Домра - это струнный щипковый музыкальный инструмент, который возникает в 16 веке. Инструмент был очень известен и являлся неотъемлемой частью жизни русского населения. Домра пользовалась большим спросом, особенно у скоморохов – местных шутов и артистов, но, тем не менее, была уничтожена по указу царя Алексея II из династии Романовых в 1648 году. Возрождение домры произошло лишь в 1896 году благодаря известнейшему музыканту, просветителю, руководителю первого русского народного оркестра В. В. Андрееву. Именно Василий Васильевич Андреев пробудил интерес к русским народным инструментам, в частности к домре [2].
Без сомнения, домра вновь получила свое признание, развиваясь быстрыми темпами как академический инструмент. Стали появляться методические пособия, оригинальные произведения для домры, открылись первые музыкальные классы в войсках и царских школах, а также в Петербурге начала свою работу Народная консерватория, где проводилось обучение игре на народных инструментах [2]. Благодаря этому, выразительные свойства домры стали постепенно формироваться, а средства музыкальной выразительности стали одной из наиважнейшей составляющей художественного образа. С помощью элементов выразительности домрист – исполнитель вышел на новую ступень в передаче определенного эмоционально – чувственного спектра, различных аффектов, характера, содержания, задумки и замысла композитора.
Рассмотрим элементы музыкальной выразительности с учётом специфики домры – это тембр, регистр, динамика, фактура и штрихи.
Домра имеет очень насыщенный и звонкий тембр и зачастую он зависит от мастера, формы, материала из которого изготавливается инструмент, от звукоизвлечения домриста – исполнителя, который может менять тембральную окраску в зависимости от положения правой руки, а также от толщины и натяжения струн, имеющие своё определенное звучание.
Основываясь на диапазон звучания русского народного инструмента, можно выделить два регистра – нижний и верхний. Нижний регистр по звучанию очень матовый, глубокий, имеет наименьшую силу звука, а верхний регистр звучит очень ярко, насыщенно, моментами напряженно и имеет наибольшую силу звука.
Исполняя оригинальные сочинения для домры, можно встретить как одноголосную фактуру, так и аккордовую. В первую очередь основная функция у домры – мелодическая, поэтому играя на инструменте, зачастую нельзя обойтись без фортепиано, которое выполняет аккомпанирующую функцию, дополняя мелодическую линию.
Если говорит про динамические оттенки при игре на домре, то на них оказывает влияние такие факторы, как игра большим пальцем, т. е. пиццикато, при этом динамика будет относительно тихая. Касание струны с определенной атакой звука, сила сжатия медиатора и его погружение в струну помогают добиться громкой динамики, которая может варьироваться.
Для выразительного исполнения музыкальных произведений и передачи художественного образа домрист должен владеть способами звукоизвлечения, приёмами игры, применять разные штрихи, умея комбинировать их друг с другом. Штрихи, исполняемые на данном инструменте, можно разделить на три большие важнейшие группы. Первая группа – это легато, то есть связно. Сюда относятся такие штрихи, как легатиссимо - очень связно, портато– связно и подчёркнуто, легатоледжьеро – связно и выдержанно, легато акценто – связно и акцентированно, легато акцентиссимо – связно и очень акцентированно. Вторая группа – это нон легато, то есть разделяя, чётко по ритму и выдержанно. Сюда мы относим тэнуто– чётко, раздельно и выдержанно, деташе – раздельно и чётко, маркато- акцентированно, раздельно и укороченно. Последняя третья группа – это стаккато, то есть чётко и коротко. К этой группе относятся стаккатиссимо – чётко и очень коротко, мартеле – очень акцентированно и коротко, стаккато акценто – акцентированно и коротко [2].
Можно сказать, что одной из важнейших составляющих культуры домриста – исполнителя является очень грамотное и верное применение средств музыкальной выразительности, а также понимание их смыслового значения, благодаря чему исполнение произведений становится ярким, насыщенным и «живым».
Инновационные средства музыкальной выразительности – это инновационный подход к элементам выразительности в музыке, который включает в себя применение информационных и компьютерных технологий в нашем современном мире.
Несомненно, использование инновационных технологий в работе над средствами музыкальной выразительности повышают эффективность форм обучения, помогают в нахождении подходящих решений для различных задач, помогают в выборе построения и усовершенствования дальнейшей работы над этими элементами, а также помогают решать определенный ряд трудностей.
В список инновационных технологий, которые нужно применять в работе над музыкально – выразительными средствами можно отнести: интернет – ресурсы, музыкальные приложения, аудио и видеофайлы, нотные и музыкальные редакторы.
Использование музыкального приложения метроном, которое создано для отбивания ритма, помогает домристу – исполнителю тренировать такие элементы выразительности, как темп, ритм и штрихи. Также исполняя любое музыкальное произведение, домристу очень полезно сверять указанный темп в нотной записи с метрономом, чтобы не исковеркать задумку композитора.
Аудиофайлы немаловажный элемент в работе над средствами музыкальной выразительности. Благодаря прослушиванию аудиофайлов домрист может понять характер и смысл произведения, разобрать как играть мелодическую линию и ритм, услышать гармонию и исполнение того или иного штриха, выявить темброво – регистровые и динамические особенности. Аудиофайлы помогают в появлении определённого музыкального образа, который в дальнейшем домрист – исполнитель пытается передать слушателям.
Применение видеофайлов в работе над элементами выразительности также играют огромную роль. В первую очередь домрист может увидеть и прослушать исполнение одного и того же произведения различными музыкантами. Проанализировав все исполнения, домрист может углубиться в музыкальный образ сочинения, определить оригинальный темп, услышать ладово – тональный план, увидеть особенности исполнения того или иного штриха. Также можно записывать своё выступление на разные гаджеты и в дальнейшем анализировать свою игру на инструменте, выявлять ошибки и работать над ними.
С помощью музыкальных редакторов домрист – исполнитель может записывать не только свою игру на инструменте, а также партию своего концертмейстера. Запись проигранного произведения можно редактировать, а также экспериментировать с темпом, ритмом, динамикой, тональностью, фактурой и гармонией. В данных редакторах присутствует большое количество виртуальных музыкальных инструментов, благодаря которым можно заменить один инструмент на другой, что может в той или иной степени поменять восприятие произведения, его характер вплоть до музыкального образа и замысла. Так как домра – это инструмент не сольный и большинство выступлений зависят от аккомпанемента, такие редакторы могут оказать большую помощь домристу – исполнителю. Концертмейстер может записать заранее свою партию в любом редакторе, а домрист в дальнейшем может использовать её на репетициях и своих выступлениях, а также может отрегулировать под себя удобный темп, прибавить или убавить звук в нужных местах, соблюдая динамические оттенки, сделать агогику, применить различные штрихи или заменить фортепиано на другой инструмент, тем самым добавить новые краски в своё исполнение любого музыкального произведения.
Домрист – исполнитель должен уметь применять инновационные технологии в своей работе над музыкальным произведением и элементами выразительности, как на начальном этапе, так и последующих, чтобы понимать, как исполнять тот или иной элемент с учётом специфики домры, а также с их помощью отрабатывать своё исполнение, создавать себе определённый музыкальный образ для дальнейшего понимания смысла, характера того или иного сочинения. Поэтому инновационный подход в применении средств музыкальной выразительности в настоящее время играют очень важную роль в профессиональном развитии домриста – исполнителя, которые влияют как на эмоциональную, так и интеллектуальную составляющую, а также способствуют приобретению новых знаний, навыков и умений.
Список литературы
- Александров А. Я. Школа игры на трехструнной домре: Для учащихся и пед. муз. шк. и уч-щ / Предисл. авт. – Москва : Музыка, 1988. - 175 с.
- Круглов В. П. Искусство игры на домре [Ноты] : [Учеб. пособие] / Предисл. - А. Цыганков ; [Введ. авт.]. – Москва : Композитор, 2001. - 187 с.
- Пальтов А. Е. Инновационные образовательные технологии: Учеб. Пособие. – Владим. Гос. ун – т им. А. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2018. – 119 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации / Г. К. Селевко ; Проф. пед. б-ка. – М. : Нар. образование, 1998. - 255 с.