Достижения науки за XXI век принесли педагогическому направлению ряд открытий: искусственный интеллект, нейросеть, интерактивные образовательные технологии, исследовательские проекты, виртуальная реальность, дистанционное обучение и многие смежные направления из приведенных нами примеров.
«В российском образовании накоплен огромный потенциал: достижения психолого-педагогической науки и опыт педагогических инноваций» - отмечал Селевко Г.К. в своей книге [1]. Без инноваций невозможен переход на новую ступень развития учащихся. Благодаря сайтам www.uchmet, nsportal.ru и другим стало удобнее отслеживать социальную мобильность педагога, учащихся [2]. Мониторинг происходит с помощью электронного портфолио, где хранятся грамоты, дипломы, отзывы и сертификаты. Преимущество ведения портфолио на сайтах позволило педагогам конкурировать и получать гранты, награды за свой вклад в преподавании. Ранее, в XIX-XX веках, вся информация хранилась в архивах, съемных носителях, с течением временем устаревала и портилась. Единственный недостаток электронного портфолио – это сбои в сети «Интернет».
Следующий инновационный метод, который улучшил процесс обучения, - это использование нейронных сетей. Нейросети предоставляют учителям возможность создавать интерактивные игры и сценарии, а также формулировать задания повышенной сложности, обогащая учебный процесс и делая его более увлекательным для обучающихся. Предшественником нейронных сетей является искусственный интеллект (ИИ), который способен автономно принимать решения в различных ситуациях. Первоначально ИИ применялся в компьютерных играх, где он, основываясь на заложенных в него алгоритмах, принимал управляемые решения. Нейронная сеть, в свою очередь, является частью искусственного интеллекта, используемая для моделирования и обработки данных, основанная на принципах функционирования нейронов [3].
В современном образовании возросла роль мотивации учащегося к изучаемой дисциплине. Интерактивные образовательные ресурсы не только предлагают учащимся уникальные возможности взаимодействия с учебным материалом, но и стимулируют их мотивацию к обучению [4]. Путем предоставления интерактивных заданий, игровых элементов и персонализированных обучающих сценариев, эти платформы привлекают внимание учащихся и создают благоприятную среду для продуктивного обучения. Помимо интерактивных технологий, в современное образование внедряются технологии AR обучения. Расширенная реальность (AR) представляет собой среду, которая в реальном времени дополняет физический мир цифровыми данными, используя различные устройства, такие как планшеты, смартфоны и другие, а также специальное программное обеспечение. На уроках математики и информатики важен принцип наглядности. Чтобы рассмотреть трехмерные модели фигур или изучить число p необходимо распечатать раскраску фигуры и включить анимацию изображения с помощью мобильного устройства [5].
В заключении важно подчеркнуть значимость и актуальность внедрения инновационных методов в современный образовательный процесс XXI века. Новаторские технологии, такие как использование нейронных сетей, интерактивных образовательных платформ и расширенная реальность, значительно обогащают учебный процесс, делая его более интересным и доступным для обучающихся. Эти методы способствуют повышению мотивации учащихся, стимулируют их активное участие в обучении и развивают не только знания, но и навыки самостоятельной работы. Инновационные методы формируют современное представление о мире, обществе, эффективно упрощают обучение и делает его интересным не только учащимся, но и учителям.
Список литературы
- Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. /Г.К. Селевко М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
- Латышева Е.В., Губанова Е.В. Электронное портфолио как составная часть технологии карьерного продвижения обучающегося // Научный вестник Крыма. – 2016. – №. 5 (5). – С. 14
- Мелихова О. А. Нейронные сети как составная часть систем искусственного интеллекта //Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. – 2015. – №. 1. – С. 40-51
- Дзюба Е. В., Массалова А. Э. Игровые интерактивные технологии на уроках РКИ в системе профессионально ориентированного обучения //Педагогическое образование в России. – 2019. – №. 2. – С. 46-55
- Раскина И. И., Курганова Н. А. Использование мобильных устройств на уроках математики и информатики //Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе. – 2019. – С. 732-738