Актуальность:
Годы идут, поколения сменяются, а здоровье населения не только не теряет актуальности, но и даже приобретает все большую значимость. Особенно здоровье молодого поколения, от которого зависит как здоровье будущих работников, так и их детей, то есть будущего поколения. Это имеет прямое влияние на все сферы жизни и даже само существование государства, ведь без работников не будет ВВП, а без пополнения работников свежими кадрами – будущего! В то же время профилактика большинства заболеваний не изменилась – это спорт и поддержание здорового образа жизни. Жизнь студентов тесно связана со стрессом, высокими умственными нагрузками и личными переживаниями, что приводит к значительному напряжению как психического, так и физического здоровья. В то же время, молодежь не всегда, по тем или иным причинам, готова полностью самостоятельно заботиться о себе, что приводит к уменьшению общего состояния здоровья населения. Для предотвращения этой порочной тенденции существуют занятия физической культурой в ВУЗе, которые призваны мотивировать к спорту и обеспечивать физические нагрузки. Однако, методы и состояние оборудования и помещений далеко не всегда способны угнаться за текущими потребностями студентов, что ведет к потере мотивации, травмам, прогулам и, соответственно – к еще большему стрессу и потере здоровья. К сожалению, бюджетных средств не хватает на то, чтобы покрыть не только оторванные от реальности пожелания, но и, подчас, весьма насущные и требующие немедленного решения вопросы. Данная работа должна помочь выявить основные нюансы нынешних занятий физической культуры, чтобы было проще обнаружить и исправить, по крайней мере, наиболее насущные проблемы текущего состояния занятий спортом студентов.
Цель исследования:
Выявить причины снижения удовлетворённости студентов занятиями физической культурой в высшем учебном заведении
Методы исследования:
Для изучения мнения студентов был проведён анкетный опрос среди учащихся Ижевской государственной медицинской академии. Анкета включала вопросы, касающиеся отношения к урокам физкультуры, предпочтений в видах физической активности, а также субъективным ощущениям студентов собственного психического и физического состояния и способности к учебной деятельности. Данные были обработаны с использованием методов статистического анализа.
Методика:
Анонимное анкетирование при помощи тестовой формы Google, которая позволяет проводит дистанционный опрос с большим количеством человек в удобное для них время, при этом поддерживая анонимность
Бланк опроса:
Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов о вашей удовлетворенности нынешними занятиями физической культурой в ВУЗе. По умолчанию нужно выбрать только один вариант ответа.
1. Нравятся ли вам в целом уроки физической культуры?
- Да
- Нет
2. Какая активность на занятиях вам нравится больше всего? Можно выбрать несколько вариантов.
- Пробежки на несколько кругов
- Гимнастика
- Упражнения с ускорениями
- Командные игры
- Сдача нормативов/подготовка к сдаче нормативов
- Растяжка
- Силовые упражнения, в том числе и на тренажерах
- Пешие прогулки
- Ничего не нравится
3. Учитываются ли ваши индивидуальные особенности на занятиях физкультурой?
- Да
- Нет
4. Достаточно ли помещений, оборудования и их состояния для занятий физкультурой?
- Да
- Нет
5. Предпочитаете ли вы занятия физкультуры спортивным секциям?
- Да
- Нет
6. Занимаетесь ли вы спортом самостоятельно? Если да, сколько часов в неделю?
- 0-2ч
- 2-4ч
- 4-6ч
- 6-8ч
- 8+ч
- Не занимаюсь спортом самостоятельно
7. Есть ли у вас мотивация к спорту на занятиях физической культурой или самостоятельно?
- Да
- Нет
8. Считаете ли вы, что занятия физической культурой положительно сказываются на вашем здоровье?
- Да
- Нет
9. По вашему мнению, улучшаются ли у вас концентрация и память при регулярных физических нагрузках?
- Да
- Нет
10. По вашему мнению, улучшаются ли у вас самочувствие после физических нагрузок?
- Да
- Нет
11. Кажется ли вам, что физические нагрузки помогают бороться со стрессом?
- Да
- Нет
12. Бывает ли у вас после занятий физкультурой настолько большая усталость, что вам сложно учиться?
- Да
- Нет
13. На ваш взгляд, можно ли использовать занятия физической культурой для смены деятельности от учебы?
- Да
- Нет
Результаты исследования:
В результате анонимного опроса были выявлены следующие показатели:
78,9% опрошенных в целом довольны текущими занятиями физической культурой, при этом наиболее популярной деятельностью на занятиях оказались: пешие прогулки (84,2%), растяжка (57,9%) и командные игры (52,6%). Наименьший интерес представляют упражнения с ускорениями (0%) и сдача нормативов/подготовка к сдаче нормативов (5,3%).
41,2% респондентов отметили, что их индивидуальные особенности не учитываются;
78,9% студентов довольны состоянием имеющегося оборудования и помещений;
68,4% опрошенных, в то же время, предпочли записаться на спортивные секции;
47,4% респондентов не занимаются физическими тренировками самостоятельно, а 26,3% тратят на это до 2 часов в неделю;
36,8% студентов не имеют мотивации к занятиям спортом.
В целом, опрошенные отмечают связь хорошего самочувствия и занятий спортом (78,9%), при этом студенты в основном отвергают связь занятий физической культурой и повышения умственной способности (52,6%) и даже отмечают трудности в учебе, связанные с усталостью от занятий (78,9%). В то же время 68,4% респондентов считает, что физические нагрузки помогают бороться со стрессом, а 73,4% - что занятия физической культурой, это хорошая смена деятельности.
Выводы:
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что в целом занятия физической культурой в ВУЗе имеют ценность для студентов и помогают им бороться со стрессом, привнося разнообразие в однообразную учебную деятельность. В то же время нынешние занятия чрезмерно утомляют большую часть студентов, ухудшая их умственные способности, и не подстраиваются под особенности здоровья значительной части учащихся. Рекомендую пересмотреть текущий уровень нагрузок в сторону их уменьшения и/или более равномерного распределения в течение учебного процесса.
Список литературы
- Иванов И.И., Петров П.П. Причины ухудшения здоровья студенческой молодежи [Электронный ресурс] // Вестник науки. — 2022. — С. 6. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-uhudsheniya-zdorovya-studencheskoy-molodezhi/viewer (дата обращения: 10.01.2025)
- Фильчаков C.А., Чернышева И.В., Шлемова М.В. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ // Успехи современного естествознания. – 2013. – №10. – С. 192-192. URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33075 (дата обращения: 11.02.2025)
- Чориев, У. С. Пути развития физической подготовленности молодежи в физическом воспитании и спорте / У. С. Чориев // Просвещение и познание. — 2023. — С. 5.– URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-razvitiya-fizicheskoy-podgotovlennosti-molodezhi-v-fizicheskom-vospitanii-i-sporte/viewer (дата обращения: 11.01.2025)