ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В ЦИФРОВОЙ ЭПОХЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В ЦИФРОВОЙ ЭПОХЕ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

66

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 48 (146), декабрь ‘23

Дата публикации 10.12.2023

Поделиться

Сегодня одним из важнейших направлений концепции модернизации российского образования является подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда. В стремительно развивающемся обществе требования к школьному учителю постоянно возрастают. Чтобы быть востребованным, современный педагог должен постоянно самосовершенствоваться, обладать высокой квалификацией и необходимой информационной культурой для того, чтобы применять информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения.

Цифровая эпоха вносит существенные изменения в образовательную сферу, требуя от педагогов адаптироваться к новым образовательным технологиям и инструментам. Адаптация к цифровой среде становится ключевой профессиональной компетенцией педагогов, позволяющей им эффективно осуществлять образовательный процесс. В этом контексте выделяются следующие аспекты адаптации к новым образовательным технологиям и инструментам:

1. Осознание значимости цифровой трансформации: Педагоги должны осознавать важность цифровой трансформации и ее роли в современном образовательном процессе. Понимание того, какие новые технологии и инструменты могут улучшить обучение и воспитание учащихся, является первым шагом к успешной адаптации.

2. Обучение и профессиональное развитие: Адаптация к новым образовательным технологиям требует постоянного обучения и профессионального развития педагогов. Учителя должны посещать курсы, тренинги и вебинары по использованию цифровых инструментов, изучать новые методики и подходы к обучению, а также обмениваться опытом с коллегами.

3. Гибкость и адаптивность: Педагоги должны обладать гибкостью и адаптивностью, чтобы успешно внедрять новые технологии в свою педагогическую практику. Информационные технологии развиваются быстрыми темпами, и педагоги должны быть готовы изменять свои методы и подходы в соответствии с современными требованиями и потребностями учащихся.

4. Исследовательский подход: Педагоги должны развивать исследовательский подход к изучению новых образовательных технологий и инструментов. Изучение научных исследований, анализ статистических данных и опыт других педагогов позволит им лучше понять эффективность и применимость различных инноваций в своей практике.

5. Поддержка и сотрудничество: Важным аспектом адаптации к новым образовательным технологиям является поддержка со стороны администрации и коллег. Педагоги должны чувствовать поддержку в освоении новых инструментов и иметь возможность обмениваться опытом с другими учителями. Коллективное сотрудничество способствует более успешному внедрению цифровых инноваций.

6. Креативность и инновации: Адаптация к новым образовательным технологиям требует креативности и готовности к экспериментам. Педагоги должны искать новые подходы к обучению, создавать интерактивные уроки, использовать мультимедийные материалы и искать инновационные методы воспитания и мотивации учащихся [5].

Адаптация к новым образовательным технологиям и инструментам - это непрерывный процесс, который требует от педагогов готовности к постоянному обучению и развитию. Эффективная адаптация способствует повышению качества образования, мотивации учащихся и созданию инновационной образовательной среды.

В цифровой эпохе педагогам предоставляются широкие возможности для эффективного использования цифровых ресурсов в учебном процессе. Это включает в себя разнообразные онлайн-материалы, образовательные платформы, мультимедийные инструменты и другие цифровые ресурсы. Умение эффективно использовать эти ресурсы становится важной компетенцией для современных педагогов. Ниже представлены ключевые аспекты умения эффективно использовать цифровые ресурсы в учебном процессе:

1. Оценка и выбор подходящих ресурсов: Педагоги должны уметь оценивать качество и соответствие цифровых ресурсов учебным целям и потребностям учащихся. Существует множество образовательных платформ, приложений и онлайн-ресурсов, и учителя должны уметь выбирать те, которые наилучшим образом соответствуют содержанию урока, возрасту учащихся и методам обучения.

2. Интеграция цифровых ресурсов в учебный процесс: Педагоги должны уметь интегрировать цифровые ресурсы в учебную программу и создавать сбалансированный и многогранный учебный материал. Цифровые ресурсы могут быть использованы для разнообразных целей, таких как объяснение новых понятий, проведение интерактивных упражнений, демонстрация мультимедийных материалов и организация онлайн-коллаборации.

3. Создание интерактивных учебных материалов: Педагогам следует развивать навыки создания интерактивных и мультимедийных учебных материалов. Они могут использовать специальные программы и инструменты для создания интерактивных презентаций, вебинаров, видеоуроков, онлайн-тестов и других материалов, которые сделают учебный процесс более увлекательным и эффективным.

4. Поддержка и мотивация учащихся: Эффективное использование цифровых ресурсов способствует повышению мотивации учащихся к учебе. Педагоги могут предоставлять доступ к разнообразным онлайн-ресурсам и образовательным платформам, которые позволяют учащимся обучаться в более интересной и гибкой форме. Использование мультимедийных материалов и интерактивных упражнений также способствует активному участию учащихся в образовательном процессе.

5. Обратная связь и оценка: Цифровые ресурсы предоставляют учителям возможность более оперативно оценивать успеваемость учащихся и предоставлять обратную связь. Онлайн-тестирование, оценка заданий и обмен мнениями через электронные платформы позволяет учащимся получать мгновенную обратную связь и следить за своим прогрессом.

6. Развитие информационной грамотности: Педагоги должны обладать информационной грамотностью и уметь находить, оценивать и использовать надежные и достоверные цифровые ресурсы. Это включает в себя умение проверять источники информации, отличать правдивую информацию от дезинформации и использовать цифровые ресурсы в соответствии с академическими стандартами [1].

Умение эффективно использовать цифровые ресурсы в учебном процессе позволяет педагогам расширить возможности образования, сделать обучение более интересным и привлекательным, а также повысить качество образования в целом. Кроме того, использование цифровых инструментов помогает подготовить учащихся к жизни в информационном обществе и развить ключевые навыки, необходимые для успешной адаптации к постоянно меняющемуся миру.

В условиях цифровизации образования педагогам становится важным развивать навыки онлайн-взаимодействия с учениками и коллегами. Виртуальное общение становится неотъемлемой частью образовательного процесса, и умение эффективно коммуницировать в онлайн-среде становится ключевой профессиональной компетенцией. Ниже представлены основные аспекты развития навыков онлайн-взаимодействия:

1. Эффективное ведение онлайн-уроков: Педагогам следует развивать навыки эффективного ведения онлайн-уроков. Это включает в себя умение ясно и доходчиво объяснять материал, использовать интерактивные методы обучения, вовлекать учеников в обсуждение и давать обратную связь. Учителя должны адаптировать свой стиль преподавания к онлайн-формату и создавать стимулирующую образовательную среду.

2. Организация онлайн-коллаборации: Развитие навыков онлайн-коллаборации среди учеников и коллег способствует активному взаимодействию и обмену знаний. Педагогам следует учить учеников эффективно сотрудничать в онлайн-проектах, работать в группах, делиться знаниями и обмениваться опытом. Онлайн-коллаборация развивает коммуникационные навыки и способствует обогащению образовательного опыта.

3. Онлайн-коммуникация с родителями: Умение эффективно общаться с родителями через онлайн-каналы становится все более важным аспектом образовательного процесса. Педагогам следует информировать родителей о прогрессе и успехах учеников, предоставлять обратную связь и решать возникающие вопросы. Открытая и прозрачная коммуникация с родителями способствует успешному сотрудничеству в поддержке образовательного процесса.

4. Использование социальных сетей и образовательных платформ: Педагогам следует развивать навыки использования социальных сетей и образовательных платформ для общения с учениками и коллегами. Это позволяет учителям устанавливать связь с учащимися вне аудитории, обмениваться материалами и обсуждать учебные вопросы. Образовательные платформы также предоставляют учителям возможность создавать онлайн-уроки и предоставлять доступ к образовательным ресурсам.

5. Онлайн-сотрудничество с коллегами: Развитие навыков онлайн-сотрудничества среди педагогов позволяет эффективно обмениваться опытом, ресурсами и методиками преподавания. Учителя могут участвовать в профессиональных онлайн-сообществах, обсуждать педагогические вопросы, проводить совместные проекты и поддерживать коллегиальные отношения.

6. Культура онлайн-общения: Важным аспектом развития навыков онлайн-взаимодействия является культура онлайн-общения. Педагогам следует соблюдать правила этикета и уважать мнения и точки зрения учеников и коллег. Корректное и уважительное общение способствует созданию позитивной и поддерживающей образовательной среды [2].

Развитие навыков онлайн-взаимодействия является важным элементом профессионального роста педагога в цифровой эпохе. Учителя, обладающие этой компетенцией, способны более эффективно коммуницировать с учениками, родителями и коллегами, создавая поддерживающую образовательную среду и способствуя успешному обучению и воспитанию.

Список литературы

  1. Колыхматов В. И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2019. – №. 8 (174). – С. 95.
  2. Ли Я. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования //Профессиональное образование и общество. – 2021. – №. 3. – С. 212.
  3. Муканова Р. А. Профессиональное развитие педагогов в условиях цифровизации образования //Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе. – 2021. – С. 718.
  4. Трегубова Т. М. Модели профессионального развития педагогов в условиях цифровизации: бенчмаркинг успешных практик //Бизнес. Образование. Право. – 2021. – №. 3. – С. 352.
  5. Трегубова Т. М., Кац А. С., Шибанкова Л. А. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования //Высшая школа: научные исследования. Материалы Межвузовского научного конгресса. – 2020. – №. 1. – С. 37.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее