ОСОБЕННОСТИ КАДРОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ

ОСОБЕННОСТИ КАДРОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

51

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 10 (160), Март ‘24

Дата публикации 18.03.2024

Поделиться

В данной работе проанализированы особенности подготовки кадров экономистов-менеджеров, рассмотрены механизмы совершенствования системы преподавания менеджмента с учетом постоянно меняющейся обстановки в глобальном мире.

Современное состояние подготовки управленческих кадров стремится успевать за постоянными изменениями, происходящими в глобальном мире с его огромным потоком различного рода информации и скоростью ее передачи. Все нужно успевать собрать, сгруппировать,  обработать, проанализировать и представить рациональное и экономически выгодное решение. 

В связи с этим одним из важных аспектов в области подготовки экономистов является формирование умений и навыков в области управления. Знания менеджмента помогают экономистам оперативно принимать выверенные и эффективные решения. В программу подготовку экономистов-менеджеров даже введена такая дисциплины как «Управление изменениями».

На сегодняшний день преподавание менеджмента ориентировано на современные, регулярно происходящие изменения. Современные программы, как в области профессионального образования, так и дополнительного профессионального образования ориентированы на ситуационные задания, кейсы, онлайн платформы, на отечественный и зарубежный опыт работы в области управления организациями и формирование управленческих качеств у административно-управленческого персонала. 

Поэтому чрезвычайно важно в системе профессионального образования ориентироваться на актуальность передаваемых обучающимся знаний, поскольку знания могут быть устаревшими и неактуальными, а методически верно выстроенная система работы педагогов профессионального обучения может дать обучающимся правильные векторы и сориентировать на фундаментальные и базовые знания. Именно с их помощью обучающиеся могли бы самостоятельно и регулярно наращивать знания спустя много лет после окончания учебного заведения. Это формат академического образования, некое «ядро», о котором в свое время говорил  член-корр. РАЕН, профессор, д-р. техн. наук М.П.Карпенко [1]. В частности он говорил о том, что профессиональное образование люди, получают уже приступив непосредственно к работе. Вспомним времена СССР, когда к выпускнику вуза, «новичку» на работе «прикрепляли» наставника. А вот  академическое образование позволяет адаптироваться к новым требованиям и веяниям времени, предъявляемым специалистам. Например, знание иностранного языка, умение работать с прикладными компьютерными программами и т.п.

Ситуация реализации гибридного формата обучения приводит к снижению качества знаний обучающихся в период дистанционного обучения, проблема ухудшения качества знаний, прежде всего, связана с тем, что при присутственном формате обучения формируется более мощный знаниевый компонент, чем в период дистанционного обучения. Что еще раз подчеркивает роль и значение преподавателя в образовательном процессе.

Стоит отметить, что в последнее время на рынке труда наблюдается огромное количество вакансий в области менеджмента, однако не все менеджеры имеют профильное образование и умеют управлять командой, коммуницировать с окружающими (клиентами, заказчиками, потребителями), что приводит к тому, что теряется интерес работника к своей профессиональной деятельности и возникает желание сменить работу. Другими  словами, человек подходит к крайней точке «профессионального выгорания». В тоже время не наблюдается «кадрового голода», ведь на протяжении нескольких десятков мест лидирующее положение на рынке образовательных услуг занимают направления, связанные с экономикой и управлением. 

Вспоминается случай, произошедший в середине 90-х годов, в одном из вузов страны. Тогда наука менеджмента, как и одноименная дисциплина только вводились в учебные планы и вызывали неподдельный интерес как у преподавателей, так и у студентов. Особенно это вызвало ажиотаж, когда было объявлено о первом выпуске экспериментальной группы экономистов-менеджеров. От желающих попасть в эту группу не было отбоя. Это и понятно, ведь когда бы выпускника вуза спросили: «Ты кто по специальности?», он бы ответил не «экономист» или «бухгалтер», а «я - менеджер!» Прямо подмывает иносказательно процитировать М.Горького: «Менеджер - звучит гордо!» Но вот тут-то и произошел казус. После некоторого времени после окончания вуза, студенты этого выпуска стали требовать переписать специальность в дипломах. Оказывается, что при трудоустройстве в отделе кадров им было отказано, так как такой штатной единицы «менеджер» структуре предприятия попросту не было.

Важно подчеркнуть, что существующие тенденции в изменении системы преподавания менеджмента рассчитаны на то, что следует уделять пристальное внимание на практические навыки обучающихся, создавать условия для решения реальных деловых проблем. В силу сложившейся традиции сотрудничества учебных заведений и баз практической подготовки все большее внимание уделяется программам стажировки как в отечественных, так и зарубежных предприятиях. В силу сложившейся политической обстановки сотрудничество с некоторыми зарубежными компаниями стало невозможным, что в определенной мере привело к отставанию в интеграции технических инноваций и сотрудничеству с бизнес-структурами. 

Особое следует подчеркнуть, что программы импортозамещения и российских компаний иногда отличаются по качеству и требованиям к подготовке специалистов. Преподавание менеджмента должно учитывать вышеизложенные технологические тренды и внедрять их в учебные программы. Существующие онлайн-курсы зачастую позволяют работать в дистанционном формате, в том числе и обучаться в  системе дистанцоного образования по интересным профилям, но не всегда зарубежная система преподавания сравнима и структурируема в программы стажировок в онлайн-формате. Традиционные методы оценки успеха студентов, такие как экзамены и эссе, все чаще заменяются более инновационными способами. Например, использование деловых кейсов, реальных проектов и коллаборативных заданий, которые позволяют студентам непосредственно применять свои знания и навыки. При разработке кейсов учитывается междисциплинарный подход, а именно приводятся разделы из экономики, психологии, инноваций [2]. 

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что преподавание менеджмента должно учитывать рассмотренную в статье  междисциплинарность и включать в учебную программу элементы из различных областей науки.

Именно таким образом, знание менеджмента экономистами призвано подготовить из выпускников высококвалифицированных управленцев, способных качественно и эффективно координировать, организовывать рабочие процессы, добиваться намеченных целей, контролировать ситуацию и улучшать показатели организации. Все это в целом повлияет на кадровую подготовку экономистов-менеджеров и благожелательно отразится на рынке труда административно-управленческих кадров.

Список литературы

  1. Лутфуллин Ю.Р. Механизмы формирования научных сообществ: портрет современного ученого и взгляд в будущее. // «Научное обозрение», 21016 - №19. - С.9-18
  2. Сиразетдинов И.С. Повышение качества образовательного процесса при изучении экономических дисциплин Научный электронный журнал «Матрица научного познания». №11-2/2023 - С.251-257
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее