Виды контроля учебного процесса на кафедре фармакологии с курсом клинической фармакологии

Виды контроля учебного процесса на кафедре фармакологии с курсом клинической фармакологии

В статье изложено использование современных инновационных технологий, с применением компьютерных классов в курсе преподавания клинической фармакологии. Описаны внедрения разнообразных видов тестирования в преподавании данной дисциплины. Приведен анализ анкетирования студентов о удовлетворенности студентов качеством преподавания по дисциплине клиническая фармакология.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (61), Апрель ‘22

Дата публицакии 18.04.2022

Поделиться

Одной из основополагающих дисциплинами в подготовке врача любой специальности являются фармакология и клиническая фармакология.

Данные дисциплины находятся в регулярном развитии, происходит увеличение знаний о фармакодинамике лекарственных средств, в связи с появлением новейших препаратов и дженериков. Соответственно эти факторы накладывают определенный отпечаток на изменение в технологии образовательного процесса, применяемые в преподавании данных дисциплин. Необходимо внедрение инновационных подходов в преподавание.  Применение лекарственных препаратов основано на разработке клинических рекомендаций и стандартов. Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 317-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" [1] устанавливает правила в деятельности врача и провизора. Широко используется термин о списке «Жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (ЖНВЛП). С учетом направленности обучения специалистов преподавание фармакологии должно быть скоординировано с данными документами в области формирования устойчивых умений и навыков. Стремительный прогресс в области клинической фармакологии фармакотерапии придает в программу изменения, которые должны включать изучение наиболее современных и актуализированных моментов фармакологии. В связи с этими особенностями необходимо формирование таких профессиональных навыков как быстрый поиск информации, проверка и выписка рецептов.  Материалы преподавания соответствуют ФГОС и основному  Федеральному закону от 25 декабря 2018 г. n 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 федерального закона "об обязательном медицинском страховании в российской федерации" и федеральный закон "об основах охраны здоровья граждан в российской федерации" по вопросам клинических рекомендаций".

В списке рецептурных препаратов должны превалировать лекарственные средства, представленные в ЖНВЛП, в связи с тем, что практикующие врачи зачастую обращаются как раз к данному списку препаратов. Список ЖНВЛП регулярно, ежегодно обновляется, следовательно рецептурный список также должен постоянно обновляться согласно клиническим рекомендациям, стандартам в терапевтической практике врача. На кафедре «фармакологии с курсом клинической фармакологии» внедрены информационные технологии с целью улучшения качества подготовки студентов по учебной дисциплине. Учебных аудитории оснащены компьютерами, что позволяет демонстрировать студентам учебные фильмы, мультимедийные презентации, согласно темам занятий для визуального усвоения материала.

Возможно проведение конференций, круглых столов, касающихся обсуждения социально-значимых проблем: о вреде влияния никотина, алкоголя, наркотиков, психотропных веществ на организм здорового и больного человека. Такой план проведения образовательного процесса позволяет обеспечивать условия для развития мотивации, повышенного интереса к изучению как фармакологии, так и клинической фармакологии. В данном случае у студентов на практических занятиях расширяется как кругозор, так и информированность по изучаемому предмету. Развиваются когнитивные функции — сравнительный анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, и в целом формируется клиническое мышление. На современная этапе у студентов широкий выбор доступа к информационно-образовательной среде вуза, который включает в себя электронные образовательные ресурсы (ЭБС – консультант студента, университетская библиотека ONLINE). В ВУЗе и непосредственно на кафедре фармакологии и клинической фармакологии постоянно работает учебный портал E-LEARNING. На данном портале возможно ознакомиться с электронными пособиями, методическими указаниями, учебной литературой которые способствуют самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям. В целом это намного облегчает поиск основной дополнительной информации по темам практических занятий курса дисциплины. На сайте кафедры для самоподготовки студентов к практическим занятиям выложены репетиционно-проверочные тесты.

Широко для тестирования студентов применяется компьютерный класс. На кафедре практикуется проведение тестового контроля в различных формах —тестирование в начале занятия (входной контроль), выходное тестирование по окончании занятия (выходной контроль), контроль на итоговых занятиях по блоку (циклу из нескольких тем) и контроль перед экзаменом на зачетном занятии. Для проведения тестирования преподавателями кафедры фармакологии и клинической фармакологии постоянно разрабатываются новые тесты, касающиеся современных лекарственных препаратов, и фармакотерапии актуальных заболеваний (согласно новым ФГОС). Виды тестов для студентов применяются разноплановые - с одним ответом, с вариантами выбора несколько правильных ответов, тесты - сопоставления и соответствия, тесты – на продолжение логичного ответа. Использование тестирования служит для предварительной оценки знаний студентов по каждому занятию блоку занятий, а в итоге, и по и учебной дисциплине в целом.

Портал E-LEARNING оказался востребованным и используются во многих Российских университетах, включая Пятигорский медико-фармацевтический институт [2,3]. Каждому обучающемуся присваивается личный логин и пароль, с помощью которого возможно получить доступ к личному кабинету. Войдя в портал, студенты получают доступ к материалами изучаемой дисциплины (например, клинической фармакологии на 4 и 5 курсах), учебно-методическими пособиями, (лекционному материалу, заданиям к практическим занятиям и изучаемым вопросам по клинической фармакологии). Материалы, размещенные на кафедре клинической фармакологии, дают возможность студентам достаточно глубоко осуществлять самостоятельного подготовку к практическим занятиям. Проведен анализ удовлетворенности студентов преподаванием дисциплины в настоящий момент, что приобретает значение в связи с внесением изменений в процесс изучения дисциплины. Анкетирование студентов фармацевтического, лечебного, и стоматологического факультетов проводилось в мае 2021 года, а также в декабре 2021 года для студентов фармацевтического факультетов перед выходом на сессию.

В тестовом опросе приняли участи 95,5% студентов, обучавшихся в 2020-2021 году на кафедре фармакологии и клинической фармакологии по дисциплине «клиническая фармакология». Высоко оценили состояние учебных аудиторий, наличие компьютерного класса, мультимедийное оснащение учебных комнат 91% опрошенных студентов. Отмечается неуклонный рост удовлетворенности студентов стилем преподавания клинической фармакологии: в 2019 году - 81%, в 2020 - 85%, в 2021 - 92% студентов.

Качество организации практических занятий на кафедре, стабильность полученных студентами знаний, умений и навыков постоянно находятся на высоком уровне показал анализ анкет. Этому способствует мастерство преподавательского состава, активное использование сайта кафедры.

Заключение. В целом, современность программ и внедрение новых инновационных интернет-технологий способствует повышению подготовки будущего провизора, врача-лечебника и врача стоматолога по дисциплинам фармакологии и клинической фармакологии.

Список литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 317-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств".
  2. Арльт А.В. Анализ дистанционного обучения курса клинической фармакологии в пятигорском медико-фармацевтическом институте/А.В. Арльт Е.Е. Зацепина, Т.А. Лысенко //Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. – С. 91.
  3. Рудых Л.Г. Дистанционное обучение в вузе: проблемы и перспективы // Молодежный вестник ИРГТУ. - 2020. -Т. 10. - № 2. - С.158-162.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary