ПРОЕКТИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ"

ПРОЕКТИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ"

Авторы публикации

Рубрика

Образование

Просмотры

4

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 8 (158), Март ‘24

Дата публикации 28.02.2024

Поделиться

Статья посвящена проектированию самостоятельной работы обучающихся, которая может быть использованы на занятиях по экономическим дисциплинам в колледже. В статье рассмотрены и разработаны методические рекомендации по проектированию самостоятельной работы студентов колледжей в процессе изучения дисциплины «Экономика организации» для дальнейшего включения в учебный процесс колледжей.

Организация самостоятельной работы обучающихся на занятиях в современном колледже является важным процессом для каждого педагога среднего профессионального образования. Формирование у студентов умения работать самостоятельно является частью образовательного процесса, способствуя развитию творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности [5].

Особенностями реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) является то, что подготовка студентов колледжей происходит в условиях сокращения числа часов, отведенных на аудиторную работу, и акцент в подготовке будущего специалиста смещается на самостоятельную работу обучающихся. Стремительное развитие современных информационных и коммуникационных технологий делает их доступными для преподавателей и обучаемых как при аудиторной, так и при внеаудиторной самостоятельной работе.

Изучая теоретические аспекты организации самостоятельной работы, были сделаны выводы, что имеется явное противоречие между потребностями среднего профессионального образования в формировании у студентов умения самостоятельно работать и наличием эффективной методики по организации самостоятельной работы студентов. Данное противоречие позволяет сформулировать проблему настоящего исследования, состоящую в необходимости проектирования и разработки методики организации занятий, непосредственно направленных на формирование умений и навыков самостоятельной деятельности обучающихся колледжей в процессе изучения экономических дисциплин [6].

Объект исследования – самостоятельная работа обучающихся колледжей.

Предмет исследования – проектирование самостоятельной работы обучающихся колледжа при изучении дисциплины «Экономика организации».

Цель исследования – теоретическое обоснование, проектирование и экспериментальная проверка методики организации самостоятельной работы обучающихся колледжей при изучении экономических дисциплин.

Методы исследования: теоретические методы (анализ литературы по проблеме, синтез, сравнение, обобщение); эмпирические методы (педагогический эксперимент, тестирование, анализ документации, наблюдение, анализ деятельности обучающихся).

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать разработанную методику организации самостоятельной работы в качестве рекомендаций для обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) при изучении дисциплины «Экономика организации».

Целью самостоятельной работы студентов является содействие оптимальному усвоению учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании. Самостоятельная работа студентов должна способствовать развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению задач учебного и профессионального уровня. 

Для этого была проведена экспериментальная работа три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Констатирующий этап – проведение первичной диагностики уровня самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Экономика организации».

Исследование проводилось в три этапа, на каждом из которых осуществлялись определенные действия:

  1. Констатирующий - на этом этапе был подобран диагностический инструмент, рассмотрены основные понятия и сущность самостоятельной работы студентов, а также ее классификация, виды и формы, приведены основные методы контроля. Определен уровень самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Экономика организации», проведено эмпирическое исследование, посредством авторскому опроснику, получены результаты и проведена их интерпретация.

В исследовании участвовало 25 студентов, результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты первой диагностики

Результаты первой диагностики

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Абсолютное выражение

3

16

6

Относительное выражение

12%

65%

23%

 

Итак, констатирующий этап эксперимента показал, что необходимо улучшать качество организации самостоятельной работы в колледже. Разработать методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Экономика организации».

  1. Формирующий - на втором этапе были разработаны методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика организации». Методические рекомендации были включены в учебный процесс КГБПОУ Бийский государственный колледж г. Бийска.

Было разработано шесть самостоятельных работ с технологическими картами и технологическим ходом занятий. Все задания комбинированного типа, с использованием активных методов обучения, таких как деловые игры, а также наглядно - демонстрационных способов, таких как: таблицы, презентации). 

В методических рекомендациях представлена тематика самостоятельных работ, прописаны задания и формы представления и даны рекомендации по выполнению заданий, дан алгоритм их выполнения, сформулированы критерии самооценки выполненной работы, виды контроля качества выполненной работы, рекомендуемые источники информации. 

  1. Контрольный - на третьем этапе проводилась повторная оценка уровня эффективности разработанных методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы студентов, результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты второй диагностики

Результат первой диагностики

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Абсолютное выражение

10

13

2

Относительное выражение

41%

54%

5%

 

Сравнительный анализ работ, выполненных на начальном этапе, с итоговой работой показывает, что результат улучшился. Это свидетельствует о том, что экспериментальная работа подтвердила свою эффективность.

Список литературы

  1. Афанасьев, Е.Н. Некоторые аспекты процесса повышения качества профессионального образования [Текст]: материалы Всероссийской научно – практической конференции; сб. науч. Трудов / Е.Н. Афанасьев, В.Е.Медведева // Орел: ОГПУ, 2019. – 251 с.
  2. Ахиев, З.В. Активизация самостоятельной работы студентов - путь к повышению качества подготовки специалистов среднего звена [Текст] / З.В.Ахиев // Инновации в образовании, 2018. – № 1. – С. 8-9
  3. Баженов, Т.В. О самостоятельной работе студентов [Текст] / Т.В.Баженова // Специалист. - № 5, 2020. – С. 17-20
  4. Ильина, И.И. Современные технологии обучения. Практикум: учебное пособие / И. И. Ильина. – М.: «Юрайт», 2019. – 339 с.
  5. Капичникова, Е.Л. Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях колледжа [Текст] / Е.Л. Капичникова// Среднее профессиональное образование, 2019. – № 5. – С. 78-80
  6. Клишева, В.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов // Инновации в образовании, 2020. – № 5. – С. 56-57
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее