Способы преодоления языкового барьера определяются причинами его вызывающими в каждом отдельном случае. На преодоление языкового барьера необходимо обратить внимание на начальных этапах обучения иностранному языку. В процессе преодоления языкового барьера участвуют две стороны: учитель и обучающийся.
Е.Б. Никитина выделяет два способа преодоления языкового барьера: метакогнитивный и когнитивный.
Метакогнитивный способ, то есть «мышление о мышлении» относится к умственным процессам, контролирующим и регулирующим человеческое мышление. Суть данного способы заключается в осознании самими учащимися своих возможностей для освоения знаний и развитию самостоятельности в процессе обучения. Учащиеся должны иметь чёткую цель, навыки самостоятельного планирования процесса овладения знаниями. Сюда относят умение самостоятельно адекватно оценивать и анализировать свои успехи и неудачи, а также делать соответствующие выводы. То есть, ответственным за результат является учащийся.
Обучающийся должен постараться ставить цели, планировать время, учиться усидчивости и работоспособности.
Как отмечает Е.Б. Никитина, успех зависит от наличия предварительно сформированных навыков, способствующих рациональной организации самостоятельной работы, умения планировать эту работу, чётко ставить систему задач, вычленять среди них главные, умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в её начале, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе [1, с. 123-124].
Большое значение имеет мотивация. К мотивации можно отнести личные амбиции в будущей карьере, так как в современном мире знание английского языка часто необходимо для получения высокооплачиваемой работы, для продвижения по карьерной лестнице. В процессе изучения иностранного языка параллельно развиваются когнитивные способности, в результате изучающим язык легче понимать всю многогранность мира. Изучение иностранного языка повышает коммуникативную компетенцию, формируя коммуникативно-речевые умения. Коммуникативная компетентность – это сформированная способность человека выступать в качестве субъекта коммуникативной деятельности общения. Изучение иностранного языка предполагает расширение кругозора.
Когнитивный способ предполагает развитие всех видов мыслительных процессов. Их всего четыре: восприятие, память, воображение, логика. Ответственным за результат является учитель, так как он должен помочь преодолеть все барьеры в изучении английского языка. Учителю следует обратить внимание на интеллектуальные способности обучающегося, что в современной методике преподавания называется «индивидуальный подход». Учитель призван мотивировать и поощрять учащихся к изучению учебного предмета, в данном случае – английскому языку [2, с. 1-9].
С этой целью учитель организует следующие виды деятельности:
- Повторение с использованием визуальных и коммуникативных средств.
- Детализация, то есть применение дополнительной информации в письменной и устной речи.
- Трансформация, в ходе чего учащиеся упрощают или усложняют имеющуюся информацию.
- Групповая работа предполагает развитие навыков коммуникации и совместной деятельности в группе или в команде [3, с. 58].
Задачи учителя можно условно разделить на несколько групп:
- создание благоприятной психологической атмосферы, дружеской обстановки. В начале обучения процесс изучения медленный. Навык формирования предложений занимает некоторое время, так как необходима практика. Отработка умений и навыков – это длительный процесс;
- умение сочетать различные методики обучения;
- развитие четырёх видов речевой деятельности учащихся;
- формирование заинтересованности учащихся к изучению языка; Например, создание ситуаций общения, в которых обучающемуся захочется выразить своё мнение, согласиться или не согласиться, а также поспорить;
- использование современных мультимедийных средств обучения;
- использование цветных картинок для наглядности, что способствует быстрому запоминанию новой лексики;
- использование современных аутентичных видеоматериалов и аудиоматериалов;
- выборка нужной лексики и грамматических структур, актуальных для решения поставленных задач как на уроке, так и для последующего процесса обучения и для жизни;
- параллельно с развитием устной и письменной речи расширение кругозора учащихся;
- повышение самооценки учащихся, укрепление уверенности в своих силах. Необходимо учитывать, что в процессе обучения у обучающихся естественно будут ошибки;
- использование ассоциативных жестов и мимики для изучения новой лексики и повторения фраз в целом. Процесс запоминания происходит лучше, когда заучивание сочетается с физической активностью. Жестикуляция, как физическая активность на уроке, может стать отличным способом быстрее запомнить информацию;
- использование онлайн сервисов для запоминания и повторения информации, которую можно представить в виде учебных карточек. Примерами таких сервисов могут быть: Quizlet, StudyStack, Brainscape, Cueflash, Flashcards [3, с. 58].
Многое зависит и от самих обучающихся, их целеустремлённости, усидчивости, выработке положительного отношения к изучению языка. Необходимо стремиться к адекватному восприятию партнёров по общению, к позитиву и доброжелательности, к конструктивному прояснению смысловых нюансов [3, с. 58].
Список литературы
- Никитина Е.Б. Барьеры в изучении английского языка и способы их преодоления / Е.Б. Никитина // Человеческий капитал: научно-практический журнал. – 2020. – №5 (137). – С.123-131
- Стаканова, Е. В. Языковая тревожность и барьеры при изучении иностранного языка: мотивационно-смысловая интерпретация / Е. В. Стаканова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 3. – С. 1-9
- Царева Л.М., Марченко С.Б. К Вопросу о языковом барьере и путях его преодоления // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – №3. – С. 58