РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРКМЕНИСТАНЕ

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРКМЕНИСТАНЕ

Авторы публикации

Рубрика

Образование

Просмотры

228

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 19 (169), Май ‘24

Дата публикации 16.05.2024

Поделиться

В статье освещены ключевые моменты, включающие в себя поиск инновационных методик в процессе образовательной деятельности после обретения независимости, воздействие международных тенденций на образовательную систему и повышенный интерес студентов к получению образования зарубежом.

Анализ эволюции системы высшего образования в Туркменистане в период с 1990 по 2023 годы имеет важное значение для понимания нескольких значимых аспектов.

В первую очередь, из-за отсутствия собственного опыта в области формирования и регулирования сферы образования, правительство страны было вынуждено искать инновационные направления и подходы в совершенствовании образовательной системы после обретения независимости, что также актуально для всех стран бывшего СССР. Туркменистан является наиболее изолированная страна бывшего СССР, где стремление к максимальной автономии сочетается с осознанием воздействия глобальных тенденций на страну и ее образовательную систему. Кроме того, многие абитуриенты из Туркменистана стремятся получить высшее обучения зарубежом, включая Россию.

В рамках данной статьи мы ставим перед собой задачу провести исследование, которое будет направлен на кросс-исторический анализ развития системы высшего образования начиная с момента обретения страной независимого статуса. Этот этап исследования позволит нам сформировать полное представление о динамике развития страны и её основных направлениях в данной области.

Также мы уделим внимание анализу ключевых аспектов эволюции системы высшего образования в Туркменистане. В ходе нашего исследования мы будем учитывать стратегические намерения и задачи, поставленные правительством, а также глобальные тренды, которые влияют на совершенствование образовательных систем во всём мире.

До распада Советского Союза в 1991 году, государственные структуры играли ведущую роль в управлении системой высшего образования в союзных странах. В то время научные сообщества и институты имели довольно ограниченное участие в этом процессе, и их вклад был малозаметным.

С началом переходного периода многие из союзных стран начали осваивать принципы децентрализации и частичной приватизации сферы высшего образования. Это привело к значительному снижению государственного вмешательства в эту сферу, что, в свою очередь, способствовало усилению ведущей роли научного сообщества и институтов [4].

Изменения, которые произошли в системе высшего образования, были инициированы рядом мировых тенденций. Они включают в себя развитие системы экономики, процессы глобализации и интернационализации в образовательной сфере, а также желанием сократить государственные затраты на образование.

Эти значительные трансформации системы высшего образования были вызваны рядом глобальных тенденций, включая, но не ограничиваясь ими, развитие экономики знаний, процессы глобализации и интернационализации образовательного пространства, а также побуждаемые стремлением к оптимизации государственных расходов на образование и прочими обстоятельствами.

Туркменистан занимает второе место по площади среди пяти государств Центральной Азии. Население страны насчитывает от 5,53 до 6,2 миллиона человек, что свидетельствует о непрерывном росте населения, что в свою очередь повышает нагрузку на образовательную систему. С 1950 по 2019 год процент взрослого населения в возрасте от 20 до 64 лет возрос с 51,2% до 59,1%. Одновременно с этим, доля молодежи, подходящей для поступления в высшие учебные заведения (18-23 лет), сократилась с 12,2% до 11,4% по отношению к общему численности населения [1].

Сейчас в Туркмении наблюдается постепенное изменение экономической модели с государственного регулирования на рыночные отношения. Правительство работает над расширением экономической структуры страны, но этот процесс замедляется из-за недостатка передовых технологий и опытных кадров в новых сферах деятельности.

За время функционирования советской системы в образовательной сфере Туркменистана можно наблюдать заметный прогресс в уровне грамотности и образования его жителей. В 1985-1986 учебном году в 9 высших учебных заведениях страны обучалось 39 тысяч студентов, а в 35 техникумах и училищах — 37 тысяч. К 1990 году количество студентов в вузах Туркменской ССР возросло до 41,8 тысяч. Туркменистан выделялся среди союзных республик с одним из самых высоких уровней конкуренции на получение образования, с 3 претендентами на одно место вуза против 1,92 по среднему по Союзу [1].

К началу 90-х годов образовательная система Туркменской ССР была схожа с образовательными системами других бывших союзных республик. Она стремилась к обеспечению широкой доступности образования и предоставляла бесплатное обучение на всех уровнях, включая высшее образование, которое можно было получить через конкурсную основу [4]. Несмотря на это, система отставала от международных образовательных стандартов и не обладала достаточной привлекательностью для студентов на международном рынке.

Развитие системы образования начиная с периода независимой Туркмении можно условно поделить на две фазы. Первый период охватывает годы правления Сапармурата Ниязова (с 1991 по 2006 годы), в то время как второй начинается с прихода к власти государства Гурбангулы Бердымухамедова.

В первый период можно было заметить укрепление контроля со стороны государства над образовательной сферой, включая высшие учебные заведения. Прошла корректировка образовательных стандартов: продолжительность общего среднего образования уменьшилась с 10 до 9 лет, а среднее профессиональное — с 3 лет до 1 года. Высшее образование было разделено на теоретическую часть, растянутую на 2 года в начале учебного процесса, и практическую, которая проходила на предприятиях и занимала 3 и 4 годы учебы. Запрет на вечерние и дистанционные формы обучения в вузах уменьшил доступность высшего образования для граждан. Запрет на очно-заочные и заочные формы обучения в высших учебных заведениях снизил доступность получения высшего образования для населения. С 1990 по 2000 год наблюдался спад численности студентов вузами: с 41,8 до 17 тысяч человек, при этом число вузов возросло с девяти до шестнадцати [3].

Второй этап развития образовательной сферы в независимом Туркменистане ознаменовался отказом от некоторых ранее принятых решений. С 2007/2008 учебного года длительность обучения на уровне среднего образования вновь стала составлять 10 лет, а с 2013/2014 года срок был продлен до 12 лет. Кроме того, наблюдается рост числа учебных заведений среднего звена и расширение ассортимента профессиональных учебных учреждений с различными уровнями подготовки [4].

С 2009 года образовательным учреждениям страны было возвращено право на возвращение к очно-заочным и заочным формам обучения. Количество студентов, желающих получить среднее профессиональное и высшее образование, стало расти. Так, в 2018 году в высших профессиональных учебных заведениях страны насчитывалось 44,1 тысячи студентов, в то время как в средних профессиональных — 21,7 тысячи учащихся.

Обучение в высших учебных заведениях длится 5 лет, в медицинских вузах и на архитектурных факультетах – до 6 лет. Теперь выпускники имеют право подавать документы на поступление в университеты, минуя двухлетнюю производственную практику, которая была обязательна ранее.

Высшие учебные заведения Туркменистана подразделяются на несколько категорий: это университеты, академии, институты, консерватории, а также учебные заведения Министерства обороны и Министерства внутренних дел страны.

С 2009 года в образовательной системе Туркменистана были возрождены формы обучения: очно-заочная и заочная. Академия наук снова возобновила свою работу, что положительно сказалось на процессе восстановления системы высшего образования [2]. Количество студентов, получающих среднее профессиональное и высшее образование, снова стало возрастать. Так, в 2020 году количество студентов в высших учебных заведениях достигло 45 тысяч, в то время как в средних профессиональных учебных заведениях обучалось 20 тысяч человек. Это подтверждает добровольный национальный обзор Туркменистана, направленный на расширение прав и возможностей людей, а также на обеспечение всеобщего доступа и равенства в образовании.

В ответ на усиленный интерес к получению высшего образования, власти Туркменистана приняли меры по увеличению количества бюджетных мест в высших учебных заведениях, а также предоставили возможность обучения на коммерческой основе. В 2022-2023 учебном году количество бюджетных мест возросло на 40% по сравнению с предыдущим годом, что позволило принять на обучение 12242 студента.

Кроме того, был запланирован прием еще 8 054 человек для обучения на платной основе. В 2022 году из школы страны выпустили 90 тысяч учеников. Согласно плану приема, в этом же году вузы страны приняли 15 337 студентов, что на 2 095 человек или на 17% больше, чем в 2019 году, а также 10 500 учащихся в средних профессиональных учебных заведениях. Это означает, что лишь треть выпускников школ сможет получить образование в родной стране. Тем не менее, все большее число граждан Туркменистана предпочитает получать высшее образование за рубежом, чем в собственной стране. Так, в 2022 году в университетах России обучалось около 40 тысяч студентов из Туркменистана.

Одной из ведущих задач в образовательной сфере является стремление государства уменьшить расходы на образование и побудить университеты к повышению своей экономической эффективности. Туркменистан долгое время сохранял традицию, заложенную в советский период, предоставляя высшее образование бесплатно, за исключением Туркменско-турецкого университета, который обладал особым статусом. Однако с 2013-2014 учебного года введены официальные условия для платного обучения в некоторых учебных заведениях страны. К началу 2020-2021 учебного года процент студентов, обучающихся за счет государства, составил 60,2%, в то время как 39,8% обучались за собственный счет. Эти перемены в образовательной системе отражают государственные усилия по оптимизации бюджетных расходов и усилению эффективности образовательного процесса.

В эпоху глобализации возможности обучения в учебных заведениях за границей стали доступными многим. Необходимо подчеркнуть, что несмотря на усилия государственных органов по улучшению системы высшего образования, наблюдается тенденция к тому, что студенты из Туркменистана, получившие дипломы за рубежом, редко стремятся вернуться на Родину. Этот факт, безусловно, замедляет процесс глобализации туркменского образования, которое стремится к признанию на международном уровне и соответствию международным стандартам.

Крупнейшие российские вузы, такие как Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Тюменский университет нефти и газа, Уфимский государственный нефте-технический университет, Казанский государственный технологический университет, Российский государственный технологический университет, Московский государственный горный университет и Волгоградский технический университет, готовят высококвалифицированных специалистов для стратегически важной нефтегазовой отрасли страны.

Многие студенты в Туркменистане получают образование благодаря финансовой поддержке различных отраслевых министерств и компаний, которые гарантируют им место работы после окончания учебного заведения. Также большое внимание формированию национальных кадров уделяют известные международные корпорации, осуществляющие деятельность на территории Туркменистана, в числе которых «Коману» из Японии, израильская «Мерхав», «Винтерсхалл» из Германии, малайзийская компания «Петронас» и др.

Система образования в Туркменистане строится на принципах, направленные на развитие профессионализма у специалистов, на мотивацию научного прогресса и инноваций, а также на укрепление национальных и международных связей.

За последние годы Туркменистан значительно усилил развитие своего образовательного сектора, уделяя при этом повышенное внимание сфере высшего образования. Краеугольным камнем этих преобразований стало внедрение законодательной основы, задающей ключевые направления и задачи национальной образовательной системы. Среди прочих, особую роль играет новая версия Закона "Об образовании" Туркменистана, одобренная 4 мая 2013 года и обновленная 5 июня 2021 года [4].

Этот закон положил начало прогрессу в сфере образования страны, задав основные критерии, направления деятельности и цели в области образовательной стратегии. В соответствии с данным законодательством, образовательный процесс в Туркменистане стал обязательным и доступным для всех категорий граждан без взимания платы. Его цель — способствовать развитию умственных, творческих и профессиональных качеств личности, а также подготовке высокопрофессиональных кадров.

В 2018 году весной был официально утвержден список иностранных вузов и специальностей, дипломы которых будут признаваться в Туркменистане. По неофициальным данным, в этот список вошло всего 196 университетов из разных стран, из которых 35 представляют Россию. Это указывает на то, что выбор стран для обучения граждан Туркменистана существенно ограничен [5].

К тому же, в Туркменистане существуют определённые проблемы, связанные с переводом денежных средств за границу, что усложняет как образовательный процесс, так и возможность проживания студентов за пределами своей страны, создавая дополнительные препятствия для молодежи, желающей получить образование за рубежом.

В последнее время также наблюдается контролируемая международная академическая мобильность, когда студенты из Туркменистана направляются в ограниченный список стран для освоения знаний в таких сферах, как цифровизация, выращивание сельскохозяйственных культур, проектирование и строительство. Тем не менее, согласно наблюдениям, масштабы такой академической мобильности до сих пор остаются загадкой и не полностью изучены.

Таким образом, статья подчеркивает вызовы и перспективы, с которыми сталкивается система высшего образования Туркменистана, и обозначает актуальные направления для дальнейших исследований и реформ в этой области.

Список литературы

  1. UN Department of Economic and Social Affairs (2019) Percentage of total population by broad age group, both sexes (per 100 total population). URL: https://population.un.org/wpp/DataQuery/ (дата обращения: 20.02.2024)
  2. Бор А. Туркменистан: Власть, политика и петро-авторитаризм. Chatham House, Королевский институт международных отношений, 2016. 120 с. URL: (дата обращения: 20.04.2021)
  3. Вахштайн В.С., Мешкова Т.А., Железов Б. Основные тенденции государственной политики в сфере высшего образования в странах ОЭСР // Вопросы образования. 2005. № 2. С. 32−46
  4. Литвинова Е.В. Развитие системы образования в Республике Туркменистан // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. № 4. С. 85–93. DOI: 10.12737/6479
  5. Лосев, В.А. Большевистская идея университета и развитие высшего образования в Туркменистане // Известия Туркменистанского университета, 2018, №3, с. 97-104
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее