СНИЖЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОТ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

СНИЖЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОТ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

52

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (217), Апрель ‘25

Поделиться

В статье рассмотрен вопрос удовлетворенности студентов нынешними занятиями физической культурой в высшем учебном заведении. С помощью анонимного опроса удалось собрать обоснованное усредненное мнение о состоятельности и эффективности проводимых занятий физической культурой и в краткой форме изложены результаты.

Актуальность:

Годы идут, поколения сменяются, а здоровье населения не только не теряет актуальности, но и даже приобретает все большую значимость. Особенно здоровье молодого поколения, от которого зависит как здоровье будущих работников, так и их детей, то есть будущего поколения. Это имеет прямое влияние на все сферы жизни и даже само существование государства, ведь без работников не будет ВВП, а без пополнения работников свежими кадрами – будущего! В то же время профилактика большинства заболеваний не изменилась – это спорт и поддержание здорового образа жизни. Жизнь студентов тесно связана со стрессом, высокими умственными нагрузками и личными переживаниями, что приводит к значительному напряжению как психического, так и физического здоровья. В то же время, молодежь не всегда, по тем или иным причинам, готова полностью самостоятельно заботиться о себе, что приводит к уменьшению общего состояния здоровья населения. Для предотвращения этой порочной тенденции существуют занятия физической культурой в ВУЗе, которые призваны мотивировать к спорту и обеспечивать физические нагрузки. Однако, методы и состояние оборудования и помещений далеко не всегда способны угнаться за текущими потребностями студентов, что ведет к потере мотивации, травмам, прогулам и, соответственно – к еще большему стрессу и потере здоровья. К сожалению, бюджетных средств не хватает на то, чтобы покрыть не только оторванные от реальности пожелания, но и, подчас, весьма насущные и требующие немедленного решения вопросы. Данная работа должна помочь выявить основные нюансы нынешних занятий физической культуры, чтобы было проще обнаружить и исправить, по крайней мере, наиболее насущные проблемы текущего состояния занятий спортом студентов.

Цель исследования:

Выявить причины снижения удовлетворённости студентов занятиями физической культурой в высшем учебном заведении

Методы исследования:

Для изучения мнения студентов был проведён анкетный опрос среди учащихся Ижевской государственной медицинской академии. Анкета включала вопросы, касающиеся отношения к урокам физкультуры, предпочтений в видах физической активности, а также субъективным ощущениям студентов собственного психического и физического состояния и способности к учебной деятельности. Данные были обработаны с использованием методов статистического анализа.

Методика:

Анонимное анкетирование при помощи тестовой формы Google, которая позволяет проводит дистанционный опрос с большим количеством человек в удобное для них время, при этом поддерживая анонимность

Бланк опроса:

Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов о вашей удовлетворенности нынешними занятиями физической культурой в ВУЗе. По умолчанию нужно выбрать только один вариант ответа.

1. Нравятся ли вам в целом уроки физической культуры?

  • Да
  • Нет

2. Какая активность на занятиях вам нравится больше всего? Можно выбрать несколько вариантов.

  • Пробежки на несколько кругов
  • Гимнастика
  • Упражнения с ускорениями
  • Командные игры
  • Сдача нормативов/подготовка к сдаче нормативов
  • Растяжка
  • Силовые упражнения, в том числе и на тренажерах
  • Пешие прогулки
  • Ничего не нравится

3. Учитываются ли ваши индивидуальные особенности на занятиях физкультурой?

  • Да
  • Нет

4. Достаточно ли помещений, оборудования и их состояния для занятий физкультурой?

  • Да
  • Нет

5. Предпочитаете ли вы занятия физкультуры спортивным секциям?

  • Да
  • Нет

6. Занимаетесь ли вы спортом самостоятельно? Если да, сколько часов в неделю?

  • 0-2ч
  • 2-4ч
  • 4-6ч
  • 6-8ч
  • 8+ч
  • Не занимаюсь спортом самостоятельно

7. Есть ли у вас мотивация к спорту на занятиях физической культурой или самостоятельно?

  • Да
  • Нет

8. Считаете ли вы, что занятия физической культурой положительно сказываются на вашем здоровье?

  • Да
  • Нет

9. По вашему мнению, улучшаются ли у вас концентрация и память при регулярных физических нагрузках?

  • Да
  • Нет

10. По вашему мнению, улучшаются ли у вас самочувствие после физических нагрузок?

  • Да
  • Нет

11. Кажется ли вам, что физические нагрузки помогают бороться со стрессом?

  • Да
  • Нет

12. Бывает ли у вас после занятий физкультурой настолько большая усталость, что вам сложно учиться?

  • Да
  • Нет

13. На ваш взгляд, можно ли использовать занятия физической культурой для смены деятельности от учебы?

  • Да
  • Нет

Результаты исследования:

В результате анонимного опроса были выявлены следующие показатели:

78,9% опрошенных в целом довольны текущими занятиями физической культурой, при этом наиболее популярной деятельностью на занятиях оказались: пешие прогулки (84,2%), растяжка (57,9%) и командные игры (52,6%). Наименьший интерес представляют упражнения с ускорениями (0%) и сдача нормативов/подготовка к сдаче нормативов (5,3%).

41,2% респондентов отметили, что их индивидуальные особенности не учитываются;

78,9% студентов довольны состоянием имеющегося оборудования и помещений;

68,4% опрошенных, в то же время, предпочли записаться на спортивные секции;

47,4% респондентов не занимаются физическими тренировками самостоятельно, а 26,3% тратят на это до 2 часов в неделю;

36,8% студентов не имеют мотивации к занятиям спортом.

В целом, опрошенные отмечают связь хорошего самочувствия и занятий спортом (78,9%), при этом студенты в основном отвергают связь занятий физической культурой и повышения умственной способности (52,6%) и даже отмечают трудности в учебе, связанные с усталостью от занятий (78,9%). В то же время 68,4% респондентов считает, что физические нагрузки помогают бороться со стрессом, а 73,4% - что занятия физической культурой, это хорошая смена деятельности.

Выводы:

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что в целом занятия физической культурой в ВУЗе имеют ценность для студентов и помогают им бороться со стрессом, привнося разнообразие в однообразную учебную деятельность. В то же время нынешние занятия чрезмерно утомляют большую часть студентов, ухудшая их умственные способности, и не подстраиваются под особенности здоровья значительной части учащихся. Рекомендую пересмотреть текущий уровень нагрузок в сторону их уменьшения и/или более равномерного распределения в течение учебного процесса.

Список литературы

  1. Иванов И.И., Петров П.П. Причины ухудшения здоровья студенческой молодежи [Электронный ресурс] // Вестник науки. — 2022. — С. 6. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-uhudsheniya-zdorovya-studencheskoy-molodezhi/viewer (дата обращения: 10.01.2025)
  2. Фильчаков C.А., Чернышева И.В., Шлемова М.В. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ // Успехи современного естествознания. – 2013. – №10. – С. 192-192. URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33075 (дата обращения: 11.02.2025)
  3. Чориев, У. С. Пути развития физической подготовленности молодежи в физическом воспитании и спорте / У. С. Чориев // Просвещение и познание. — 2023. — С. 5.– URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-razvitiya-fizicheskoy-podgotovlennosti-molodezhi-v-fizicheskom-vospitanii-i-sporte/viewer (дата обращения: 11.01.2025)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее