Организация самостоятельной работы обучающихся на занятиях в современном колледже является важным процессом для каждого педагога среднего профессионального образования. Формирование у студентов умения работать самостоятельно является частью образовательного процесса, способствуя развитию творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности [5].
Особенностями реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) является то, что подготовка студентов колледжей происходит в условиях сокращения числа часов, отведенных на аудиторную работу, и акцент в подготовке будущего специалиста смещается на самостоятельную работу обучающихся. Стремительное развитие современных информационных и коммуникационных технологий делает их доступными для преподавателей и обучаемых как при аудиторной, так и при внеаудиторной самостоятельной работе.
Изучая теоретические аспекты организации самостоятельной работы, были сделаны выводы, что имеется явное противоречие между потребностями среднего профессионального образования в формировании у студентов умения самостоятельно работать и наличием эффективной методики по организации самостоятельной работы студентов. Данное противоречие позволяет сформулировать проблему настоящего исследования, состоящую в необходимости проектирования и разработки методики организации занятий, непосредственно направленных на формирование умений и навыков самостоятельной деятельности обучающихся колледжей в процессе изучения экономических дисциплин [6].
Объект исследования – самостоятельная работа обучающихся колледжей.
Предмет исследования – проектирование самостоятельной работы обучающихся колледжа при изучении дисциплины «Экономика организации».
Цель исследования – теоретическое обоснование, проектирование и экспериментальная проверка методики организации самостоятельной работы обучающихся колледжей при изучении экономических дисциплин.
Методы исследования: теоретические методы (анализ литературы по проблеме, синтез, сравнение, обобщение); эмпирические методы (педагогический эксперимент, тестирование, анализ документации, наблюдение, анализ деятельности обучающихся).
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать разработанную методику организации самостоятельной работы в качестве рекомендаций для обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) при изучении дисциплины «Экономика организации».
Целью самостоятельной работы студентов является содействие оптимальному усвоению учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании. Самостоятельная работа студентов должна способствовать развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению задач учебного и профессионального уровня.
Для этого была проведена экспериментальная работа три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Констатирующий этап – проведение первичной диагностики уровня самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Экономика организации».
Исследование проводилось в три этапа, на каждом из которых осуществлялись определенные действия:
- Констатирующий - на этом этапе был подобран диагностический инструмент, рассмотрены основные понятия и сущность самостоятельной работы студентов, а также ее классификация, виды и формы, приведены основные методы контроля. Определен уровень самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Экономика организации», проведено эмпирическое исследование, посредством авторскому опроснику, получены результаты и проведена их интерпретация.
В исследовании участвовало 25 студентов, результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты первой диагностики
Результаты первой диагностики |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Абсолютное выражение |
3 |
16 |
6 |
Относительное выражение |
12% |
65% |
23% |
Итак, констатирующий этап эксперимента показал, что необходимо улучшать качество организации самостоятельной работы в колледже. Разработать методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Экономика организации».
- Формирующий - на втором этапе были разработаны методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика организации». Методические рекомендации были включены в учебный процесс КГБПОУ Бийский государственный колледж г. Бийска.
Было разработано шесть самостоятельных работ с технологическими картами и технологическим ходом занятий. Все задания комбинированного типа, с использованием активных методов обучения, таких как деловые игры, а также наглядно - демонстрационных способов, таких как: таблицы, презентации).
В методических рекомендациях представлена тематика самостоятельных работ, прописаны задания и формы представления и даны рекомендации по выполнению заданий, дан алгоритм их выполнения, сформулированы критерии самооценки выполненной работы, виды контроля качества выполненной работы, рекомендуемые источники информации.
- Контрольный - на третьем этапе проводилась повторная оценка уровня эффективности разработанных методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы студентов, результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты второй диагностики
Результат первой диагностики |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Абсолютное выражение |
10 |
13 |
2 |
Относительное выражение |
41% |
54% |
5% |
Сравнительный анализ работ, выполненных на начальном этапе, с итоговой работой показывает, что результат улучшился. Это свидетельствует о том, что экспериментальная работа подтвердила свою эффективность.
Список литературы
- Афанасьев, Е.Н. Некоторые аспекты процесса повышения качества профессионального образования [Текст]: материалы Всероссийской научно – практической конференции; сб. науч. Трудов / Е.Н. Афанасьев, В.Е.Медведева // Орел: ОГПУ, 2019. – 251 с.
- Ахиев, З.В. Активизация самостоятельной работы студентов - путь к повышению качества подготовки специалистов среднего звена [Текст] / З.В.Ахиев // Инновации в образовании, 2018. – № 1. – С. 8-9
- Баженов, Т.В. О самостоятельной работе студентов [Текст] / Т.В.Баженова // Специалист. - № 5, 2020. – С. 17-20
- Ильина, И.И. Современные технологии обучения. Практикум: учебное пособие / И. И. Ильина. – М.: «Юрайт», 2019. – 339 с.
- Капичникова, Е.Л. Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях колледжа [Текст] / Е.Л. Капичникова// Среднее профессиональное образование, 2019. – № 5. – С. 78-80
- Клишева, В.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов // Инновации в образовании, 2020. – № 5. – С. 56-57