Рисунок 1. Образные этапы развития компании
Зачем компании нужны стратегия и тактика?
Это статья для тех, кто планировал разработать стратегию, но все еще этого не сделал, а сейчас вынужден, наконец, за это взяться, и для тех, чья стратегия оказалась недостаточно крепко связана с тактическим движением и ежедневными задачами и плохо работает в сложившихся условиях.
Мы расскажем, как:
- быстро разработать жизнеспособную и адаптивную стратегию, а не очередной документ, который будет пылиться на гугл диске;
- заставить стратегию компании работать каждый спринт и каждый день в любых условиях;
- сделать так, чтобы она помогала развиваться не только компании, но и сотрудникам.
Необходимость формализовать стратегию, как правило, возникает не сразу, а по мере роста компании — по мере развития продукта и расширения команды.
Пока вы небольшой стартап, всё просто — вы ежедневно общаетесь, вы на одной волне, решения принимаются сообща, есть возможность вместе обсуждать самые важные из них. Но вот вас уже 20, 30, 40. И уже не все могут ответить на вопрос, что вы делаете и зачем, какая у компании цель, кто ключевые клиенты, в какой рынок вы целитесь и так далее. Нестандартные решения начинают появляться хаотично, маркетинг все меньше связан с продуктом, продажи пытаются продать все всем подряд. Вы чувствуете, что команды и люди внутри команд расфокусированы, у каждого свое видение, все бегут в разные стороны. Ваша скорость снижается, а команда теряет мотивацию.
Знакомая история? Что ж, мы чувствуем вашу боль!
У нас такие проблемы возникли, когда нас стало больше 30. Мы быстро росли, вырисовывалась структура компании, появлялись команды и тимлиды. Все больше было тех, кто мог принимать решения и принимал их ежедневно. И уже не было возможности все решения обсуждать. Но все эти решения влияли на то, как развивались продукт и компания.
«Чем дальше, тем сложнее было управлять процессом и мониторить принимаемые решения. Не хотелось мониторить решения, хотелось, чтобы просто были какие-то правила, по которым они принимаются», -
Дмитрий Сергеев, CEO & founder Carrot quest
Уверены, что у вас не так? Попробуйте провести небольшое исследование — поговорите с коллегами из разных команд спросите их:
- как они видят будущее компании,
- в какие технологии и подходы верят,
- на что готовы сделать ставку.
Вы увидите, насколько разнятся их представления.
Чтобы эта расфокусировка не навредила компании, особенно в условиях удаленной работы и общей перегруженности, нужно стратегирование: вы ставите цели и выбираете направление, в котором будут двигаться все.
«Стратегия — это угол в 30 градусов», -
Илья Трегубов, Head of Product образовательной платформы Teachbase
Тактическое планирование позволяет разметить путь — обозначить цели поменьше, чтобы двигаться было проще.
Итак, проблема № 1 — расфокус.
Какие еще возникают проблемы?
Проблема № 2 — забвение:
- У компании уже есть стратегия, но о ней никто не помнит: о ней не знают сотрудники, а тимлиды вспоминают раз в год.
Проблема № 3: отсутствие декомпозиции:
- Стратегия может быть продумана на уровне топ-менеджмента, но потом никак не декомпозируется на ежедневные практики.
Проблема № 3: неудачный релиз:
Стратегия плохо донесена до команды или просто-напросто плохо написана.
Проблема № 4: фрустрация:
- Кроме того, когда стратегические цели регулярно не достигаются, доверие к стратегическому менеджменту у команды пропадает.
Как написать такую стратегию, которая будет работать в любых условиях
Как избежать этих проблем?
1. Убедите всех, что без изменений компания дальше существовать и развиваться не сможет.
Покажите всем результаты своего исследования, доказывающего существование реального расфокуса в команде. Объясните, как ситуация изменится с появлением стратегии.
2.Формируйте стратегию с участием команды.
Сделайте это на стратегической сессии. На стратегической сессии люди включаются, все участвуют в принятии решений. Всем понятно, что и откуда взялось. Так стратегия не будет чем-то, что принесли сверху или передали «из-за перегородки из красного дерева».
3. Пропишите только цель и стратегические ставки.
Не пишите манускрипт. Выберите цель на период, который вы для себя обозначили. Обычно стратегию продумывают на год, два или три вперед.
4.Четко сформулируйте ставки и разделите их по направлениям.
У нас есть:
- ставки по процессам и команде,
- ставки по продукту,
- ставки, касающиеся маркетинга и продаж.
5. Положите данные в основу стратегии.
В основе стратегии должны быть данные, чтобы ее было легко превратить в деятельность. Создавайте стратегию на основе анализа рынка и конкурентов, своих результатов в конкретных метриках. Без данных стратегия будет просто красивыми словами, которые ничего не значат и быстро забываются.
6. Хорошо презентуйте стратегию на уровне компании.
Цепляющая презентация и понятный документ, к которому легко обратиться, обязательны. Поразите всех!
7. Приготовьтесь задавать много вопросов.
Нужно постоянно спрашивать: «А вы помните, куда мы идем?» На каждом срезе OKR (objectives and key results – цели и ключевые результаты), при планировании каждого спринта нужно задавать себе вопросы: «А это соответствует нашим стратегическим ставкам? А это приведет нас туда, куда мы хотим? Это произойдет через то время, которое мы определили?»
Задавать одни и те же вопросы постоянно — утомительно, но они помогают бежать быстрее и в нужном направлении.
Как правильно декомпозировать стратегию: стратегические, тактические и операционные задачи
Стратегия компании существует на трех уровнях: стратегия, тактика и операционные процессы.
Что находится на разных уровнях:
- стратегический (на уровне компании): цели + стратегические ставки;
- тактический, среднесрочное планирование (на уровне компании и на уровне команд): квартальные OKR, ежемесячные срезы по ним;
- операционный (на уровне команд и отдельных ребят): ежедневные процессы — постановка спринтов (1-2 недели) и их выполнение.
Стратегия работает как надо только тогда, когда все три уровня последовательно связаны между собой: стратегия выражается в тактику, а тактика — в операционку.
Эта связка гарантирует, что движение в сторону стратегических целей не будет прерываться. Если нет квартального, месячного или недельного планирования — связь теряется, и стратегия не работает.
Стратегический уровень: цель и ставки
Это верхний уровень планирования. Здесь находятся цели компании на период и стратегические ставки.
Цель — это то, к чему вы хотите прийти.
Цель может выражаться в значениях метрик (MRR или ARR), описывать желаемую позицию на рынке («стать лидером на рынке», «войти в топ-3») или стадию роста компании («привлечь Х инвестиций» и т. д.). Целей может быть несколько или одна. Мы решили выбрать одну цель.
Стратегические ставки — это принципы и ограничения, которые вы устанавливаете, чтобы не «сходить с пути» к цели. При этом стратегические ставки похожи на ставки в азартных играх. Это решения, подходы, продукты и технологии, в которые вы верите, на которые вы готовы «поставить» ресурсы — прежде всего, время команды.
Как работают ставки
Важно, что хорошая стратегия одновременно показывает, куда нужно двигаться и что делать не нужно. Есть четкие направления — ставки. Если цель — это направление движения, то ставки — направляющие ограничители. Все, что им противоречит, надо научиться не делать.
Примеры наших стратегических ставок:
- Легко встраиваться в экосистему клиентов с помощью интеграций.
- Быть компанией с современным дизайном (UX, UI).
- Отдавать приоритет международному рынку и развитию англоязычного продукта — Dashly.
- «First-give» подход.
- «Стратставки — это хороший способ ограничить выбор решений, чтобы все решения принимались в верном направлении», -
Дмитрий Сергеев, CEO & founder Carrot quest
Есть ставка на интеграции — и мы изучаем диджитал-экосистемы наших клиентов, чтобы лучше и быстрее встраиваться в их бизнес-процессы, а не разрабатываем новые функции, работу которых уже выполняют другие сервисы.
Или «first-give» подход. Мы верим, что если быть полезными для пользователей, для сообщества — к вам потянутся. Этим принципом мы руководствуемся с момента появления Carrot quest, и он ни разу нас не подвел.
Тактический уровень: OKR
Попытка сразу переложить стратегию на операционку приводит к тому, что вы не знаете, что нужно делать каждый день для достижения целей. Поэтому появляется уровень тактики. На этом уровне формируются OKR.
OKR (Objectives and key results) — это ключевые цели и результаты на период.
Из чего складываются OKR:
Objective — цель на OKR период. Амбициозная, сложно достижимая, фокусирующая. У каждой такой цели должно быть от 2 до 5 ключевых результатов.
Key result — методы или способы проверки достижение цели. Однозначные, доказуемые, прозрачные.
Initiatives — значительные изменения, внутренние проекты или большие гипотезы, которые должны привести нас к большой цели.
OKR могут быть квартальные или ежемесячные. Иногда OKR называют инструментом стратегического планирования, но это не так. OKR — это тактическое планирование. OKR, как правило, выражаются в метриках. И в этом их отличие от ставок: если OKR — это цифры, то ставки — это то, что оцифровать нельзя.
Декомпозиция происходит следующим образом: стратегия — на год, тактические цели — на квартал. Тактические цели должны помогать достичь стратегических. Дальше выставляются квартальные OKR и OKR на месяц.
«Достижение стратегических целей похоже на трекинг в горах: чтобы достичь самого высокого пика, нужно покорить еще несколько поменьше. Пики поменьше — это и есть OKR», -
Илья Трегубов, ментор по стратегии и продуктовому мышлению
Операционный уровень: спринтовые задачи и ежедневные процессы
Спринты и недельное планирование строятся так, чтобы команда могла достичь ежемесячных OKR.
Как работает декомпозиция на этом уровне:
- формулируете квартальные OKR;
- даете команде время;
- каждый участник берет инициативу;
- команда в полном составе решает, как распределить задачи;
- договариваетесь о сроках по конкретным задачам.
Когда есть OKR, вы знаете от уровня всей компании и, в идеале, до каждого человека, что и в какие сроки нужно делать, чтобы повысить те или иные показатели.
А стратегические ставки дают команде необходимый фокус, чтобы не делать все подряд.
«Задача ставок — привести всех к общему знаменателю. Чтобы все были на одной волне в команде, знали свои ограничения и фокусировались на том, что нужно делать, чтобы компания достигла цели», -
Дмитрий Туровский, Head of Product Carrot quest
Нужны ли персональные OKR
Персональные OKR стоит вводить только по желанию. Наш опыт показал, что персональные OKR — классная штука, и они неизбежно возникают в здоровой команде. Если у вас инициативная команда и ребята не боятся брать на себя ответственность, у вас тоже появится уровень персональных OKR.
Рисунок 2. Пример персонального ОKR
Как не забывать о стратегии
- Закрепите ставки и OKR
Нужно сделать так, чтобы к их списку всегда можно было обратиться. Лучше всего — если они всегда перед глазами. Закепите их везде, где можно. В Miro, в Notion, в Favro. В Favro связывайте их с OKR, а OKR — с конкретными задачами.
Рисунок 3. OKR в Favro
- Обсуждайте их
Открытая и честная коммуникация полезна. Чем чаще кто-то из команды напоминает о ставках, тем быстрее их запоминают все остальные. Поначалу это будут те, кто принимал участие в их разработке. Но со временем, если все задачи будут обсуждаться с этой точки зрения, их запомнят все.
Спорные ставки тоже нужно обсуждать. Один из плюсов этого формата стратегии в том, что компания остается гибкой, а не следует одной стратегии в течение 10 лет. Если вы видите, что какая-то из ставок не работает, то ее можно пересмотреть — после обсуждения и на основании данных. Сделать это можно по итогам квартала или полугодия.
У нас есть специальные ритуалы, чтобы регулярно синхронизироваться на уровне тимлидов: мы назвали их «лидовые побоища» и проводим два раза в месяц. На них в том числе обсуждаем, как работают те или иные ставки. Это позволяет о них помнить и оставаться гибкими.
- Проверяйте любую задачу на соответствие стратегическим ставкам
Нужно постоянно задавать себе и остальной команде множество вопросов:
- где мы находимся;
- что и зачем делаем;
- куда движемся;
- куда нужно двигаться;
- что делать нужно, а что — нет;
- соответствует ли та или иная задача, стратегическим ставкам.
Причем независимо от того, придумали ли вы эту задачу сами или получили от кого-то.
- Делайте регулярные срезы OKR
Мы делаем такие срезы раз в месяц, а иногда и каждый спринт.
- Закрепляйте договоренности между людьми и связи между задачами
И самое важное: на тактическом и операционном уровне работает бюрократия. Не должно быть задач и проектов, подвешенных в воздухе, — у каждой задачи должен быть хозяин и должно быть понятно, как она влияет на движение к общей цели. Это нужно закреплять документально. Мы делаем это в Favro. Причем, Product board связан с бордом OKR и можно проследить, что та или иная задача OKR-ная.
Как тренировать стратегическое мышление
- Фиксируйте цели и результаты
У каждой гипотезы и задачи должен быть ожидаемый результат. Чем чаще вы будете сравнивать ожидаемый результат с полученным в реальности, тем точнее вы научитесь прогнозировать достижение целей. При этом нужно все время выдвигать идеи, генерировать гипотезы и предусмотреть временные ресурсы и бюджет на их проверку.
- Анализируйте результаты и предпосылки и развивайте системное мышление
Развивая системное мышление и персональную осознанность, вы развиваете стратегическое мышление. Учитесь находить закономерности и связи между событиями, которые происходят вокруг вас, постоянно практикуйтесь в поисках причинно-следственных связей, делайте выводы, учитывая взаимосвязь событий.
- Начните с тактики
Хороший подход: начать сначала тактическое движение, а потом перейти к стратегическому. Так вы научитесь планировать цели и достигать их вместе и избежите фрустрации из-за недостижимости стратегической цели и неготовности команды к выбранному темпу.
Так было у нас: мы сначала ввели OKR и научились с ними жить. Это было непросто.
«С каждым этапом OKR мы понимали: надо делать лучше, надо исправлять свои ошибки», -
Дмитрий Туровский, Head of Product Carrot quest
Так мы пришли к осознанию необходимости формализовать стратегию. Сейчас нам проще ее реализовывать — у нас уже есть командный навык тактического движения.
«Навык «куда-то идти», двигаться тактически, как мышцу, нужно постепенно прокачивать», -
Илья Трегубов, Head of Product образовательной платформы Teachbase
Свою стратегию мы сформировали во время стратегической сессии. И всем советуем поступать так же!
Список литературы
- Аднер, Рон. Стратегия процветания. Новый взгляд на конкуренцию, развитие бизнес-экосистемы и лидерство / Рон Аднер; пер. с англ. А. Захарова. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. – 330 с.
- Коляда, А.А. Следующий уровень: Стратегический менеджмент новой эпохи / Андрей Коляда. - М.: Альпина Про, 2023. – 616 с.