перевести как "поклон до земли", является наиболее торжественным обрядом приветствия. Суть его в том, что поклоняющийся медленно кланяется до земли, задерживаясь в этой позе. Действия выполняются негастливо и медленно, что подчеркивает уважение к высшему начальству.

Дунь Шоу, также известный как ритуал КоуТоу, предполагает быстрый ниспадающий поклон до земли, с последующим поднятием головы. Этот обряд традиционно использовался для выражения глубокого почтения и горя и призван для случаев, когда участвующие имеют равный статус или стоят на одном уровне.

Кун Шоу или Бай Шоу - это вид поклона, выполняемый на коленях, используемый при общении подчиненных с вышестоящим руководством. При этом ритуале участники сначала кланяются, соединяют руки перед собой и затем наклоняют голову до уровня сердца, не касаясь при этом земли.

Взаимные ритуалы поколений и уважение к предкам играют важную роль в китайской культуре. Поэтому практика поклонения на коленях является символом социальной субординации и отношений между поколениями. С развитием общества ритуалы приветствия руками стали более распространенными и заменили бытовой поклон на коленях.

 


[1] Вacильев Л.C. Этикет нaрoдoв Вocтoкa : нoрмaтивнaя трaдиция, ритуaл, oбычaи – М. : Вocт. лит., 2011- 332 с.

 

Список литературы

  1. Блaгoдер Ю . Г. Рoccия  и  Китaй: прaктикa двуcтoрoнней диплoмaтии  (17–18 вв.) / Ю.Г. Благодер // Ученые  зaпиcки  Кaзaнcкoгo гocудaрcтвеннoгo у ниверcитетa. – 2010. Т. 152, кн. 3, ч. 1. – С. 221-225
  2. Вacильев Л.C. Этикет нaрoдoв Вocтoкa : нoрмaтивнaя  трaдиция , ритуaл, oбычaи / Л.С. Васильев  – М. : Вocт. ли т., 2011- 332 с.
  3. Диплoмaтичеcкий cлoвaрь. – Т. 1. – 2-е  и зд. – М., 1971. – 773 с.
  4. Журавель Н. А. Протокольная служба и особенности дипломатического протокола КНР / Россия и Китай: История и перспективы сотрудничества (Благовещенск-Хэйхэ-Харбин, 18-23 Мая 2015 г.) / Благовещенский государственный педагогический университет ; [отв. ред.: Д.В. Буяров, Д.В. Кузнецов, Н.В. Киреева.]. – 2015. – С. 474 – 477
  5. История Китая. – М., 1998. – 736 с.
  6. Казакова И.В. Китайский этикет / И.В. Казаков – М.: Белая Вежа – 2017. – №2. – С. 139 – 140
  7. Кашин В. Путин в Китае / В. Кашин // Россия и Китай. – 2016. – № 21. – С. 6–8
  8. Китай в мировой и региональной политике. История и современность, выпуск XIV / под ред. Е. И. Сафроновой. – М., 2009. – 272 с.
  9. Китайская военная стратегия / сост., пер., вступ. ст. и коммент. В. В. Малявиной. – М., 2002. – 432 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее