ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШЕННЫМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШЕННЫМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Авторы публикации

Рубрика

Прочее

Просмотры

59

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 36 (186), Сентябрь ‘24

Дата публикации 11.09.2024

Поделиться

В данной статье рассматриваются особенности подготовки сотрудников оперативных подразделений с целью эффективного противодействия преступлениям, совершенным с использованием ИТ-технологий. В статье выделяются ключевые компетенции выпускников профильных образовательных организаций, предлагается внедрение новых требований к подготовке в образовательных учреждениях как сотрудников оперативных подразделений, специализирующихся на противодействии преступлениям, совершенным с использованием ИТ-технологий, так и сотрудников правоохранительных органов в целом.

В современном технологически развивающимся мире большую и неотъемлемую роль играют информационно-телекоммуникационные технологии. Сложно назвать ту сферу жизнедеятельности человека, куда бы они в той или иной форме, облегчая нашу жизнь, не проникли. К сожалению, возможности информационно-телекоммуникационных технологий используются не только во благо человека и общества, но и во вред. Официальная статистика показывает, что всё чаще преступления в России совершаются с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Так, за 2023 год зарегистрировано 677 тыс. преступлений с использованием ИТ-технологий, при этом общее количество зарегистрированных преступлений составило 1947,2 тыс. преступлений. [1] Сложилась ситуация, когда каждое 4-ое преступление в России совершается с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Такое положение дел следует связать с развитием методов и способов применения ИТ-технологий в преступных целях, которые становятся всё сложнее и изощреннее. При этом стоит отметить, что разнообразны и сами виды преступлений, при совершении которых применяются информационно-телекоммуникационные технологии. Так, с помощью ИТ-технологий в России совершается незаконное получение данных; хищение чужого имущества; осуществление торговли наркотическими средствами, осуществление торговли оружием и людьми; организация и проведения незаконных азартных игр; распространение экстремистской литературы, ведение деятельности террористических
и экстремистских группировок; распространение порнографии; мошенничества с использованием сотовой связи, а также средств IP-телефонии; кражи персональных данных в больших объемах и их продажа и другие преступления. [2]

В силу своих особенностей раскрытие и расследование преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий является достаточно сложной задачей. Это обуславливается недостатком систематизированных практических знаний, методических материалов по проведению оперативной работы по данным видам преступлений, а также недостаточным уровнем подготовки специалистов в специализированных образовательных организациях. [3]

Таким образом, в связи с технологическим развитием преступности в России и мире перед правоохранительными органами возникает вопрос о совершенствовании подготовки сотрудников оперативных подразделений, которые специализируются на противодействии преступлениям, совершенным с использованием ИТ-технологий.

На наш взгляд в сложившихся условиях необходимо тесное взаимодействие правоохранительных органов и профильных образовательных учреждений в таких областях, как общая подготовка методических материалов, алгоритмов раскрытия преступлений, совершаемых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, а также обеспечение возможности стажировки учащихся.

В связи с активным развитием методов и способов применения ИТ-технологий в преступных целях требуется регулярная актуализация содержания образовательных программ. Также для повышения эффективности подготовки сотрудников оперативных подразделений, специализирующихся на противодействии преступлениям, совершенным с использованием информационно-телекоммуникационных технологий необходима разработка новых образовательных дисциплин и программ повышения квалификации, а также повышения качества научного и материально-технического обеспечения учебного процесса.

В условиях совершенствования методов преступной деятельности необходимо регулярно актуализировать имеющиеся знания и практический опыт действующих сотрудников оперативных подразделений, специализирующихся на противодействии преступлениям, совершенным с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Методики преподавания дисциплин связанных с изучением ИТ-технологий должны, прежде всего, соответствовать задачам по практическому применению полученных знаний и навыков в предупреждении преступной деятельности с использованием ИТ-технологий.

Таким образом, образовательный процесс сотрудников правоохранительных органов должен быть направлен на удовлетворение потребностей практической работы по противодействию преступлений, связанных с применением информационно-телекоммуникационных технологий.

Теоретическая основа противодействия преступлениям с применением информационных технологий, бесспорно, должны изучаться. Однако при этом она не должна преобладать над частью практической, в ходе которой и вырабатываются нужные для расследования реальных дел практические знания и навыки. [6]

Помимо приобретения знаний и компетенций по использованию новейших ИТ-технологий, опираясь на практическую деятельность правоохранительных органов необходимо также дать представление о перспективах дальнейшего развития и усложнения информационно-телекоммуникационных технологий, ярким примером которых является искусственный интеллект. Наиболее важными компетенциями здесь представляются аналитика, отбор и статистическая обработки данных, без которых невозможно выполнение упреждающей функции правоохранительных органов.

На сегодняшний день для противодействия такого рода преступлений система правоохранительных органов остро нуждается в специалистах с подготовкой технической направленности. [5]

C учетом увеличения числа преступлений с использованием ИТ-технологий важно распространить соответствующую подготовку на всех будущих специалистов правоохранительных органов путем внедрения основ кибербезопасности в образовательный процесс, а также учитывать их при подготовке образовательных программ и методических пособий. [4]

Таким образом, видоизменение преступности путем использования новых технологий, а также связанных с ними появление новых видов преступлений и правонарушений обуславливают необходимость внедрения новых требований к подготовке в образовательных учреждениях как сотрудников оперативных подразделений, специализирующихся на противодействии преступлениям, совершенным с использованием ИТ-технологий, так и сотрудников правоохранительных органов в целом. Должны быть разработаны отвечающие современным проблемам образовательные программы, а также сформулированы новые требования к компетенциям выпускников профильных образовательных организаций для противодействия преступлениям, совершенным с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Полагаем, что к таким компетенциям следует отнести эффективное применение информационно-телекоммуникационных технологий, специализированного программного обеспечения, ресурсов ИСОД МВД России, а также программных и аппаратных средств защиты информации. На сегодняшний день в рядах правоохранительных органов заметен недостаток кадров, обладающих вышеуказанными техническими компетенциями.

Таким образом, обеспечение эффективной подготовки сотрудников оперативных подразделений, специализирующихся на противодействии преступлениям, совершенным с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, требует комплексного подхода, включающего обновление образовательных программ, интеграцию новых технологий обучения и постоянное совершенствование специальных навыков.

Список литературы

  1. Состояние преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2023 года: Сборник ФКУ ГИАЦ МВД России [электронный ресурс]. URL https://мвд.рф/reports/item/47055751?year=2024&month=1&day=20: (дата обращения - 09.09.2024)
  2. Иванов Д.А., Артемова В.В., Ермаков С.В. Подготовка специалистов для органов предварительного расследования в условиях противодействия преступлениям, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий // Вестник экономической безопасности. 2022. № 2. С. 265-270
  3. Кислицин И.А. Педагогические противоречия в системе подготовки специалистов в области противодействия киберпреступности // Вестник ТГПУ. 2022. №2 (220). С. 96-106
  4. Никоноров А.А., Полянская Е.П. Совершенствование образовательного процесса в сфере противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационных технологий // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 1. С. 136-138
  5. Симоненко А.В. Актуальные вопросы подготовки кадров для противодействия киберпреступности // Вестник КРУ МВД России. 2021. № 4 (54). С. 6-14
  6. Симоненко А.В. Применение инновационных образовательных технологий в подготовке специалистов по противодействию экстремизму (на примере Краснодарского университета МВД России) // Вестник КРУ МВД России. 2023. № 3 (61). С. 8-15
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее